18.8.18

Русский народный костюм 16-19 веков - история коротко...

На тему русского народного костюма написано много книг и статей как в печатных изданиях, так и в интернете, а так же мною уже не один раз в этом блоге.
Однако, любя Россию, землю, на которой родился и вырос, а так же помня, что все новое - это хорошо забытое старое, хочу попытаться коротко рассказать о народном костюме 16-19 вв, конечно же из разных источников, в том числе и соцсетей.

---------

Русский национальный/народный костюм 

— сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался народом Руси в повседневном и праздничном обиходе.

Он имеет заметные особенности в зависимости от конкретного места расположения, пола(мужской или женский).назначения(свадебный, праздничный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старых людей)

«По одёжке встречают...»


Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду- племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах.

Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний севернорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья.

Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села.

 Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.


Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.

Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.

Народный костюм так же был двух основных типажей: северный и южный.
В центральной России носили одежду близкой по характеру к северному, хотя и южная русская присутствовала...


Русский национальный костюм стал менее распространен после того, как царь ПетрI в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех ,кроме крестьян, церковных служителей.
Однако я бы немного уточнила: Петр 1 ввел указ на ношение европейского костюма для городских жителей-мещан,а вот народный костюм не тронул.

Но сама мода на народное в России сохранялась всегда(особенно в моде у горожан и богатых сословий народная одежда ярко проявилась в конце 19-начале 20 веков) и сохраняется по сей день.

С этого момента можно считать, что одежда стала по сути своей двух видов: городской костюм и народный.


-----------------

Народный костюм 15-18 веков.

Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие, но, присмотревшись к частям её, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличия, которое преимущественно основывалось на особенностях покроя, к сожалению теперь мало понятных для нашего времени.

Вообще одежда была одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, носили одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.


Обувь простого народа была — лапти из древесной коры- обувь древняя, употребительная во времена язычества(преимущественно до 17 в).

Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев, лозы, некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги.
Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки и четыги.
Все эти виды делались из телячьей кожи, из юфти, у богатых из персидского и турецкого сафьяна.



Сапоги носились до колена и служили вместо штанов для нижней части тела, и для того подкладывались холстиною, их снабжали высокими железными подборами и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве, у царей и и у знатных лиц эти гвозди были серебряные.
 
Чоботы были полусапожки с остроконечными загнутыми вверх носками. Башмаки носили и мужчины и женщины.

 При сапогах и чоботах носили чулки ,шерстяные или шелковые,а зимою подбитые мехом.
 Посадские жены носили так же большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чоботах. 

Бедные крестьянки ходили, как и их мужья, в лаптях.

Все виды обуви были цветными, чаще всего красными и желтыми, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета.

Они расшивались золотом, особенно в верхних частях- голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч.
 И унизывались жемчугом, обычно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяну.

В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома.
Для этого держали в дворе знающих холопов.




------

Мужской народный костюм.

Рубахи у простонародия были холщовые, у знатных и богатых — шелковые.
Русские люди любили красные рубахи и считали их нарядным бельем.

Рубаха шились широкие и не очень длинные, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском- опояском.


В рубахах под мышкою делались треугольные вставки из другого полотна , расшитого пряжей или шелком, или же из цветной тафты.

По подолу и по краям рукавов рубахи отделывались тесьмой, которая была расшита золотом и шелком, шириною пальца в два.
У знатных и богатых людей была расшивка так же на груди и по основанию рукавов. Такие вышитые рубахи назывались пошевными.

В рубахах особое внимание обращалось на воротник, который выпускался из под верхних одежд и окружал высоко затылок.

Подобный воротник назывался ожерельем.
Это-то ожерелье ,собственно, в старину называлось рубашкою, но в 17 веке называть стали его сорочкою, а рубашкою или рубахой, к которой оно пристегивалось.


Штаны(или порты) шились без разрезов, с узлом, так, что посредством его можно было делать их шире или уже.

У бедных они были из холста, белого или крашенного, из сермяги — грубой шерстяной ткани, а у зажиточных из сукна, летом богатые надевали тафтяные штаны или из шелковой материи.
Штаны по длине достигали только до колена, шились с карманами, называемые зепью, и были разных расцветок и красные в том числе.


На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую.
Исподняя была домашняя, в которой сидели дома, если нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на неё следующая, другая, третья же была для выхода.

Названий у одежды тех времен много, но все они принадлежали к какому -нибудь одному из трех видов.


Исподняя одежда называлась зипун, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое платье, короткое, иногда до колен, в роде камзола.
В кроильной книге царского двора длина зипуна значилась в 1 аршин и 6 вершков,когда платье на весь рост было в длину 2 аршина и 3 вершка.

ЗИПУН


У людей простых и небогатых зипуны были из крашенины, зимние из сермяги, у состоятельных — шелка,тафты,чаще белого цвета с пуговицами.
Иногда рукава пришивались к нему из другой ткани(материи).
Например, сам зипун был из белого атласа,а рукава у него — из серебряной объяри.

Воротники у зипуна были узкие и невысокие,но прой как и к рубахе пристегивался шитый жемчугом и камнями отдельный воротник — обнизь.
На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий, однако была различной по покрою.



КАФТАН


Самый обыкновенный и повсеместный вид верхней одежды — кафтан.
Он шился до пят или до икр, чтобы показать раззолоченные сапоги. По длине различали два вида кафтанов: кафтан и кафтанцы.

Рукава у них были очень длинные и собирались в складки или брыжи. В зимнее время эти рукава служили муфтой от холодов.
Разрез на кафтане был только спереди и отторачивался тесьмою
Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом , по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани и другого цвета и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и снурками(шнурками),иногда пришивались навесные петли , а на другой стороне — пуговицы для застежки.

В дальнейшем стали использовать только пуговицы до 12-13 штук на груди. Нижняя часть кафтана всегда была расстегнутой.
Воротники у кафтана были невысокими из под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи.
На изнанку кафтана использовалась ткань низшего достоинства, чем лицевая.


Зимние кафтаны делались на мехах, но легких, подобные теплые кафтаны назывались кожухами.
Мужчины красовались так же своими поясами. Они были и длинными и различны по отделке.

 ЧУГА и ФЕРЯЗЬ - вид верхней одежды


К этому разряду средней одежды относится чуга — одежда для путешествий и верховой езды.
Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож или ложки.
Чуги застегивались на пуговицы и были, по желанию, так же расшиты как кафтаны.

Ферязями назывались одежды, надеваемые так же как и кафтаны, на зипуны.
Они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле.

У Флетчера при описании русской одежды ферязь представлена третьим верхним платьем — первое зипун, второе или среднее — узкий кафтан с ножем и ложкою за поясом (под которым англичане разумели чугу), третье ферязь — просторное платье, окаймленное пазументом.

Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана.
Название его персидское и вошло к нам в 16 веке. Оно было в употреблении как у царей, так и в народе.



ОПАШЕНЬ, ОДНОРЯДКА, ЕПАНЧА, ШУБА, ОХАБЕНЬ


Верхние или откидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезя, епанча и шуба.

Опашень была летняя одежда, осенью и весной одевали однорядку.
Как опашень ,так и однорядка были широкими и длинными до пят с длинными рукавами.

Охабень — плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги.

Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи ,подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла.

Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства.
Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь.

Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные.



Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой. Траурные цвета носили только в печальные дни.

--------------------------------

Русские головные уборы


Русские шапки были четырех видов: тафьяны, колпаки, зимой подбитые мехом, низкие четырехугольные шапки с меховым околышем и горлатные шапки- исключительная принадлежность князей и бояр.

По шапке можно было узнать происхождение и достоинство.
Высокие шапки означали знатность происхождения и сана.




-------------


ЖЕНСКАЯ народная ОДЕЖДА.


Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белых и красных цветов.
К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда, не доходившая до пят, но с длинными и широкими рукавами.



--------

ЛЕТНИК

Эти рукава назывались накапками: они так же вышивались золотом и жемчугом.
Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом.

Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее.
Летник у зажиточных шился из более легких тканей, например,.тафты, но так же были из из тяжелых золотонканых и серебрянотканых.
Цвета летников были различны.


К летникам, как и мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье.У женщин оно прилегало более тесно.

ОПАШЕНЬ - женская верхняя одежда

Верхняя женская одежда была опашень.
Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными.

Опашень шился из сукна, чаще красного цвета, рукава были длинными , чуть ниже плеча был разрез для рук.
Таким образом женщина могла показать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи, шитые золотом и жемчугом.

Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину.
По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком.



ТЕЛОГРЕЯ


Другой вид одежды была — телогрея.

В плечах она делалась Уже, а вот в подоле — шире.
Рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой ткани, чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою, густо расшитою золотом.

Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми, подбитыми куницею или соболем.




Женская шуба отличалась от мужской. Они были холодными и теплыми(на меху).
Если летник в женском одеянии соответствует зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала верхнюю накидную одежду.


 ДУШЕГРЕЯ

Так же один из видов теплой одежды - душегрея она шилась с рукавами и так же без рукавов и имела вид жилета с юбкой.
Они так же были как холодными (из ткани, так и теплыми с рукавами или на меху, или стеганными на вате.



ШУБЫ в народной одежде


Меховые женские шубы шились на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках,з айцах, смотря по состоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными.

Шубы так же красиво были отделаны металлическим кружевом и тесьмою.
Рукава женских шуб украшались по краям кружевом ,они снимались и хранились, переходя от матерей к дочерям как фамильная ценность.



В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом.
На груди она завязывалась лентами на три банта.
В конце 18- первой половине 19 столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки и была модной одеждой на Русском Севере.

Другие виды женской одежды: подволока, волосники и проч.


В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку.

На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей.

Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семьи, исключая мужа, не увидали её волос.
Поверх волосянки накладывался платок, чаще белого цвета, его висячие концы, завязанные под подбородком , были усеяны жемчугом.
Этот платок назывался убрусом.


ДЕВИЧЬИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ







Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями.
Так же надевали шапки.
Девицы носили на голове венцы.

У венцов были поднизи, называемые рясами.У других были венцы попроще и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые украшали кораллами и камнями.

Девичий венец был всегда без верха.
В дальнейшем - обручи(мягкие и твердые) из разноцветных лент.
Открытые волосы считались символом девичества.

Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы.
То замужние женщины заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.



Зимой девицы покрывали голову высокою шапкой из соболя или бобра с верхом из ткани, из-под шапки виднелись косы, заплетенные красными лентами.

Более бедные ходили в длинных рубахах, на рубахи надевали летники, иногда белого цвета, похожие так же на рубаху, иногла крашенные, а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи.

Сверху всего накидного платья поселянки одевали одежду из грубого сукна или серемяги — серник.
При большой зажиточности поселянки носили платки шелковые, а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенделя или зуфи.




Женские одежды того времени шились без талии, просто. И вполне соответствовало пословице: не ладно скроено, да крепко сшито.

Как мужские ,так и женские одежды хранились в клетях, в сундуках под куском кожи водяной мыши, которую считали предохранительным средством от моли и затхлости.

Красивую и дорогую одежду одевали только в праздничные и торжественные дни.
В повседневности те же дворяне частенько ходили в платьях из грубого холста или сукна.




САРАФАН


Сарафан — от персидского слова «сарапа», которое означает буквально : одетый с ног до головы.
Это название употреблялось в России с 15 до 17 веков ,в основном к мужской одежде. Позже термин «сарафан « сохранился только в отношении к женской одежды.

Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой в один ряд(однорядкой) на пуговицах до самой шеи.
Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками.
Подобный треугольник в Нижегородской губернии называли «лягушкой».



ШУГАЙ


Шугай — верхняя женская одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него и с отрезной спинкой приблизительно на линии талии.
Шугай был праздничной одеждой и шился из дорогих тканей : бархата, штофа, парчи, шелка.

Украшения и аксессуары в народной одежде

Канаватное покрывало или канаватная фата, от названия сирийского города Канават, где изготавливался шелк, - это большой платок прямоугольной формы.

Такие платки стоили очень дорого, от семи до 45-ти рублей. В поговорке «голь перекатна, а фата канаватна» означает удивление тому, что люди победнее могли носить эту дорогую вещь.

В народной одежде так же предпочитались и различные украшения и аксессуары из камня, металлов, и др. материалов.
Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами.


По костюму можно было судить из какой губернии ,уезда или села бала женщина или девушка.
Каждый вид одежды имел свое значение.

Самой торжественной считалась красная одежда. В те времена слова «красивый» и «красный» имели одно и то же значение.


-Источники для статьи: - соц сети, книга Н.П.Костомарова "Очерк Домашней жизни и нравов Великорусского народа в 16-17 столетиях"-

---------

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. 


Сарафан, шугай, кокошник- "головка тверская", покрывало, кошелек. Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле».
Даже подкладка сарафана могла быть шелковой:


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века.
Тверская или Новгородская губерния.
Шугай, юбка, кокошник, платок.



Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века.
Северные губ. России. Сарафан, рубаха, повойник, фата .
Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.



---------------------------

 дополнительно:







-------------------------------------------------

Читайте так же:

4 комментария: