Предлагаю рассмотреть историю свадебной моды от крестьянского до городского костюма, от старых времен до нынешнего по информации из соц сетей...
«…Накануне свадьбы князь оставил Настасью Филипповну в большом одушевлении: из Петербурга прибыли от модистки завтрашние наряды, венчальное платье, головной убор и пр., и пр. Князь и не ожидал, что она будет до такой степени возбуждена нарядами; сам он всё хвалил, и от похвал его она становилась еще счастливее. Но она проговорилась: она уже слышала, что в городе негодование и что действительно устраивается какими-то повесами шаривари, с музыкой и чуть ли не со стихами, нарочно сочиненными, и что всё это чуть ли не одобряется и остальным обществом. И вот ей именно захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову, затмить всех вкусом и богатством своего наряда, — «пусть же кричат, пусть свистят, если осмелятся!» От одной мысли об этом у ней сверкали глаза…»
-Достоевский Ф.М., «Идиот», 1869 год...
-----------------------------------------Само понятие "свадебное платье" в том виде, в котором мы все привыкли и знаем сейчас, появилось в моде относительно недавно.
До конца 19-начала 20 века свадебного платья как отдельного вида костюма просто не существовало...
До конца 19-начала 20 века свадебного платья как отдельного вида костюма просто не существовало...
История свадебной моды...
Однако называть свадебными платья невест того времени было бы неправильно. Поскольку в них юные и не очень барышни проходили обряд венчания, то и название у платьев было соответствующее – подвенечное.
Тогда белый цвет еще не вступил в свои законные права, а тамошние портные не выпускали свадебных коллекций, потому невестами надевалось просто нарядное платье, но обязательно новое.
Это было платье с корсетом, высокой талией, треугольным вырезом, длинными рукавами.
В то время в моде было состояние «немножко беременна» и у девушек были специальные подушки, которые накладывались на живот под многие платья, в том числе и под свадебные.
На голове невесты носили высокий головной убор в виде пирамидки – энен, который украшала фата, пошитая из шёлка.
А чтобы удержать столь большую шляпку на голове, невесты были вынуждены ходить с головой опущенной вниз.
Цвета платьев были красными, алыми и пурпурными.
Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса.
Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.
Именно из Германии происходит идея приоритета черного цвета, подхваченная затем испанцами и итальянцами.
Технически воцарение черного цвета стало возможным после открытия Америки, откуда, наряду со множеством других невиданных растений и предметов, был привезен черный краситель в количестве, достаточным для массового использования на территории Европы.
В предыдущие же века черная краска была слишком дорогой и недоступной большинству населения.
Именно из Германии происходит идея приоритета черного цвета, подхваченная затем испанцами и итальянцами.
Технически воцарение черного цвета стало возможным после открытия Америки, откуда, наряду со множеством других невиданных растений и предметов, был привезен черный краситель в количестве, достаточным для массового использования на территории Европы.
В предыдущие же века черная краска была слишком дорогой и недоступной большинству населения.
В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками.
В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета.
Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.
Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников.
Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось.
Платья состояли из двух юбок: фрипона и модеста, причем последняя, верхняя, всегда была более темной. Это же правило сохранялось и в свадебном наряде.
Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Невесты могли быть вольными в выборе тона, но особой популярностью пользовались платья золотого, желтого и кораллового цвета. Узкая талия, широкое декольте, балонообразные рукава, корсет – вместе с этим приветствовалась полнота.
Платья декорировали кружевом, лентами, цветами. На голове – чепчики и пышные причёски (весьма распространены парики).
Вообще то, что барышни сооружали на голове, можно не кривя душой отнести к произведениям искусства: создание так называемого фонтанжа (сочетание высокой прически и чепца с кружевами) требовало немалых времени и сил.
Если невеста выходила замуж повторно (будучи вдовой), подвенечное платье подбиралось менее роскошным и темных цветов.
Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго.
До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа.
В эпоху Возрождения шили свадебные платья из белого атласа или серебреной парчи, расшивая их драгоценными камнями и жемчугом.
Жемчуг невесты также вплетали и в волосы.
В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета.
Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.
Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников.
Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось.
Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Невесты могли быть вольными в выборе тона, но особой популярностью пользовались платья золотого, желтого и кораллового цвета. Узкая талия, широкое декольте, балонообразные рукава, корсет – вместе с этим приветствовалась полнота.
Платья декорировали кружевом, лентами, цветами. На голове – чепчики и пышные причёски (весьма распространены парики).
Вообще то, что барышни сооружали на голове, можно не кривя душой отнести к произведениям искусства: создание так называемого фонтанжа (сочетание высокой прически и чепца с кружевами) требовало немалых времени и сил.
Если невеста выходила замуж повторно (будучи вдовой), подвенечное платье подбиралось менее роскошным и темных цветов.
Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго.
До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа.
В эпоху Возрождения шили свадебные платья из белого атласа или серебреной парчи, расшивая их драгоценными камнями и жемчугом.
Жемчуг невесты также вплетали и в волосы.
В общем, модницы эпохи рококо со своими бантами, лентами, кружевами, цветами напоминали собой вкусные пироженки с кремом.
Туфли изготовлялись из простого материала, но иногда из шелка и даже богато вышивались, украшались лентами, пряжками и драгоценными камнями.
В эпоху неоклассицизма в моде были платья светлых тонов, а в 1790-е годы в моду входят белые свадебные платья.
Кстати, ещё раньше этого времени у Анны Австрийской, Марии Стюарт и Маргариты Валуа, о которой мы уже упоминали, были белые свадебные платья.
Подвенечные платья 19-го века были традиционно белыми или кремовыми.
Очень красивым и дорогим украшением служили кружева, которые имели название «блонды», их отличие от обычных кружев в том, что блонды
делались не из льняных нитей, а из шелковых.
На шелковой тюлевой сетке
мастерами были вышиты нежные цветы и сложные орнаменты, получалось воздушное кружево необычного янтарно-золотистого оттенка белого цвета.
Само платье шилось на шелковом чехле, к платью полагалась длинная белая фата из тюля или кружева.
В это время в моде белые свадебные по моде эпохи ампир и короткими рукавами-фонариками, а голову невесты украшал убор из искусственно созданных цветов апельсина – «флер д оранж».
Стиль ампир кардинально все поменял теперь вместо пышности и кокетливых
кружев – строгость форм.
Ткань платьев, создающая струящийся эффект, была чрезвычайно легкой (обычно муслин), так что в итоге модницы частенько простужались. Перестают пользоваться популярностью украшения и косметика – в моде
естественность.
В это время подвенечное платье становится белым, как подражание античным мраморным статуям, найденным в раскопках.
Первым белым подвенечным платьем считается платье принцессы Мюрат, родственницы Наполеона, с тех пор белый цвет подвенечного наряда как символ чистоты невесты, лидирует среди всех других цветов и оттенков до сих пор.
Мода женская менялась, а вместе с нею менялась и основа фасона самого платья невесты.
И когда в моду опять возвращаются пышные юбки и украшения из рюш и кружев, то и плате становится более красивым и вычурным.
Ведь такое событие как свадьба происходило в те времена раз, изредка более раз в жизни.
Тогда не расписывались, а венчались. А развенчать уже было практически невозможно в те времена, когда главенствующей моральной нормой и порядком в обществе была церковь. Причем, например, католическая церковь вообще отвергала разводы.
Да и сами свадьбы свадьбы в те времена редко были по любви, а чаще по расчету, между представителями одного сословия.
И от невесты требовалось порядочное приданое: украшения, наборы посуды, постельное белье и само платье невесты -- собиралось очень тщательно, вплоть до того, фиксировалось, сколько ткани и украшений должно уйти на пошив.
Но были и свадьбы с бесприданницами. И девушки порой выдавались замуж за старых, но богатых мужчин.
Главное в семье до конца 19 в. было: выдать хорошо дочь, пристроить её, т.к. женщины до 1870-80 годов практически не на что не имели прав: не учиться в университетах, не иметь своего голоса на выборах и в самом обществе.
Все мы помним рассказы писателей 19 века по этому поводу.
Например ,у А.Н.Островского есть одноименная пьеса...
20-е годы поднятая линия талии вернулась на свое место, а само платье имело форму колокола с маленькими рукавами-фонариками или рукавами-пагодами и низким декольте.
Следующей модной тенденцией становится сочетание узкой юбки и очень широких рукавов. В качестве аксессуаров использовались ювелирные украшения (любые, кроме бриллиантов, так как он считался камнем замужней дамы) и короткие
кружевные перчатки.
В 30-е годы голову невест вновь украшает венок из цветов апельсина, сделанных из шёлка, ваты и бархата, а рукава платья обшиваются цветочными веточками.
В 50-х годах в моду вновь возвращаются широкие юбки и широкие рукава.
Французская императрица Евгения вводит в моду брюссельские кружева.
Она вышла замуж в платье, полностью сотканном из кружев.
В 1900-е свадебные платья становится более закрытыми – появляются воротники-стойки, а юбки чуть-чуть укорачиваются, теперь они едва прикрывают лодыжки, корсеты выходят из моды.
Когда мы говорим о свадебной моде, то, как правило, различаем такие понятия как вуаль и фата. Однако, с точки зрения теории моды, разница между ними не так велика.
Итак, с французского языка слово «вуаль» переводится как «покрывало, покров, завеса».
Это аксессуар, который может быть и полноценным головным убором, и его деталью, которая может закрывать лицо дамы полностью или частично. Вуаль изготавливается из практически прозрачной, очень легкой ткани, сетки или кружев....
------
История свадебных платьев – Россия.
К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.
Выбор материала зависел от достатка семьи невесты.
Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет красивой вышивки и узоров, вышитых вручную, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора.
Во времена Руси невесты наряжались в длинные белые рубахи с широкими рукавами и красные сарафаны, такого же цвета, красного, который символизировал счастье, радость и красоту, вплетались ленты в косы, сверху надевалась душегрея.
И это назывался : свадебный наряд.
После свадьбы косы окручивались вокруг головы, что говорило об изменение статуса девушки из невесты в замужнюю женщину.
Аристократки поверх сарафана надевали плащ-мантию с золотым шитьём, а их голову украшал венец-обруч со звенящими подвесками.
И только начиная с XVIII века русские невесты стали следовать европейской моде так, как на этот счёт был издан указ Петра I.
...
предлагаю полюбоваться на прекрасное творенья рук человеческих: свадебные платья разных столетий:
----
Платья свадебные/подвенечные 19-20 вв
Свадебное платье 1870-х годов
\
1880 год.Полный комплект свадебного платья с подушечкой подложкой, и каркасом кринолином
<>
свадебное платье 1898 год подлинник:
и далее по 19 веку...
свадебные платье 1900-ые года
свадебная юбка 1890 г,подлинник:
Свадебное платье конец 19 в
свадебное платья 1908 год:
Свадебное платье 1908 год:
и еще немного подлинников свадебных платьев 20 века..
1930-ые годы:
Свадебные платья 1950-х годов
-------------------
Свадебные платья по журналам 1880-х годов:
--------------------------------------------------------
Продолжение-дополнение темы см. тут:
===========================
Читайте так же:
Шьем сами ретро-платье 50-х. Подлинники.Книга кроя женской одежды на 15-19 вв.Подлинники
Подлинники платьев в деталях 1800-1850 годы.
Подлинники платьев и нижнего белья в деталях 1850-90 годы
Подлинники женской одежды 1890-1905 гг
Руководство кройки и шитья корсетов 1916 г.Подлинники того времени
Женщины конца 19-нач.20 в. в фотографиях.
Вышивка на одежде 1890-1915 гг. Книга. Подлинники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий