7.3.13

Свадебные/подвенечные платья. История. Подлинники


На этой странице попытаемся рассмотреть историю свадебной моды от крестьянского до городского костюма, от старых времен до нынешнего из соц сетей .

Само понятие "свадебное платье" в том виде, в котором мы все привыкли и знаем сейчас, появилось в моде относительно недавно.

До конца 19-начала 20 века свадебного платья как отдельного вида костюма просто не существовало...

История свадебной моды...

Первое упоминание свадебного платья в Европе, которое должно было одеваться именно на свадьбу, относится к XV веку. 

Однако называть свадебными платья невест того времени было бы неправильно. Поскольку в них юные и не очень барышни проходили обряд венчания, то и название у платьев было соответствующее – подвенечное.

Тогда белый цвет еще не вступил в свои законные права, а тамошние портные не выпускали свадебных коллекций, потому невестами надевалось просто нарядное платье, но обязательно новое.


Это было платье с корсетом, высокой талией, треугольным вырезом, длинными рукавами. 

В то время в моде было состояние «немножко беременна» и у девушек были специальные подушки, которые накладывались на живот под многие платья, в том числе и под свадебные. 

На голове невесты носили высокий головной убор в виде пирамидки – энен, который украшала фата, пошитая из шёлка.

 А чтобы удержать столь большую шляпку на голове, невесты были вынуждены ходить с головой опущенной вниз. 

Цвета платьев были красными, алыми и пурпурными.


Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. 

Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.
Именно из Германии происходит идея приоритета черного цвета, подхваченная затем испанцами и итальянцами. 

Технически воцарение черного цвета стало возможным после открытия Америки, откуда, наряду со множеством других невиданных растений и предметов, был привезен черный краситель в количестве, достаточным для массового использования на территории Европы. 

В предыдущие же века черная краска была слишком дорогой и недоступной большинству населения.

В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. 

В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета
Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.

Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников.

 Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. 
Платья состояли из двух юбок: фрипона и модеста, причем последняя, верхняя, всегда была более темной. Это же правило сохранялось и в свадебном наряде.

Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.


Невесты могли быть вольными в выборе тона, но особой популярностью пользовались платья золотого, желтого и кораллового цвета. Узкая талия, широкое декольте, балонообразные рукава, корсет – вместе с этим приветствовалась полнота. 
Платья декорировали кружевом, лентами, цветами. На голове – чепчики и пышные причёски (весьма распространены парики). 

Вообще то, что барышни сооружали на голове, можно не кривя душой отнести к произведениям искусства: создание так называемого фонтанжа (сочетание высокой прически и чепца с кружевами) требовало немалых времени и сил. 

Если невеста выходила замуж повторно (будучи вдовой), подвенечное платье подбиралось менее роскошным и темных цветов.


Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго. 
До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа. 

В эпоху Возрождения шили свадебные платья из белого атласа или серебреной парчи, расшивая их драгоценными камнями и жемчугом. 
Жемчуг невесты также вплетали и в волосы. 
Эпоха рококо (18 в) принесла с собой моду на пастельные тона подвенечных платьев: пользуются популярностью нежно-розовый, нежно-зеленый, небесный, а также серебристый. Также для моды рококо были характерны обилие цветов и цветочных гирлянд, бантов. 

В общем, модницы эпохи рококо со своими бантами, лентами, кружевами, цветами напоминали собой вкусные пироженки с кремом.
Сами платья напоминали по форме перевернутую рюмку: такой эффект давала юбка-панье – очень широкие юбки в сочетании с зауженными корсетами. Так что талия была поистине осиной! Плюс небольшой каблучок и длинные панталоны в оборку. Наиболее популярные ткани – мягкие: атлас, сатин, они прекрасно подходили для создания игривых бликов-переливов и сочетались с кружевами. 

Туфли изготовлялись из простого материала, но иногда из шелка и даже богато вышивались, украшались лентами, пряжками и драгоценными камнями.

В эпоху неоклассицизма в моде были платья светлых тонов, а в 1790-е годы в моду входят белые свадебные платья. 

Кстати, ещё раньше этого времени у Анны Австрийской, Марии Стюарт и Маргариты Валуа, о которой мы уже упоминали, были белые свадебные платья.



Подвенечные платья 19-го века были традиционно белыми или кремовыми.

Очень красивым и дорогим украшением служили кружева, которые имели название «блонды», их отличие от обычных кружев в том, что блонды
делались не из льняных нитей, а из шелковых.

 На шелковой тюлевой сетке
мастерами были вышиты нежные цветы и сложные орнаменты, получалось воздушное кружево необычного янтарно-золотистого оттенка белого цвета.

Само платье шилось на шелковом чехле, к платью полагалась длинная белая фата из тюля или кружева.

В это время в моде белые свадебные по моде эпохи ампир и короткими рукавами-фонариками, а голову невесты украшал убор из искусственно созданных цветов апельсина – «флер д оранж».

Стиль ампир кардинально все поменял теперь вместо пышности и кокетливых
кружев – строгость форм.

 Ткань платьев, создающая струящийся эффект, была чрезвычайно легкой (обычно муслин), так что в итоге модницы частенько простужались.

Перестают пользоваться популярностью украшения и косметика – в моде
естественность.

 В это время подвенечное платье становится белым, как
подражание античным мраморным статуям, найденным в раскопках.

 Первымбелым подвенечным платьем считается платье принцессы Мюрат, родственницыНаполеона, с тех пор белый цвет подвенечного наряда как символ чистотыневесты, лидирует среди всех других цветов и оттенков до сих пор.

Мода женская менялась,а вместе с нею менялась и основа фасона самого платья невесты.


И когда в моду опять возвращаются пышные юбки и украшения из рюш и кружев, то и плате становится более красивым и вычурным. 

Ведь такое событие как свадьба происходило в те времена раз, изредка более раз в жизни.

Тогда не расписывались,а венчались. А развенчать уже было практически невозможно в те времена, когда главенствующей моральной нормой и порядком в обществе была церковь.  Причем, например, католическая церковь вообще отвергала разводы.

Да и сами свадьбы свадьбы в те времена редко были по любви, а чаще по расчету, между представителями одного сословия. 

И от невесты требовалось порядочное приданое: украшения, наборы посуды, постельное белье и само платье невесты -- собиралось очень тщательно, вплоть до того, фиксировалось, сколько ткани и украшений должно уйти на пошив.

Но  были и свадьбы с бесприданницами. И девушки порой выдавались замуж за старых, но богатых мужчин.

Главное в семье до конца 19 в. было: выдать хорошо дочь, пристроить её, т.к. женщины до 1870-80 годов практически не на что не имели прав: не учиться в университетах, не иметь своего голоса на выборах и в самом обществе.

Все мы помним рассказы писателей 19 века по этому поводу.
Например ,у А.Н.Островского есть одноименная пьеса...

Изначально весьма популярна в 19 веке завышенная талия, но в
20-е годы поднятая линия талии вернулась на свое место, а само платье
имело форму колокола с маленькими рукавами-фонариками или
рукавами-пагодами и низким декольте. 

Следующей модной тенденцией становится сочетание узкой юбки и очень широких рукавов. В качестве аксессуаров использовались ювелирные украшения (любые, кроме бриллиантов, так как он считался камнем замужней дамы) и короткие
кружевные перчатки. 

В 30-е годы голову невест вновь украшает венок из цветов апельсина, сделанных из шёлка, ваты и бархата, а рукава платья обшиваются цветочными веточками. 

В 50-х годах в моду вновь возвращаются широкие юбки и широкие рукава.
 Французская императрица Евгения вводит в моду брюссельские кружева. 
Она вышла замуж в платье, полностью сотканном из кружев. 

К 90-ым годам юбки свадебных платьев становятся уже, а рукава наоборот ещё шире.
В 1900-е свадебные платья становится более закрытыми – появляются воротники-стойки, а юбки чуть-чуть укорачиваются, теперь они едва прикрывают лодыжки, корсеты выходят из моды.

Когда мы говорим о свадебной моде, то, как правило, различаем такие понятия как вуаль и фата. Однако, с точки зрения теории моды, разница между ними не так велика. 

Итак, с французского языка слово «вуаль» переводится как «покрывало, покров, завеса». 

Это аксессуар, который может быть и полноценным головным убором, и его деталью, которая может закрывать лицо дамы полностью или частично. Вуаль изготавливается из практически прозрачной, очень легкой ткани, сетки или кружев....


История свадебных платьев – Россия.


Русские свадебные наряды отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение.
 К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. 

Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет красивой вышивки и узоров, вышитых вручную, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора.


Во времена Руси невесты наряжались в длинные белые рубахи с широкими рукавами и красные сарафаны, такого же цвета, красного, который символизировал счастье, радость и красоту, вплетались ленты в косы, сверху надевалась душегрея.
И это назывался : свадебный наряд. 

После свадьбы косы окручивались вокруг головы, что говорило об изменение статуса девушки из невесты в замужнюю женщину. 

Аристократки поверх сарафана надевали плащ-мантию с золотым шитьём, а их голову украшал венец-обруч со звенящими подвесками. 

И только начиная с XVIII века русские невесты стали следовать европейской моде так, как на этот счёт был издан указ Петра I.
...

 предлагаю полюбоваться на прекрасное творенья рук человеческих: свадебные платья разных столетий:
----

Платья свадебные/подвенечные 19-20 вв

Свадебное платье 1870-х годов




 Свадебное платье 1880 год.С применением кринолина.




1880 год.Полный комплект свадебного платья с подушечкой подложкой, и каркасом кринолином

<
>
<>


свадебное платье 1898 год подлинник:


и далее по 19 веку...

свадебные платье 1900-ые года





свадебная юбка 1890 г,подлинник:

Свадебное платье конец 19 в




свадебное платья 1908 год:



Свадебное платье 1908 год:




и еще немного подлинников свадебных платьев  20 века..
1930-ые годы:


Свадебные платья 1950-х годов





Свадебные платья 21 века:




===========================

Читайте так же:

Шьем сами ретро-платье 50-х. Подлинники.
Книга кроя женской одежды на 15-19 вв.Подлинники
Подлинники платьев в деталях 1800-1850 годы.
Подлинники платьев и нижнего белья в деталях 1850-90 годы
Подлинники женской одежды 1890-1905 гг
Руководство кройки и шитья корсетов 1916 г.Подлинники того времени
Женщины конца 19-нач.20 в. в фотографиях.
Вышивка на одежде 1890-1915 гг. Книга. Подлинники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий