Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

12.6.18

Эпоха МОДЕРН в одежде 1887-1914 гг. Подлинники, гравюры, фото.Реконструкция.

Модерн в переводе - новый, современный. 

Сопутствующая тема: 

Стиль Арт-нуво, модерн.Подлинники.История.

----------------------


«Прекрасная эпоха» или «бель эпох», охватила два десятка лет на рубеже 19 и 20-го столетий. Мода этой эпохи очень интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позже.
Впрочем, если просматривать исторические события прошлых тысячелетий, можно заметить цикличность стыковочных двадцатилетий каждого из столетий...


Конец XIX-начало XX веков знаменуется развитием науки и техники.
Электричество, телефон и автомобиль становится с каждым годом практической реальностью, а в 1903 году успешные полеты Братьев Райт продемонстрировали возможности воздушных перемещений.

В продолжавшейся борьбе за свои права и изменение социальных отношений женщины были готовы пойти в тюрьму за свои требования избирательного права, лидеры и сторонники рабочих движений погибали в мятежах и забастовках.



Париж того времени олицетворял в глазах женщин Европы моду, в нем они покупали одежду, или читали о последних веяниях моды в таких журналах, как, например, «Хасперз базар» , « Paris-mode (Париж. 1890) », « La Mondaine », и др.

Время эпохи модерн характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных, хотя все в обществе к этому и шло.
 Вспомним, например, Американские реформы 1860-х годов и далее.


90-ые годы XIX века явились этапными в становлении новых видов женского костюма. Прежде всего это связано с реформаторскими движениям, тщательно собиравшим все данные медицины о вреде современного костюма с корсетом. И хотя мода конца XVIII-начала XIX века уже пыталась отказаться от корсетов, но правила общественного строя оставались сильными и корсеты и длинные юбки снова вошли в моду с 1814-го года, и утягивали женщин как в прежние столетия, вплоть до начала века ХХ-го.


1908 год- мода по гравюрам



Наука и общество не стояли на месте, и уже в конце XIX века диктовать стала научное сообщество, а именно самими медиками было точно установлено, что для нормального состояния и работы женского организма следует не только отказаться от корсета, но и от корсажа юбки, то есть сделать опорными участками ,на которых держится вся одежда, только плечи.

С учетом конкретных предложений ученых предлагался новый силуэт почти прямого длинного платья, который назвали «реформ»...



Последнее десятилетие XIX века -последняя большая волна подражания ушедшим стилям и продолжения поисков новой линии в женском костюме.
Этот период убыстряются темпы жизни и смена моды.

Начинают обрисовываться четкие закономерности, которые дают повод ученым рассматривать ее уже не как проявление индивидуального вкуса и «инстинкта подражания», а как социальное явление, достойное изучения (Зиммель, Зомбарт и др..).


Мужской костюм эпохи модерн

В мужском костюме тип делового человека сохраняется неизменным, однако влияние спортивной направленности становится в нем более ощутимо, чем в 80-х годах XIX века.

Появляются укороченные брюки для велосипедной езды, куртки спортивные(английские с множеством карманов).
Вестон (пиджак) начинает вытеснять сюртук.
И только визитка по -прежнему в моде.


Цилиндр становится теперь в 1890-ые годы одним из атрибутов мужского изыскано-аристократичного костюма, а фетровая шляпа-обязательным аксессуаром мужского повседневного обычного костюма.
Для лета модна шляпа канотье из соломы.

Не только упрощается мужской костюм, но и прическа :коротко стригутся волосы, которые зачесывают или по прямой или на боковой пробор и все реже встречаются мужчины без бороды и усов...


Мужская одежда стала несколько свободнее, комфортабельнее с более низкими воротниками.
Но ,как и женщины, мужчины еще связаны жесткими условностями ,определяющими правильную одежду для каждого события.
В светском обществе требовалось, чтобы все меняли свои костюмы и платья несколько раз в день...

Туфли со шнурками стали носить с 1880-ых,особенно летом.
Иногда их носили с цветными носками. С середины 1890-ых носки поддерживались носочными подтяжками-эластичными полосками, которые носили под коленом, с висячим зажимом для захвата верха носка.
В 1890-ых короткое коверкотовое пальто было очень популярно и могло кроится с рукавами реглан...

-------------------------------------------

Нижние женские юбки эпохи модерн




Женская одежда эпохи модерн


У женщин в платьях и верхней одежде еще в первые пар улет 90-х годов сохраняются высокий пуф на рукавах, поддерживаемый специальными валиками или подкладами, и слабое выраженное подобие турнюра. 
Именно эта часть одежды — рукава наиболее ярко выражала изменения в женской моде эпохи модерн. По их виду наиболее заметно изменение костюма у дам.

Во второй половине XIX века отделке женского нижнего белья стали придавать большое значение, оно стало все более изысканным и соблазнительным, достигнув вершины в 1890-ых,когда появились вычурные и претензиозные нижние юбки «фру-фру».

Сорочки продолжали существовать, а длина панталон, которые заканчивались рюшем, была чуть выше колена.
Название «нижняя юбка» стало относится только к предмету нижнего белья...



С 1893 года плечи неимоверно расширяются баллонообразыми рукавами, украшенными воланами, оборками, плиссе. Талию уже слабее стягивают корсетом в процессе носки.
И только на модных гравюрах и рисунках создаются впечатление сильной утяжки в области талии.
Юбка без складок при помощи вытачек облегают бедра и расширяется к низу...

Эстетика модерна начинает все более влиять на моду.
Это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв, главным содержанием которого было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклекизму искусства 2-ой половины XIX столетия. 
Хронологические рамки стиля «модерн» очень узки — 30 лет(1886-1914).

Мерцалова 4 том.


Рукава в женской одежде с 1897 года становятся уже и меньше, колоссальный размер их уходит в прошлое. Узкие внизу, они вверху имели небольшое округлое расширение, увеличивающие плечи, которое окончательно исчезает к 1902 году.

Конусная прическа с высоко заложенным пучком уступает место пышной, с волнисто уложенными к верху волосами.
Пластичные контуры, которые придавал женской фигуре модный силуэт конца XIX века, подчеркивались разнообразными боа из меха и страусовых перьев. 

Движение элегантной женщины сопровождало шуршание шелков нижней юбки с многочисленными плиссированными оборками. 
Строгое ,с высоким закрытым воротником длинное платье нового силуэта придавало даме некую неуловимую утонченность, которую неустанно воспевали поэты и музыканты.





Наступило время культа женского белья, которое делают из тонких тканей: батиста и льнобатиста с отделкой многочисленных кружев и лент...

Наиболее заметные изменения внесены в конце 19 века в одежду велосипедным спортом.
Длинное платье сменилось костюмом, который состоял из юбки-брюк и блузки. 
Костюм этот отличался отсутствием вычурных линий, конструктивностью и функциональностью.


Турнюр в 90-х годах превращается в небольшую подушечку, а затем и вовсе исчезает.
Для балов и светских раутов шили сильно декольтированное платье без рукавов.
В качестве верхней одежды носили всевозможные накидки: пелерины, манто, мантильи и пальто.

Большое значение уделяли головным уборам.
Если вначале эпохи модерн преобладали маленькие шляпки без полей или с небольшими полями, то уже в начале ХХ века шляпы стали достигать значительных размеров.


В те же 90-ые годы XIX века женщины носили куртки и пиджаки мужских фасонов для вождения автомобиля, спортивных занятий и путешествий, включая норфолкские куртки, бушлаты и длинные свободные пальто с поясом «ольстер», и даже визитки.

Для спортивных занятий и с неглиже в 1900-10гг носили короткий корсет, сделанный из тесьмы или трикотажной ткани, которые были способны немного растягиваться. 

В 1911 году появились первые пояса из эластичной ткани, с очень небольшим количеством косточек,иногда застегивающиеся по бокам без планшетки спереди, предшественники корсета, принятого молодыми активными женщинами во время Первой мировой войны.


В детском костюме характерной особенностью одежды было то, что вплоть до 90-х годов мальчиков до 4-5 лет одевали как девочек, в платья и курточки.
И только в более старшем возрасте они начинали носить брючки, курточку и рубашку с поясом.
Костюм девочек до 12 лет всегда был достаточно коротким, потом длина его увеличивалась, и к 16-ти годам девушки носили платье ниже щиколотки...

В период движения за реформу женского платья медики стали против такого детского костюма и детских корсетов, и в 90-ых годах появляется прямое платье на манер взрослого «реформ».
Эти силуэты детского платья явились потом вестниками взрослых женских мод 20-30- годов XX века...



Хотя создание женской моды было сосредоточено в руках парижских кутюрье, влияние на неё оказывали и другие страны, в том числе и США(где-то с 1910 года), где различия между слоями общества были более очевидны. 

В этой стране больше придавали значение богатству, а не элегантности, и молодое поколение было готово подхватить любую сумасшедшую идею, например, манеру танцевать...
Так же с 1910-х годов на умы людей стала сильно влиять киноиндустрия...


Приблизительно до 1907-10 годов большинство платьев все еще состояло из двух частей: верха-лифа и юбки,где лиф тщательно соединяли с прилегающей подкладкой, часто с косточками, и застегивался независимо от платья на крючки и петли, а уже с начала 20 века — на кнопки (1901-1905 гг.-Америка).

Приблизительно в 1905 году было короткое возвращение широкого верхнего рукава, заканчивающегося у локтя, с тесно прилегавшими подрукавниками зимой и оборками летом.


Юбки кроились так, чтобы спереди лежать ровно до земли, а сзади волочиться несколько дюймов по земле. Они могли иметь от 5-ти до 9-ти клиньев, прямых спереди и расклешенных сзади, что сдвигал ширину назад, или складки, зашитые до уровня колен, а затем свободно падающие, или умеренно широкую оборку по кромке, но прямая линия спереди и расширенная — сзади имели место, пока к 1909-1910-ым годам в моду вошли более прямые юбки. 

Юбки, в большинстве своем, имели или основу какую-нибудь, или подкладку, внизу из-за клеша отторачивались подбоем вручную.


 Основу юбки собирали на швейных машинках. 
Складочки, тесьма, оборки и т. п. 
По низу юбки-подолу с 1910-х годов дополнения стали утрачивать свою силу. 

Некоторые практичные юбки на каждый день уже к 1905 году лишь слегка касалась земли по всей окружности, т.е. Уже были без небольшого шлейфа, они так же могли достигать высоты подъема ноги к 1907 году. 
Линия соединения лифа ( верха) и юбки скрывали фигурным задрапированным корсажем или поясом с мысом спереди , и сужающимся сзади. 

Так подчеркивался Г-образный изгиб. Эта линия сохранилась, когда где-то с 1906 годов блузки стали заканчиваться над талией, спинка поднялась выше переда и удерживалась в нужном положении с помощью косточек.



Популярность цельнокроеных платьев росла, особенно с 1907 года. 
Чаще всего шились платье в стиле «принцесс», где лиф и юбка кроились вместе с продольными швами(сейчас это рельефные швы), или в стиле «ампир»,где была линия талия слегка завышена.


Вечернее платья следовали линиям дневных(повседневных). 
Глубокий вырез: квадратный, круглый или V-образный, смягчался воротником берта или фишю из прозрачной ткани или плечи были открыты, с одними бретельками, которые поддерживали лиф(верх).

Где-то уже с 1906-08 годах в платьях как вечерних, так и дневных стали происходить изменения: ширина юбок сократилась, линия талии повысилась, и в 1910 г. линия юбки стала прямой и узкой, стала появляться линия туники.






Английская блузка была одним из самых элегантных и популярных предметов одежды в начале 20 века, Носили блузку с жакетом или без, и блуза следовала тем же линиям,что и лиф платья, и обычно шилась из муслина, вуали или кружева...

Английский костюм, состоящий из жакета или пиджака и юбки, стал важным элементом гардероба большинства женщин, независимо от их социального статуса.
 Пиджаки были как однобортные, так и двубортные, с баской, укороченные и т.д...





Муслиновые платья были очень модной одеждой и наиболее популярной одеждой 1910-14 годов, они были изысканно простыми по форме, и в то же время покрывались искусной вышивкой и кружевными вставками.


Женская обувь для стиля модерн характерна с узким острым носом и на высоком каблуке.
Ювелирное дело во время эпохи модерн перешло в ранг искусства.

Характерной чертой ювелирных изделий этого времени является сочетание полудрагоценных камней, стекла ,недорогих металлов. 
Теперь украшения перестали быть показателем богатства своего владельца...





Из аксессуаров для стиля модерн характерны такие детали, как небольшой, расшитый бисером клатч или маленький вышитый саквояж, широкополая шляпка с короткой вуалью,а так же роскошная бижутерия. 

В качестве украшений часто использовались многоярусные бусы и объемные браслеты...

С вечерними платьями где-то в 1908 г. в США иногда носили тюлевые банты, а тюрбаны были популярны у заядлых модниц в Европе и США с 1911 по 1914 г. С 1910-1920 -х годов носили головные повязки и иногда перья,но уже во второй половине 1920-х единственным головным убором остались цветы или тюрбан.



Вечерние платья с 1910 года обычно состояли из одного предмета или имели тунику или накидку, юбки касались земли вплоть до 1915 года, затем укоротились до щиколотки, шлейфы. 
Срезанные по прямой линии или с мысом на конце свисали наподобие рыбьего хвоста и реже уже встречались во время войны...

К 1915 году стало заметным влияние Первой мировой войны на моду...

Стиль модерн в одежде — это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. 
Платья украшались рисунками, вышивкой, различными аппликациями, шнуром. Самая популярная тематика орнамента была — цветы, листья, водоросли. Причем узоры на платьях наносили порой ассиметрично. 
Сам стиль модерн в одежде — был новым словом в истории моды.



В это время изменения переживали не только дамские платья, но и архитектура,живопись и весь мир в целом.
Поскольку образ жизни горожан становился более динамичным,то девушки с удовольствием выбирали комфортные наряды в стиле модерн, которые не сковывали движений и не требовали тратить много времени на создание полноценного наряда.




 



Статья написана по материалам соцсетей и книг: Мерцаловой М.Н и Джоанн Нанн.

--------------------------------------------

Мои работы:
по реконструкции и стилизации











--------------------------------

Читайте так же:

Красавицы кабаре 19-20 в.в. на фотографиях.
Женская мода на штаны/брюки.История.Подлинники.Фото.
Кружево и вышивка (Часть 6) по подлинникам в деталях конца модерна 1908-1910 гг.

4 комментария:

  1. Шикарная подборка!
    Спасибо читала и смотрела с большим удовольствием.
    Жаль, только что не все фото доступны к просмотру.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Татьяна!
      Фото грузятся с сылками на просмротр.Из-за этого перегружается блог для людей с малым трафиком.Из-за я сылки удаляю, и картинки не смотрятся отдельно.Блог-то у меня огромный и "тяжеловат" для загрузки,особенно на телефон.
      Сейчас увеличу все картинки по возможности на странице...
      Это все,что могу сделать.
      Забегай. будет продолжение,но уже с просмотром картинок внатуральную величину,т.к. там идут источники- книги,а они не у всех есть,а в инете ставят толкьо "огрызки" от страниц...

      Удалить
  2. Очень грамотная подборка! спасибо за конструктивный подход к истории костюма в блоге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю.
      И Вам спасибо за отзыв и что заглянули на огонек!

      Удалить