27.10.17

Стиль Арт-нуво эпохи модерна.История.Подлинники.

Период конца 19 века - начала 20- го...


 Арт-нуво 

(франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков.

 Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Моде́рн 

(от фр.- moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны)
/Векипедия/


Под арт-нуво подразумевается именно культурный феномен, существовавший в период модерна и наложивший свой отпечаток на модерн в архитектуре, искусстве, моде,но не слившимся с ним окончательно,а сохранивший свою индивидуальность и узнаваемость и в наши дни.
модерн



Не стоит путать арт-нуво и арт-деко(ар деко).

Это разные направления.

Арт деко

Ар деко начался в 1925 году, уже после арт-нуво,и достиг расцвета с 1925 по 1935 гг.
 Конечно же, арт деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи,но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного (Первая мировая война) времени.

Стиль арт нуво

Сам стиль арт-нуво начался в интерьере,искусстве и одежде в конце 19 века и сменил стиль барокко.

Само веяние этого стиля было вызвано стремительным развитием науки и техники.
В середине 19 века начался накал страстей вокруг социальных реформ и так же обострились атаки на всю концепцию моды.

К началу 20 века телефон,электричество,автомобиль и кино уже стали практической реальностью.
В интеллектуальной и художественной жизни происходили радикальные изменения: движение кубистов под предводительством Брака и Пискассо,музыка Малера,Дебюсси,Стравинского и Равелятеории Зигмунда Фрейда, революционный стиль танца Айседоры Дункан,"Русский балет Дягелева», который впервые увидели в Париже в 1909 году,а в Лондоне в 1911 году.

Энергия танца и великолепие цвета и сценографии красочных балетов,как «Жар-птица» и др. вызвали сенсацию.

Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи.

В поисках новых решений эксплуатировались все исторические периоды вместе взятые.

Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве,когда уже перестал сущестоввать единое направление,зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля.

Усилиями художников,архитекторов и критиков сознательно формировался новый стиль. Созданный стиль заключал в себе отчетливую программу общих эстетических преобразований,котрая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.

Однако на практике оказалось не так уж и легко создать что-то из совершенно нового направления.

По-этому были заимствованы нюансы из разных эпох.


Наступил возврат к природе,что ярко отразилось в изобразительном искусстве.

Первое время арт-нуво представлял собой не совсем удачную смесь исторической и современной эпох.
Порой доходило даже до безвкусицы.

Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенно нового направления.

Лозунгом стиля арт-нуво стал:
«Назад к природе».

Характерными чертами стали : естественные волнообразные изогнутые плавные линии,сочетающие стремление к конструктивности и веяния Востока.

В интерьере,например,причудливые изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции конструкции.

В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительном узору,гибким текучим формам,что превращает металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Создается впечатление,что сам декор создает природа,без вмешательства человека.


Еще одна характерная черта течения: единство и завершенность всех элементов.Все воспринимается как единое целое.

Вдохновляла дизайнеров и художников природа: вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы,павлины,ласточки,бабочки,дамы с длинными струящимися волосами.

В пик популярности веяния декорировалось все от помещений до столовых приборов,от одежды до украшений.


Внесли свои изменения в уже практически сформировавшиеся течение представители из школы искусств Глазко.В арт-нуво начали просматриваться выраженные геометрические формы ,а так же кривые линии.

Символы стиля арт-нуво так же запечатлели ювелиры того времени:изощренную форму цветка цикломена, лилий, ирисов и др.

Основными элементами стиля АРТ-НУВО стали:

  • цвета : черный ,голубой,зеленый
  • культ линий и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур;акцент на национальном стиле страны,подчеркнутый растительный мотив(Франция,Бельгия).линейный декор или строгая композиция,имеющая сложную символику
  • сочетание прямоугольных геометрических и растительных ,волнисто-изогнутых форм
  • мебель и декор в «растительном» стиле,который так же отображался и в одежде и ювелирных украшениях
  • в интерьере :окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.



Сам стиль стал объединяющим различные направления передового искусства,универсальный,предлагаемых для всеобщего внедрения.

На основе изогнутых волнистых линий в интерьере разрабатывается концепция непрерывного «перетекающего» пространства,объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений,мебели,бытовых предметов с их конструкцией.

Внешним декором и технологией обработки метериала.
Эта новаторская в те времена концепция обусловила органичность и целостность «нового стиля».

Начался новый стиль в Париже,затем центром стала школа Нанси во главе с Э.Галле, Л.Мажореллем и братьями Даум.

Стиль арт-нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции,конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью и причудливостью.

Чтобы лучше проникнуться настроением Арт-нуво, хорошо посмотреть на творчество чешского художника Альфонса мухи.
 Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа 19-20 столетий,»стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников и дизайнеров.


От изображал времена года,времена суток, цветы и т. д.
В женских образах этот неповторимый стиль художника известен во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Фирменным знаком линии Арт нуво стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» на портьерах 1895 г.
Сначала работа называлась «Альпийские фиалки»,но один из критиков сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушившегося бича», появился и закрепился термин «удар бича», который вскоре стал именным росчерком самого стиля Арт-нуво.


Арт- нуво возник во многих европейских странах и получил разные названия.

Например,

-во Франции так же использовался термин «метро»,»стиль Гимара»
-в бельгии: «стиль Орта»,по имени архитектора
  • в Германии : стиль «Югенстиль»
  • в Италии : «цветочный стиль» или «Либерти»
  • и т.д...

Движение за художественную реформу,которое начали еще прерафаэлиты,было подхвачено Советом Немецких женщин,такими деятелями,как Уолтер Крейн и миссис Хейвес,и ,особенно Артуром Лазенби Либерти, который открыл свой магазин на Риджент-стрит в Лондоне 17 мая 1875 г. Имя Либерти неразрывно связано с новым стилем Арт-нуро в эстетическом движении, набирающим свое влияние в обществе.

«Эстетическое» ,или «художественное», платье базировалось на пристрастии к греческой драпировке или другим костюмам прошлого с естественной мягкой линией, а так же к японской и другим восточным культурам и цветовым гаммам,которые У.С.Гильберт иронически назвал «оранжирейно-канареечной шкалой».

Многие восточные ткани , которые в начале импортировал,а затем и стал производить сам Либерти (Хотя японские товары по-прежнему были в моде, ухудшающееся качество заставило Либерти искать других поставщиков. 

Индийские принты были не менее прекрасны, но краски на них известны своей нестойкостью. Тогда он задумался о собственном производстве - и начал импортировать чистые полотна и отдельно красители, чтобы под собственным контролем выпускать ткани с рисунками, отменного качества. ),имели очень красивые расцветки,а их мягкая,легко драпирующаяся фактура стала существенной частью эстетического стиля.


Начало ХХ века не принесло значительных изменений в силуэте женского костюма. 
Главным событием того времени стало начало эры кутюрье
На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения. 

Первым кутюрье стал англичанин Чарлз Федерик Ворт, который стал подписывать свои модели собственным именем. 
При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад. 

Так появился турнюр, который вскоре, как и кринолин, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему были вынуждены придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет. 

Они носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки.
Шляпы того периода имели такой вес, что женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик,перчатки. 

Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами. 
Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи. 

Но уже близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. 

И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.
«Моде необходим тиран»
Поль Пуаре
...

Сочетание золота с черным, белым, молочным стало культовым направлением для светского платья в стиле арт нуво. 

В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности. 

На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.


Расплывчатость узоров,которое воспринимается словно глазом,смотрящим в калейдоскоп — одна из составляющих классического арт-нуво. 

Современные дизайнеры хорошо его представляют в своих коллекциях, соединив в одном платье флористические и анимальные принты.


Традиции арт-нуво столетней давности возрождаются и сейчас. 
Этот стиль умело соединяет в одежде комфорт и декоративность. 
Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в талии туниках и платьях. 

Арт -нуво легко заметить как в весенне летней моде,таки в изделиях на более холодный период.
Для этого стиля не существует ни временных ни стилевых преград.
Он хорошо уживается в одном наряде не только с античностью или этникой, но и с причудливыми жесткими формами бароко и рококо.





Подлинники прошлого века:






--------------------------------------------------------------
Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправка комментария