Период конца 19 века - начала 20- го...
Арт-нуво
(франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков.Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Моде́рн
(от фр.- moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны)
/Векипедия/
Под арт-нуво
подразумевается именно культурный
феномен, существовавший в период модерна
и наложивший свой отпечаток на модерн
в архитектуре, искусстве, моде, но не
слившимся с ним окончательно,а сохранивший
свою индивидуальность и узнаваемость
и в наши дни.
Не стоит путать
арт-нуво и арт-деко(ар деко).
Это разные направления.
Конечно же, арт деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи, но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного (Первая мировая война) времени.
Это разные направления.
Арт деко
Ар деко(арт деко) начался в 1925 году, уже после арт-нуво, и достиг расцвета с 1925 по 1935 гг.Конечно же, арт деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи, но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного (Первая мировая война) времени.
Стиль арт нуво
Сам стиль арт-нуво
начался в интерьере, искусстве и одежде
в конце XIX века и сменил стиль барокко.
В этом случае мною применен термин барокко как обобщающий, которым называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» историки используют в качестве метафоры...
Так же надо помнить, что на момент событий определений стилей НЕТ как таковых. Историки дают названия уже после них, лет так через 30,а то и больше.
****
В интеллектуальной и художественной жизни происходили радикальные изменения: движение кубистов под предводительством Брака и Пискассо, музыка Малера, Дебюсси, Стравинского и Равелятеории Зигмунда Фрейда, революционный стиль танца Айседоры Дункан,"Русский балет Дягелева», который впервые увидели в Париже в 1909 году, а в Лондоне в 1911 году.
Энергия танца и великолепие цвета и сценографии красочных балетов, как «Жар-птица» и др. вызвали сенсацию.
-в Италии : «цветочный стиль» или «Либерти»
и т.д...
Само веяние
этого стиля было вызвано стремительным
развитием науки и техники.
В середине XIX века начался накал страстей вокруг
социальных реформ и так же обострились
атаки на всю концепцию моды.
К началу XX века телефон,э лектричество, автомобиль и кино уже стали практической реальностью.
К началу XX века телефон,э лектричество, автомобиль и кино уже стали практической реальностью.
В интеллектуальной и художественной жизни происходили радикальные изменения: движение кубистов под предводительством Брака и Пискассо, музыка Малера, Дебюсси, Стравинского и Равелятеории Зигмунда Фрейда, революционный стиль танца Айседоры Дункан,"Русский балет Дягелева», который впервые увидели в Париже в 1909 году, а в Лондоне в 1911 году.
Энергия танца и великолепие цвета и сценографии красочных балетов, как «Жар-птица» и др. вызвали сенсацию.
Появление
влиятельного среднего класса привело
к росту спроса на изящные вещи.
В поисках новых решений эксплуатировались все исторические периоды вместе взятые.
В поисках новых решений эксплуатировались все исторические периоды вместе взятые.
Неудовлетворенные
окружающей жизнью и ситуацией в
искусстве, когда уже перестал существовать
единое направление, зачинатели нового
движения ставили перед собой задачу
создания большого стиля.
Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно формировался новый стиль. Созданный стиль заключал в себе отчетливую программу общих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно формировался новый стиль. Созданный стиль заключал в себе отчетливую программу общих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Однако на
практике оказалось не так уж и легко
создать что-то из совершенно нового
направления.
Поэтому были заимствованы нюансы из разных эпох.
Поэтому были заимствованы нюансы из разных эпох.
Наступил возврат
к природе, что ярко отразилось в
изобразительном искусстве.
Первое время
арт-нуво представлял собой не совсем
удачную смесь исторической и современной
эпох.
Порой доходило даже до безвкусицы.
Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенно нового направления.
Порой доходило даже до безвкусицы.
Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенно нового направления.
Лозунгом стиля
арт-нуво стал:
«Назад к природе».
Характерными
чертами стали : естественные волнообразные
изогнутые плавные линии, сочетающие
стремление к конструктивности и веяния
Востока.
В
интерьере, например, причудливые изогнутые
линии декора зрительно сливаются с
элементами строительной конструкции
конструкции.
В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительном узору, гибким текучим формам, что превращает металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Создается впечатление, что сам декор создает природа, без вмешательства человека.
В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительном узору, гибким текучим формам, что превращает металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Создается впечатление, что сам декор создает природа, без вмешательства человека.
Еще одна
характерная черта течения: единство и
завершенность всех элементов.
Все
воспринимается как единое целое.
Вдохновляла
дизайнеров и художников природа: вьющиеся
растения, бутоны, экзотические
птицы, павлины, ласточки, бабочки, дамы с
длинными струящимися волосами.
В пик популярности веяния декорировалось все от помещений до столовых приборов, от одежды до украшений.
В пик популярности веяния декорировалось все от помещений до столовых приборов, от одежды до украшений.
Внесли свои
изменения в уже практически сформировавшиеся
течение представители из школы искусств
Глазко.
В арт-нуво начали просматриваться
выраженные геометрические формы ,а так
же кривые линии.
Символы стиля
арт-нуво так же запечатлели ювелиры
того времени: изощренную форму цветка
цикламена, лилий, ирисов и др.
Основными элементами стиля АРТ-НУВО стали:
- цвета : черный, голубой, зеленый
- культ линий и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур; акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция, Бельгия).линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику
- сочетание прямоугольных геометрических и растительных ,волнисто-изогнутых форм
- мебель и декор в «растительном» стиле, который так же отображался и в одежде и ювелирных украшениях
- в интерьере :окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.
Сам стиль стал
объединяющим различные направления
передового искусства, универсальный, предлагаемых
для всеобщего внедрения.
На основе
изогнутых волнистых линий в интерьере разрабатывается
концепция непрерывного «перетекающего»
пространства, объединяющего утилитарную
функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых
предметов с их конструкцией.
Внешним декором и технологией обработки материала.
Эта новаторская в те времена концепция обусловила органичность и целостность «нового стиля».
Внешним декором и технологией обработки материала.
Эта новаторская в те времена концепция обусловила органичность и целостность «нового стиля».
Начался новый
стиль в Париже, затем центром стала школа
Нанси во главе с Э.Галле, Л.Мажореллем
и братьями Даум.
Стиль арт-нуво
интересен тем, что вполне рациональная
идея гармонии функции,конструкции и
внешней формы сочетается в нем с
фантастичностью и причудливостью.
Чтобы лучше
проникнуться настроением Арт-нуво,
хорошо посмотреть на творчество чешского
художника Альфонса мухи.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа 19-20 столетий,»стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников и дизайнеров.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа 19-20 столетий,»стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников и дизайнеров.
От изображал
времена года, времена суток, цветы и
т. д.
В женских образах этот неповторимый стиль художника известен во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.
В женских образах этот неповторимый стиль художника известен во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.
Фирменным знаком
линии Арт нуво стала вышивка Германа
Обриста «Удар бича» на портьерах 1895 г.
Сначала работа называлась «Альпийские фиалки»,но один из критиков сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушившегося бича», появился и закрепился термин «удар бича», который вскоре стал именным росчерком самого стиля Арт-нуво.
Сначала работа называлась «Альпийские фиалки»,но один из критиков сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушившегося бича», появился и закрепился термин «удар бича», который вскоре стал именным росчерком самого стиля Арт-нуво.
Арт- нуво возник
во многих европейских странах и получил
разные названия.
Например,
-во Франции так
же использовался термин "метро", "стиль
Гимара"
-в Бельгии: "стиль
Орта", по имени архитектора
-в Германии : стиль «Югенстиль» -в Италии : «цветочный стиль» или «Либерти»
и т.д...
Движение за художественную реформу, которое начали еще прерафаэлиты, было подхвачено Советом Немецких женщин, такими деятелями, как Уолтер Крейн и миссис Хейвес, и ,особенно Артуром Лазенби Либерти, который открыл свой магазин на Риджент-стрит в Лондоне 17 мая 1875 г. Имя Либерти неразрывно связано с новым стилем Арт-нуро в эстетическом движении, набирающим свое влияние в обществе.
«Эстетическое», или «художественное», платье базировалось
на пристрастии к греческой драпировке
или другим костюмам прошлого с естественной
мягкой линией, а так же к японской и
другим восточным культурам и цветовым
гаммам, которые У.С.Гильберт иронически
назвал «оранжирейно-канареечной
шкалой».
Многие восточные ткани , которые в начале импортировал, а затем и стал производить сам Либерти, хотя японские товары по-прежнему были в моде, ухудшающееся качество заставило Либерти искать других поставщиков.
Индийские принты были не менее прекрасны, но краски на них известны своей нестойкостью. Тогда он задумался о собственном производстве - и начал импортировать чистые полотна и отдельно красители, чтобы под собственным контролем выпускать ткани с рисунками, отменного качества. ), имели очень красивые расцветки, а их мягкая, легко драпирующаяся фактура стала существенной частью эстетического стиля.
Многие восточные ткани , которые в начале импортировал, а затем и стал производить сам Либерти, хотя японские товары по-прежнему были в моде, ухудшающееся качество заставило Либерти искать других поставщиков.
Индийские принты были не менее прекрасны, но краски на них известны своей нестойкостью. Тогда он задумался о собственном производстве - и начал импортировать чистые полотна и отдельно красители, чтобы под собственным контролем выпускать ткани с рисунками, отменного качества. ), имели очень красивые расцветки, а их мягкая, легко драпирующаяся фактура стала существенной частью эстетического стиля.
Начало
ХХ века не принесло значительных
изменений в силуэте женского костюма, продолжая модные тенденции века XIX-го.
Главным событием того времени стало
начало эры кутюрье.
****
Кутюрье́ — художник-модельер, работающий в индустрии высокой моды в собственном ателье или же по контракту с ведущими салонами мод и эксклюзивными бутиками и создающий высокохудожественные модели одежды, а также аксессуары к ним. Первым в истории кутюрье традиционно считается модельер, создатель парижского Синдиката высокой моды Чарльз Фредерик Уорт (1825—1895).*****
На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения.
Первым кутюрье стал считаться англичанин Чарлз Федерик Ворт, который стал подписывать свои модели собственным именем.
При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад.
Так появился турнюр, который постепенно, как и кринолин в свое время, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему соответственно модным трендам продолжали придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет.
В конце 19-начала 20 в. дамы носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки.
Шляпы того периода, из-за модных наворотов, имели большой вес, и женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик, перчатки.
Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами.
Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи.
Но уже с начала ХХ века близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения.
Первым кутюрье стал считаться англичанин Чарлз Федерик Ворт, который стал подписывать свои модели собственным именем.
При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад.
Так появился турнюр, который постепенно, как и кринолин в свое время, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему соответственно модным трендам продолжали придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет.
***
Турнюр — модное в 1870—1880-х годах приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре.
Одной из самых странных конструкций в истории женской моды был турнюр.
Узкие спереди, иногда даже обтягивающие юбки внезапно расширялись сзади, при помощи специальных конструкций приподнимаясь над бёдрами дамы на 30-40 см.
Одной из самых странных конструкций в истории женской моды был турнюр.
Узкие спереди, иногда даже обтягивающие юбки внезапно расширялись сзади, при помощи специальных конструкций приподнимаясь над бёдрами дамы на 30-40 см.
****
В конце 19-начала 20 в. дамы носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки.
Шляпы того периода, из-за модных наворотов, имели большой вес, и женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик, перчатки.
Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами.
Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи.
Но уже с начала ХХ века близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.
«Моде
необходим тиран» - высказывался Поль
Пуаре...
***
Поль Пуаре (20 апреля 1879 – 30 апреля 1944, Париж, Франция) - французский модельер, мастер кутюрье первых двух десятилетий XX века. Он был основателем своего одноименного дома высокой моды. Его вклад в свою область сравнивают с наследием Пикассо в искусстве 20-го века.****
Сочетание
золота с черным, белым, молочным стало
культовым направлением для светского
платья в стиле арт нуво.
В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности.
На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.
В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности.
На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.
Расплывчатость
узоров, которое воспринимается словно
глазом, смотрящим в калейдоскоп — одна
из составляющих классического арт-нуво.
Современные дизайнеры хорошо его представляют в своих коллекциях, соединив в одном платье флористические и анимальные принты.
Современные дизайнеры хорошо его представляют в своих коллекциях, соединив в одном платье флористические и анимальные принты.
Традиции
арт-нуво столетней давности возрождаются
и сейчас.
Этот стиль умело соединяет в одежде комфорт и декоративность.
Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в талии туниках и платьях.
Арт -нуво легко заметить как в весенне-летней моде, так и в изделиях на более холодный период.
Этот стиль умело соединяет в одежде комфорт и декоративность.
Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в талии туниках и платьях.
Арт -нуво легко заметить как в весенне-летней моде, так и в изделиях на более холодный период.
Для этого стиля
не существует ни временных ни стилевых
преград.
Он хорошо уживается в одном наряде не только с античностью или этникой, но и с причудливыми жесткими формами бороко и рококо.
Он хорошо уживается в одном наряде не только с античностью или этникой, но и с причудливыми жесткими формами бороко и рококо.
Подлинники прошлого века:
--------------------------------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий