27.10.17

Стиль Арт-нуво эпохи модерна ( 19-20 вв).История.Подлинники.

Период конца 19 века - начала 20- го...


 Арт-нуво 

(франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков.
 Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Моде́рн 

(от фр.- moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны)
/Векипедия/


Под арт-нуво подразумевается именно культурный феномен, существовавший в период модерна и наложивший свой отпечаток на модерн в архитектуре, искусстве, моде, но не слившимся с ним окончательно,а сохранивший свою индивидуальность и узнаваемость и в наши дни.

модерн


Не стоит путать арт-нуво и арт-деко(ар деко).
Это разные направления.

Арт деко

Ар деко(арт деко) начался в 1925 году, уже после арт-нуво, и достиг расцвета с 1925 по 1935 гг.
 Конечно же, арт деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи, но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного (Первая мировая война) времени.

Стиль арт нуво

Сам стиль арт-нуво начался в интерьере, искусстве и одежде в конце XIX века и сменил стиль барокко.

****
В этом случае мною применен термин барокко как обобщающий, которым называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» историки используют в качестве метафоры...

Так же надо помнить, что на момент событий определений стилей НЕТ как таковых. Историки дают названия уже после них, лет так через 30,а то и больше.
****


Само веяние этого стиля было вызвано стремительным развитием науки и техники.
В середине XIX века начался накал страстей вокруг социальных реформ и так же обострились атаки на всю концепцию моды.
К началу XX века телефон,э лектричество, автомобиль и кино уже стали практической реальностью.

В интеллектуальной и художественной жизни происходили радикальные изменения: движение кубистов под предводительством Брака и Пискассо, музыка Малера, Дебюсси, Стравинского и Равелятеории Зигмунда Фрейда, революционный стиль танца Айседоры Дункан,"Русский балет Дягелева», который впервые увидели в Париже в 1909 году, а в Лондоне в 1911 году.
Энергия танца и великолепие цвета и сценографии красочных балетов, как «Жар-птица» и др. вызвали сенсацию.


Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи.
В поисках новых решений эксплуатировались все исторические периоды вместе взятые.
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже перестал существовать единое направление, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля.

Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно формировался новый стиль. Созданный стиль заключал в себе отчетливую программу общих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Однако на практике оказалось не так уж и легко создать что-то из совершенно нового направления.
Поэтому были заимствованы нюансы из разных эпох.


Наступил возврат к природе, что ярко отразилось в изобразительном искусстве.
Первое время арт-нуво представлял собой не совсем удачную смесь исторической и современной эпох.
Порой доходило даже до безвкусицы.
Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенно нового направления.


Лозунгом стиля арт-нуво стал:
«Назад к природе».

Характерными чертами стали : естественные волнообразные изогнутые плавные линии, сочетающие стремление к конструктивности и веяния Востока.
В интерьере, например, причудливые изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции конструкции.

В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительном узору, гибким текучим формам, что превращает металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Создается впечатление, что сам декор создает природа, без вмешательства человека.



Еще одна характерная черта течения: единство и завершенность всех элементов.
Все воспринимается как единое целое.
Вдохновляла дизайнеров и художников природа: вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы, павлины, ласточки, бабочки, дамы с длинными струящимися волосами.
В пик популярности веяния декорировалось все от помещений до столовых приборов, от одежды до украшений.



Внесли свои изменения в уже практически сформировавшиеся течение представители из школы искусств Глазко.
В арт-нуво начали просматриваться выраженные геометрические формы ,а так же кривые линии.

Символы стиля арт-нуво так же запечатлели ювелиры того времени: изощренную форму цветка цикламена, лилий, ирисов и др.


Основными элементами стиля АРТ-НУВО стали:

  • цвета : черный, голубой, зеленый
  • культ линий и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур; акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция, Бельгия).линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику
  • сочетание прямоугольных геометрических и растительных ,волнисто-изогнутых форм
  • мебель и декор в «растительном» стиле, который так же отображался и в одежде и ювелирных украшениях
  • в интерьере :окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.


Сам стиль стал объединяющим различные направления передового искусства, универсальный, предлагаемых для всеобщего внедрения.

На основе изогнутых волнистых линий в интерьере разрабатывается концепция непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией.
Внешним декором и технологией обработки материала.
Эта новаторская в те времена концепция обусловила органичность и целостность «нового стиля».

Начался новый стиль в Париже, затем центром стала школа Нанси во главе с Э.Галле, Л.Мажореллем и братьями Даум.

Стиль арт-нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции,конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью и причудливостью.

Чтобы лучше проникнуться настроением Арт-нуво, хорошо посмотреть на творчество чешского художника Альфонса мухи.
 Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа 19-20 столетий,»стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников и дизайнеров.



От изображал времена года, времена суток, цветы и т. д.
В женских образах этот неповторимый стиль художника известен во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Фирменным знаком линии Арт нуво стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» на портьерах 1895 г.
Сначала работа называлась «Альпийские фиалки»,но один из критиков сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушившегося бича», появился и закрепился термин «удар бича», который вскоре стал именным росчерком самого стиля Арт-нуво.



Арт- нуво возник во многих европейских странах и получил разные названия.

Например,
-во Франции так же использовался термин "метро", "стиль Гимара"
-в Бельгии: "стиль Орта", по имени архитектора
-в Германии : стиль «Югенстиль»
-в Италии : «цветочный стиль» или «Либерти»
и т.д...


Движение за художественную реформу, которое начали еще прерафаэлиты, было подхвачено Советом Немецких женщин, такими деятелями, как Уолтер Крейн и миссис Хейвес, и ,особенно Артуром Лазенби Либерти, который открыл свой магазин на Риджент-стрит в Лондоне 17 мая 1875 г. Имя Либерти неразрывно связано с новым стилем Арт-нуро в эстетическом движении, набирающим свое влияние в обществе.
 

«Эстетическое», или «художественное», платье базировалось на пристрастии к греческой драпировке или другим костюмам прошлого с естественной мягкой линией, а так же к японской и другим восточным культурам и цветовым гаммам, которые У.С.Гильберт иронически назвал «оранжирейно-канареечной шкалой».

Многие восточные ткани , которые в начале импортировал, а затем и стал производить сам Либерти, хотя японские товары по-прежнему были в моде, ухудшающееся качество заставило Либерти искать других поставщиков. 

Индийские принты были не менее прекрасны, но краски на них известны своей нестойкостью. Тогда он задумался о собственном производстве - и начал импортировать чистые полотна и отдельно красители, чтобы под собственным контролем выпускать ткани с рисунками, отменного качества. ), имели очень красивые расцветки, а их мягкая, легко драпирующаяся фактура стала существенной частью эстетического стиля.



Начало ХХ века не принесло значительных изменений в силуэте женского костюма, продолжая модные тенденции века XIX-го.
Главным событием того времени стало начало эры кутюрье

****
Кутюрье́ — художник-модельер, работающий в индустрии высокой моды в собственном ателье или же по контракту с ведущими салонами мод и эксклюзивными бутиками и создающий высокохудожественные модели одежды, а также аксессуары к ним. Первым в истории кутюрье традиционно считается модельер, создатель парижского Синдиката высокой моды Чарльз Фредерик Уорт (1825—1895).
*****

На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения. 

Первым кутюрье стал считаться англичанин Чарлз Федерик Ворт, который стал подписывать свои модели собственным именем. 
При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад. 

Так появился турнюр, который постепенно, как и кринолин в свое время, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему соответственно модным трендам продолжали придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет. 


***
Турнюр — модное в 1870—1880-х годах приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре.
Одной из самых странных конструкций в истории женской моды был турнюр.
Узкие спереди, иногда даже обтягивающие юбки внезапно расширялись сзади, при помощи специальных конструкций приподнимаясь над бёдрами дамы на 30-40 см.
****

В конце 19-начала 20 в. дамы носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки.
Шляпы того периода, из-за модных наворотов, имели большой вес, и женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик, перчатки. 

Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами. 
Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи. 

Но уже с начала ХХ века близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.
«Моде необходим тиран» - высказывался Поль Пуаре...

***
Поль Пуаре (20 апреля 1879 – 30 апреля 1944, Париж, Франция) - французский модельер, мастер кутюрье первых двух десятилетий XX века. Он был основателем своего одноименного дома высокой моды. Его вклад в свою область сравнивают с наследием Пикассо в искусстве 20-го века.
****




Сочетание золота с черным, белым, молочным стало культовым направлением для светского платья в стиле арт нуво. 
В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности. 
На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.


Расплывчатость узоров, которое воспринимается словно глазом, смотрящим в калейдоскоп — одна из составляющих классического арт-нуво. 
Современные дизайнеры хорошо его представляют в своих коллекциях, соединив в одном платье флористические и анимальные принты.



Традиции арт-нуво столетней давности возрождаются и сейчас. 
Этот стиль умело соединяет в одежде комфорт и декоративность. 
Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в талии туниках и платьях. 

Арт -нуво легко заметить как в весенне-летней моде, так и в изделиях на более холодный период.
Для этого стиля не существует ни временных ни стилевых преград.
Он хорошо уживается в одном наряде не только с античностью или этникой, но и с причудливыми жесткими формами бороко и рококо.








Подлинники прошлого века:









--------------------------------------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий