Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

вторник, 29 мая 2012 г.

Американский костюм и реформа одежды в 19 веке

 Журнал "Вестник для молодежи" №3.2010
статья называется в инете:
Американский костюм и реформа одежды в 19 веке

В середине 19 века в Америке назрела нужда в реформе женской одежды. Та одежда, которую носили женщины, была очень обременительна и непрактична. Мода диктовала свои особые требования к стилю женского платья. Платье было очень длинное, волочащееся по земле. Оно собирало всю уличную пыль и грязь, а в дождь в нём вообще было невозможно ходить, чтобы не замочить подол и ноги. В таком платье с трудом можно было работать по дому и в саду, так как нужно было не только выполнять одной рукой определённую работу, но и придерживать другой рукой подол платья. Вот что говорила Е.Уайт, выступая перед аудиторией в Вашингтоне:

«Женская одежда настолько неудобна и обременительна, что простой выход на улицу приносит с собой высочайшие неудобства.
Даже просто переступив порог, женщина может промочить ноги и загрязнить платье на ступеньках, в то время как её незащищенные нижние части ног замерзают от холодного ветра. Если женщины решатся пойти на прогулку, они должны подождать, пока роса высохнет с травы, в то время как знойное летнее солнце уменьшает пользу от прогулки. Когда женщины работают в саду, больше сил тратится на платье, чем на растения, так как платье не только сковывает свободу движений, но его нужно поддерживать руками в то время, когда руки нужны для работы. Когда женщины идут на рынок, им нужно нести не только корзины, но и свои собственные юбки, чтобы не собрать росу, пыль, грязь и снег. Когда они хотят куда-то поехать, их необходимо кому-то поднять и спустить с экипажа (транспорта), так как им нужно позаботиться о своих юбках, но даже и тогда юбки часто зацепляются, и женщинам нужна помощь, чтобы выйти из неудобного положения; уже не говоря о том, что несчастных случаев в экипаже или на лошади в такой заковывающей в кандалы одежде в десять раз больше....

Если женщины решаются выехать на природу, им приходится ходить зигзагами вокруг каждого куста и бревна, отдавая всё своё внимание юбке с обручем, вместо того чтобы наслаждаться природой; и если они подошли к границе, где начинается поле, далее идёт просто запрещенная для них территория, хотя она и полна самых красивых цветов». (лекция в Y.M.C.A. зале, Washington, D. C., 10 февраля, 1862, стр.. 10, 11; New York: Davies and Kent, 1862).
Платье 19 века было очень сложного покроя с многочисленными рюшечками и оборками. 

Под платье одевался гибкий каркас из стальных прутов – кринолин, чтобы придать ему пышный вид и модный в то время силуэт. До того, как в середине века появился кринолин, женщинам приходилось носить до восьми нижних юбок. И даже после изобретения кринолина суммарный вес дамского костюма мог достигать пятнадцати килограммов! Основной вес платья ложился на бедра и живот, а следовательно, и на внутренние органы, сдавливая и нарушая их работу. 

Кроме этого, женщины носили корсеты, которые туго зашнуровывались китовыми усами, для того чтобы придать форме женского тела осиную талию. Естественно, при этом нарушалась работа лёгких, сердца и печени. Но красота требует жертв, и женщины не задумывались о своём здоровье, потому что такой стиль одежды был принят в обществе. Е.Уайт, видя бедственное положение женщин, попавших в ловушку моды, писала:

«Мои сестры, мы должны изменить свою одежду. Современный стиль женского платья во многом несовершенен, поскольку вредит здоровью женщин. Поэтому нам грешно носить тесные, сдавливающие талию корсеты, ибо они затрудняют работу сердца, легких и печени. Здоровое состояние всего организма зависит от правильного функционирования органов дыхания. Тысячи женщин подорвали свое здоровье и навлекли на себя различные заболевания, пытаясь обратить себе на пользу вредные и противоестественные вещи. Они не довольствуются тем, что сотворено природой, и, ревностно стремясь «исправить» ее и привести в соответствие со своими представлениями об элегантности, разрушают и уродуют все, созданное ею.

Многие женщины перегружают живот и бедра тяжелыми юбками. Но ведь эти части тела не были созданы для того, чтобы держать вес. Тяжелые стеганые юбки вообще не надо носить. Это большое зло, они совершенно не нужны. Женское платье должно спускаться с плеч». ИВ2, 473


Но не только Е.Уайт задумывалась о реформе женского платья. Первой женщиной, котороая решилась перейти на новый стиль одежды, была феминистка Елизабет Миллер; она подметила, что форма мужской одежды гораздо удобней и практичней женской, и при поддержке своего отца – конгрессмена, она стала носить платье, напоминающее мужской турецкий костюм. Он состоял из брюк, жилета, длинного пиджака, доходящего почти до колена, и ботинок. После трех месяцев ношения нового платья миссис Миллер поехала в Сенека Фолс, штат Нью Йорк, чтобы навестить свою двоюродную сестру Элизабет Кеди Стэнтон — одну из наиболее известных женщин страны, борющуюся за права женщин. Видимо, преимущества в свободе и удобстве костюма, который носила миссис Миллер, оказали сильное слияние на её двоюродную сестру, так как она в скором времени стала носить платье такого же стиля. Её подруга Амелия Блумер, редактор феминисткой ежемесячной газеты для женщин (The Lily), загорелась новшеством и не только сама стала носить этот костюм, но и активно рекламировать его в своей газете.
...Дамы впервые сели на велосипед где-то в середине XIX века. Но для этого нужны были особые костюмы, которые, как многие считали в обществе, совершенно не подходили женщинам. Считается, что первопроходцем была Амелия Блумер — она придумала специальный костюм, в том числе знаменитые пышные штаны, которые так и называют до сих пор блумерами. Но это не совсем так. Когда в 1851 году Амелия Блумер в своем журнале «The Lily» начала пропагандировать комплект, состоявший из длинных брюк и юбки, укороченной до середины икры (кстати, она не является изобретательницей этого костюма, его придумала Элизабет Миллер), то это не имело никакого отношения ни к велосипедам, ни к спорту. Речь шла только о реформе женского костюма, чтобы сделать его более удобным. Идея женщины в брюках встретила жесткое осуждение со стороны общества, считавшего, что ношение женщинами брюк есть нарушение «естественного порядка». К концу 1850-х годов и Амелия Блумер, и прочие «прогрессивные женщины» полностью отказались от этой идеи. Но название «блумеры» закрепилось за идеей женских штанов — и так крепко, что когда спустя 30 лет, в 1890-е годы, велосипедный спорт вошел в моду среди женщин, новый вариант брюк — широкие короткие шаровары — снова обозвали блумерами, хотя они были совершенно не похожи на то, что предлагала сама Блумер.

...сам блумерский костюм придумала не Амелия, а женщины коммуны Онеида, среди которых была активистка Элизабет Смит Миллер (Elizabeth Smith Miller, она же — Libby Miller). Именно она показала Амелии это одеяние и сама с энтузиазмом носила эту форму одежды несколько лет, всячески способствуя ее популяризации. По сообщению Дейл М. Бауер, автора «Кембриджского справочника по женской литературе XIX века», американская путешественница Элизабет Смит Миллер, посетившая в 1849 году несколько европейских курортов, одевала «укороченную юбку поверх широких, так называемых турецких, штанов, стянутых шнурком или застегнутых на пуговицу у лодыжки». Домой в США, она сшила себе такие же. Как видите, она не придумала их, а просто осмелилась носить их у себя на родине. Смит Миллер так объясняет, почему она решила носить  шаровары:  «Весной 1851 года, когда я работала долгими часами в саду, мне так опротивела длинная юбка, что недовольство,  росшее годами, вдруг вылилось в решение избавиться от этих кандалов». Она решила носить «турецкие,  до лодыжки, штаны и юбку, опускающуюся на десять    сантиметров ниже колена.
В 1853 году Амелия Блумер, ставшая к тому времени известным и пламенным борцом за избирательные права для женщин, буквально шокировала публику, собравшуюся послушать её очередную речь. И шокировала она ее не собственно речью – дело в том, что правозащитница предстала перед аудиторией в совершенно неприличной в то время одежде — в панталонах и юбке до колен.

Сама Амелия знала, что делает – в ее понимании настоящая борьба за права женщин заключалась не только и не единственно в реализации права избирать президента страны, но и в праве носить удобную одежду. Она твердо стояла на том, что каждая женщина вправе носить тот наряд, который ей нравится и является удобным, не спрашивая позволения мужчин. Мужчин Амелия называла зарвавшимися диктаторами, забравшими в обществе всю власть и при этом диктующими нормы морали.»....источник )

Стиль платья вскоре стал широко известен как «Американский костюм». Не смотря на общественное порицание и сарказм в адрес этого нового стиля одежды, многие женщины, тем не менее, загорелись перейти на него. Основная часть - это были феминистки – борцы за права женщин в Америки, а также спиритки.
Феминисткое движение, движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. Оформилось в середине 19 в., но его истоки восходят к периоду американской Войны за независимость и распространения идей Великой французской революции. В идеологии нарождавшегося феминистского движения лежало убеждение в том, что для раскрепощения женщин необходимо прежде всего устранить факторы формального правового неравенства, а это приведет к уничтожению неравенства в общественной и профессиональной сферах. По сути дела, женщины восстали не только против угнетения их в социальной и политической жизни, но и против заповеди Бога, согласно которой мужчина должен быть главой во всех сферах жизни, а женщина (как его помощница) - находиться в подчинении (Быт.3:16; 1Тим2:12;Еф.5:23), при условии, что мужчина действует согласно Божьему закону.

Достоинством американского костюма было то, что был снят с тела груз тяжёлых юбок, сдавливающих корсетов, в этом костюме удобно было передвигаться, подниматься по лестнице и работать. А также ноги женщин теперь были защищены от холода теплыми штанами. Однако этот костюм полностью копировал мужскую одежду, и это было против повеления Божьего.

«Среди женщин растет стремление своей одеждой и видом, насколько это возможно, походить на противоположный пол и одеваться подобно мужчинам, но Бог называет это мерзостью». СЦ1, 421

«Сторонницы реформы в одежде иногда увлекаются каким-то новым стилем. Они имитируют одежду противоположного пола: носят кепку, брюки, жилет, пальто (удлинённый пиджак) и ботинки… Отстаивающие такой стиль одежды заходят слишком далеко в своем желании изменить существующие нормы. В результате происходит путаница. Некоторые из тех, кто одевается таким образом, в принципе правы в своем подходе к здоровью и могли бы принести намного больше пользы, если бы не доводили проблему одежды до крайности.

При таком стиле одежды Божий порядок извращается, и Его указания остаются без внимания. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие» (Втор. 22:5). Бог не желает, чтобы Его дети следовали такому стилю одежды. Это нескромные одеяния; они совершенно не подходят для смиренных женщин, считающих себя последовательницами Христа. Божьи запреты с легкостью обходят все, кто выступает за отмену различий между мужской и женской одеждой. Крайние взгляды, отстаиваемые в этом вопросе некоторыми реформаторами одежды, ослабляют их влияние.

Богу было угодно, чтобы женская одежда отличалась от мужской; Он посчитал этот вопрос достаточно важным, чтобы дать ясные указания, ибо если оба пола будут одеваться одинаково, это вызовет замешательство и рост преступности». ИВ2, 477-478

Американский костюм пришёлся по душе и некоторым адвентистким женщинам. Они также стали переходить на этот стиль одежды. Е.Уайт категорически возражала против ношения сёстрами американского костюма, потому что это было, во-первых, против закона Бога, а также по той причине, что многие спиритки переходили на этот стиль одежды, и адвентистов седьмого дня стали причислять к спиритам.

«Люди, занимающиеся спиритизмом, практически все приняли эту своеобразную манеру одеваться. Адвентистов седьмого дня, верующих в восстановление духовных даров, часто причисляют к спиритам. Стоит им одеться в этот костюм, как их влияние будет сведено на нет. Люди будут ставить адвентистов в один ряд со спиритами и откажутся даже слушать их». СЦ1, 421
«Некоторые из верующих в истину полагают, что для здоровья сестер было бы лучше носить американский костюм, но если такая манера одеваться ослабляет наше влияние среди неверующих и закрывает для нас доступ к их сердцам, нам ни в коем случае не следует носить подобное платье, даже если из-за этого нам придется отказаться от личных удобств». СЦ1, 420-421

Е.Уайт предложила женщинам другой вид реформированной женской одежды. Она предложила отказаться от кринолина, укоротить платья на 20-25 см от пола, упростить модель платья, отказаться от корсетов, сдавливающих грудную клетку, и утеплить ноги нового типа женскими штанами.

«Женскую одежду можно значительно улучшить с точки зрения здоровья, не меняя ее настолько, чтобы она вызывала отвращение у окружающих.

Не следует стягивать тело корсетами. Платье должно быть идеально удобным и не сдавливать сердце и легкие. Оно должно слегка прикрывать верх ботинок, но не быть таким длинным, чтобы собирать всю грязь с улиц и тротуаров. Для женщин, занятых домашней работой, и особенно для тех, кто трудится на улице, было бы вполне приемлемо как с точки зрения здоровья, так и в смысле удобства, носить еще более короткое платье». СЦ1, 460-461

«Прежде чем одевать новое платье, нашим сестрам надо раздобыть выкройки панталонов (т.е. штанов – pants), которые носят вместе с ним». СЦ1, 521

«Какой бы ни была длина платья, ноги у нее (женщины) должны быть закрыты не хуже, чем у мужчин. Вот почему можно носить штаны на подкладке, которые лентой прикрепляются к щиколотке; штаны должны спускаться вниз до уровня ботинок. Укрытые таким образом лодыжки надежно защищены от ветра. Если лодыжки и ступни ног находятся в тепле, кровообращение улучшается; кровь остается чистой и здоровой, потому что она не переохлаждается и свободно перемещается по организму». СЦ1, 461

Эта модель нового платья должна была помочь женщинам освободиться от диктатуры моды, травмирующей их тело, и облегчить работу дома и в саду. Длина платья была показана Е.Уайт Самим Господом.

«Мои видения были рассчитаны на то, чтобы исправить современную моду и показать нелепость слишком длинных, волочащихся по земле платьев, и одновременно предостеречь некоторых женщин от слишком коротких платьев, едва прикрывающих колени. Мне было показано, что нам следует избегать обеих крайностей». СЦ1, 464

.....................................................................
Изображение с обложки сборника нот для фортепиано
 под названием
“Камилла, или Полька шароваров”. Подобные песни
 обычно изображали
 реформу женского платья в саркастической манере,
как сумасшествие моды

В дополнение литература:

Серия "The Gallery of English Costume"


Год выпуска: 1971-1977
Жанр: Исторический костюм
Издательство: Manchester City Art Gallery
Серия: The Gallery of English Costume
Формат: JPG
Разрешение: около 1000х800 (две странички)
Качество: Отсканированные страницы
Количество иллюстраций в каждой книге: 20 черно-белых фотографий
Язык: английский

Описание:
Серия брошюр, выпущенных специально для Комитета по культуре города Манчестер.
В каждой книге 20 черно-белых фотографии, характеризующих ту или иную сторону английского костюма. К каждой фотографии есть небольшое описание: что за костюм, из чего произведен, какие характерные черты в нем присутствуют, а так же кто именно изображен на фото. Описания все на английском!

Список брошюр этой серии (жирным шрифтом выделены те, которые присутствуют в раздаче):
1. A Brief View (Взгляд вскользь по всей истории английского костюма)
2. 18th Century (Костюм 18-го века)
3. Women's Costume 1800-1835 (Женский костюм 1800-1835 гг.)
4. Women's Costume 1835-1870 (Женский костюм 1835-1870 гг.)
5. Women's Costume 1870-1900 (Женский костюм 1870-1900 гг.)
6. Women's Costume 1900-1930 (Женский костюм 1900-1930 гг.)
7. Children's Costume (Детский костюм)
8. Costume For Sport (Спортивный костюм)
9. Fashion in Miniature
10 Weddings (Свадебный костюм)

из неё о американской реформе:
Сопутствующие страницы в блоге смотрите по Содержанию(ссылка справа в блоге)

Комментариев нет:

Отправить комментарий