Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

16.12.21

Искусство одеваться по книге "Благовоспитанная женщина" (1895). Подлинники (1890-1900).

 Не перестаю удивляться, как порой в печатных изданиях прошлого можно прочесть глубокий и дышащий современностью, уже XXI столетия, текст. К таковым относится и эта книга 1895 года, причем чем дальше знакомишься с текстом издания, тем больше кажется, что написано все о наших днях...😊

"БЛАГОВОСПИТАННАЯ ЖЕНЩИНА или умение держать себя с тактом дома и в обществе." (1895 г.)

Соблюдая тематику блога, в основе которой лежит: все об истории костюма, выставляю отрывок из главы:

ОДЕЖДА

...Первое основное правило для женского туалета есть чистота, опрятность и миловидность; только на этой основе могут развиться вкус и изящество; то и другое не мыслимы без первых двух условий.

...Вообще совершенно несогласно с хорошим тоном надевать что-нибудь непотребное в надежде, что оно останется незамеченным. В гостях и во время домашних приемов, в театре, концерте и т.д. никогда нельзя быть уверенным, что, поднимаясь по лестнице или спускаясь с нее, садясь в экипаж или выходя из него, при разъезде, в прихожей или т.п. не обнаружишь случайно принадлежностей туалета, скрытых под платьем. Если они окажутся плохими, все изящество и весь эффект нашего наряда неминуемо пропадут в глазах других.

...Белые юбки носят только под светлыми летними и бальными платьями. Но ни что не нарушает так элегантности костюма, как плохая обувь и плохие перчатки. Первая должна согласоваться с модой, хорошо сидеть на ноге, быть впору и находится в совершенном порядке. Чулки и панталоны должны быть так же безукоризненны как по своему фасону, так и по материалу и свежести.

Цвет  перчаток, обуви и шляпы должен гармонировать с цветам платья и верхней одежды. Впрочем здесь надо сообразовываться с требованиями изменчивой моды. Несколько лет назад перчатки носили одноцветные с платьем, а потом к светлым туалетам стали надевать черные, что считалось верхом элегантности. Вообще в гардеробе элегантной дамы должен быть достаточный выбор светлых и темных перчаток. Черные туфельки подходят ко всем туалетам, исключая бальных; на бал обыкновенно надевают белые атласные или лайковые, так же смотря по моде, преобладающей в данный момент.

Что касается дамского туалета в общей сложности, то он, конечно, должен согласовываться с нашими средствами. Лишь немногие дамы, даже из лучшего общества, - последние еще реже, - имеют возможность не отказывать себе ни в чем, подражая каждой моде тотчас по её появлении, приобретая дорогие материи и готовые вещи, едва они покажутся в окнах модных магазинов. Да истинное общество и не требует этого. Оно спокойно предоставляет денежной аристократии, людям вышедшим из ничтожества, героиням театральных подмостков и т.п. одеваться в дорого стоющие ткани, пуская пыль в глаза ошеломляющими туалетами, всеми эксцентричностями моды и безумной расточительностью.

Благопристойность в одежде, тонкий вкус, модная новизна без смешных крайностей, неподдельность и красота материала без излишества украшений, удачный ансамбль туалета, соответствующий месту и случаю - вот что ценится выше всего в истинно хорошем обществе.

Гармоническая красота наряда точно также требуется  в свете и обозначается словом "элегантность". Её же подразумевают под словом "шик".

Конечно, мы должны следовать предписаниям моды, но они так разнообразны, что всегда можно выбрать то, что нам более к лицу... Мы не должны стараться поражать при помощи новой моды, но неприятно было бы бросаться в глаза из-за устарелого костюма.

Самое главное в искусстве одеваться - это ансамбль туалета. Не следует носить вместе таких цветов, которые теряют один возле другого, и материй, не подходящих одна к другой, вообще принадлежностей костюма, не гармонирующих между собою...Кроме того, мы должны согласовывать свой туалет со временем дня и другими условиями.

Некоторые дамы очень небрежны в своем домашнем туалете, что совершенно противоречит хорошем утону. Благовоспитанная женщина должна и дома одеваться так, чтобы каждую минуту быть в состоянии принять гостей...

Давно прошли те времена, когда приличие позволяло только замужним да и то пожилым дамам носить шелк и тяжелые дорогие материи; однако и теперь принято, чтобы молоденькие особы одевались проще пожилых, носили бы легкие и воздушные ткани...

Дамы в летах так же сделают лучше, если будут одеваться не слишком молодо и сообразно своему возрасту. Но одинаково неуместно прежде времени начать носить старушечьи цвета и материи, как и подражать молоденьким девушкам, когда перевалить за тридцать и за сорок лет. Тонкий такт и верное зеркало должно безошибочно подсказать каждой женщине, что ей прилично и что нет.

...Дамы от тридцати до пятидесяти лет могут одеваться на столько роскошно и богато, на сколько позволяют средства; этому возрасту скорее простят всякую экцентричность в туалете, чем более молодым или более старым особам, но и в эти годы надо согласовываться со своей наружностью. Тщательно выбранный и рассчитанный туалет скрадывает до известного предела следы времени, но уже, конечно, не такой, который показывает желание молодиться во что бы то ни стало. Чересчур юношеский туалет заставляет пожилых казаться еще старше, что надо всегда иметь в виду.

Дамам, которые принуждены соблюдать бережливость в своих расходах на гардероб, мы советуем постоянно иметь хорошее черное платье из тонкой шерстяной материи. Модное элегантно сшитое черное шелковое платье или составленное из атласа, бархата или дама, из узорчатых или прозрачных шелковых материй представляет прекрасный наряд для парадных и менее парадных выездов, для всяких торжественных случаев, исключая свадеб, девичников, именин, крестин и т.д. Оно отлично носится зимой и летом, на прогулке и дома. Если такое платье выйдет из моды, его легко переделать и обновить.

Гораздо более согласно с хорошим тоном носить материю попроще, но одеваться по моде, чем франтить в дорогих материях, когда цвет и покрой платья уже вышли из моды. Туалет из тяжелого шелка, не соответствующий моде и утративший свою свежесть, производит впечатление отсталости...


Кто не в состоянии тратить много на туалет, тот сделает лучше, если не станет выбирать фасоны и цвета, которые не долго продержутся в моде, потому что они слишком бросаются  в глаза Одноцветные платья неопределенных оттенков или мелкого рисунка, с мелкими клеточками, узкими полосками носят обыкновенно гораздо дольше и даже, когда они выйдут из моды, их можно носить дома и надевать для обыкновенных выходов в дополнение к другим костюмам...


Один и тот же закон существует для всего: простые вещи хотя никогда не производят эффекта, зато они гораздо прочнее, тогда как изысканное и эффективное нравится только короткое время, а потом рискует сделаться ординарным, войдя во всеобщее употребление, после чего еще недавнюю новинку, по молчаливому соглашению, перестают носить в светском обществе.


Прибавим сюда некоторые примечания на счет цветов. Цвет юности есть розовый, он особенно идет к каштановым и темным волосам; небесно-голубой и васильковый - цвет блондинок и светлорусых; желтый, оранжевый, красный идет брюнеткам, в особенности тем, у которых волосы имеют синеватый оттенок воронова крыла. Зеленый также хорош для блондинок, но с ярким цветом лица, потому что он многим придает бледность и даже серовато-землистый оттенок, что совершенно безобразит женское лицо. То же самое можно сказать о белом: он хорош только для особ с особенно нежным розовым личиком. Это относится, конечно, преимущественно к шляпам, головным уборам и ко всему, что приходит в близкое соприкосновение с лицом и кожей. Если носить постоянно серый и коричневый, то в конце концов это нестерпимо примелькается.


Некоторые особы, потеряв кого-нибудь из особенно дорогих людей, непременно хотят носить траур и по истечении положенного срока. Но таких внешних проявлений сердечного горя нельзя одобрить. В них скорее сказывается кокетство; щеголяя своим равнодушием к жизни и обществу, иные люди преследуют одну цель - казаться интересными и стоящими выше толпы. Поэтому не следует подражать им.

Есть много книг, написанных о гармонии цветов и о законах их художественного, эффектного сочетания, но причудливая мода не хочет знать никаких ограничений. Если она пожелает смешания голубого с зеленым или с синим, с лиловым, то фабриканты примутся ткать материи по её всевластному капризу, а такая комбинация цветов будет одобрена хорошим тоном и принята в порядочном обществе. 

Цвет и покрой своих нарядов каждая истинно образованная женщина всегда старается согласовать со своей наружностью и приличием. Надо очень остерегаться подражать моде к ущербу порядочности и благопристойности. Особенно матери должны заботиться, чтобы их дочери избегали нескромных мод.


----------------------------------------------






Подлинники платьев в деталях на конец 19 века


Платье эпохи модерн 1895 год





Платье 1900 год - эпоха модерн.







/картинки с сайта Augusta Auctions/

-----------------------------------------

Читайте так же:

2 комментария:

  1. Какая прелесть! Спасибо! Очень понравился пост. И таки, да, вы совершенно правы, звучит актуально и для нашего времени. Нет ну как красиво написано: "чистота, опрятность и миловидность".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! по этому и не поленилась - списала с книги уже на наш разговорный язык.

      Удалить