Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

2.12.20

Тюрбан/чалма в женском костюме XVIII-XXI вв. История, изображения.

  "...А бал был прекрасный. Бальные речи шумели шумным говором. Женщины, украшенные цветами, сверкавшие очами и брильянтами, наклонялись на кавалеров и кружились  с ними в упоительном вальсе...

Леонину все это стало противно. На роскошь праздника он взгляда не бросил и ко всем окружавшим он почувствовал неодолимое отвращение.

В эту минуту в большую залу вошла графиня. Парчевый тюрбан увивался около ее головы; темно бархатное платье чудно выказывало удивительную белизну ее плеч. В зале сделалось невольное движение..."                                                  - В.А. Соллогуб "Сочинения графа Соллогуба", 1855 г.


Тюрбан (чалма по русски) - 

название происходит из персидского языка и означает материал из вуали, который персы повязывали голову, затем тюрбан заимствовали арабы и другие восточные народы. В Европу от впервые проник в период крестовых походов. В период франко-бургундской моды (14-15 вв) тюрбан носят придворные дамы и господа. Зендельбиндер - европейский вид тюрбана. Бальцо эпохи Ренессанса (15-16 вв) - жесткая разновидность тюрбана, который не повязывается. 

Тюрбаны снова стали в моде во время похода Наполеона в Египет и оставались до начала ХХ века изменяясь по своему виду и назначению. К концу ХХ века чаще всего головной убор наподобие тюрбана в России называют - чалма.


Если посмотреть на всплеск моды на этот вид головных уборов, употребляемых разными народами Азии и Африки и вошедшими в моду из Франции в другие страны Европы и в Россию, то выявляется связь с событиями на мировой политической арене. Это можно проследить как по России, так и по другим странам. 

Подтверждение этой параллели можно прочесть в различных публикациях, как газетных, словарях, так и литературных того времени (что мною и приводится  в доказательство при исследовании истории этого вида головного убора).

Например: При Наполеоне в эпоху ампир - когда Франция пошла на Восток - в Египет 1798-1801. Или: Русско-Турецкие войны: 1806-1812; 1828-1829; 1853-1856; 1877-1878 года...и т.д..

Однако, давайте все по порядку...

С развитием товарообмена и событий на политической и экономической карте мира Европейские государства, Россия и Америка  перенимали моду на костюм с Востока и Азии: Индии, Персии и т.д.

Вот что пояснял один из купцов об этом головном уборе в 1789 году:

"...Это называется турбан, то есть скомканный комок флеру или дымки, или батисту, или подобного ему; тут еще употребляется разных лент множество, и сила вся состоит в том, как бы побольше напутлявить так и того и другого...турбаны так легки, что нет ни одного весом в полфунта..."

Сначала носили шляпки в виде тюрбана до XVII века, а затем и сама форма тюрбана в восточном стиле стали надевать как в торжественных случаях, так и в повседневной жизни с 1760-х до начала XIX века, когда он стал только частью вечернего туалета дамы.

Тюрбаны вошли в моду в самом конце XVIII века наряду с другими вещами восточного происхождения — кашмирскими шалями, например. В театре этот головной убор стал известен намного раньше.

Уже в XVII столетии при помощи тюрбана показывали восточное происхождение героев. Например, считается, что распространению тюрбанов в качестве модного головного убора способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766 — 1817).

Ей пришлось бежать из Франции от правительственных преследований, она посетила многие страны, в том числе и Россию. Пребывание знаменитой француженки в нашей стране нашло свое отражение у Пушкина в «Рославлеве» (1831).

Костюм де Сталь всюду находил подражательниц. Известно, что писательница предпочитала всем головным уборам тюрбан. Вот что пишет об этом Смирнова-Россет: „...Гейне ее возненавидел и назвал «La Sultanne de la pensée" (султанша мысли), та всегда носила красный тюрбан».

И именно в XIX столетии тюрбаны надолго захватили общество в модной индустрии головных уборах у дам и были более разнообразных видов. От просто обертывания платком вокруг головы, до специальных шляпок в основе которых лежала форма тюрбана. Были разные манеры носить, назначения уборов, виды, расцветки, с украшениями и без...

В 1803-1805 годах на придворные и другие балы надевались усыпанные драгоценностями тюрбаны из муслина, киссеи или легкого шелка с перьями...

Тюрбан "мамелбк", например полагался в 1804 году к вечернему костюму и был из белого атласа, перед завернут вверх, как поле шляпы поверх куполообразной тульи, отделанный страусовыми перьями; и "мадрас" (1819), сделанный из голубых и оранжевых индийских платков. 

Так же носили шляпы "Фантази", которые имели форму тюрбана или чепца и отделывались главным образом перьями.

Вот что советовали светским дамам журналы:
 «Тюрбаны и токи, приготовляемые в модных лавках, надевают только в театр и в обыкновенные выезды. Но головной убор (тюрбаны, цветы, перья и проч.), когда едут на бал или в концерт, должны быть расположены артистом, убирателем головы при самом туалете».

Форма тюрбанов менялась постоянно, чуть ли не каждый сезон.

Вошли в моду в начале XIX в. ткани с восточным рисунком, темная пудра, бытовой грим «под Восток» и, конечно, тюрбаны.


«Франциск» — шляпа, напоминающая по форме головные уборы времен французского короля из династии Валуа Франциска I (1494 — 1547).
Они вошли в моду в 20-е годы ХIХ века: 
«Для прогулок в карете и на вечере надевают шляпки Франциск I, у которого поля широкие, спереди согнутые и длинное перо».

В 1830-х тюрбан сворачивали из кружевных и газовых шарфов. Так же на балы на голову надевался чепец вроде тюрбана из узкой индийской шали, украшенный высоким поперечным султаном, причем отделанные бахромой концы шали спускались спереди до самого живота.



В 30-х годах 19 в., как сообщали газеты, тюрбаны имели следующую форму: «Носят также береты и тюрбаны. Последние изменились по своей форме: прежде главная ширина их была по обеим сторонам головы, а ныне с боков тюрбаны узки, но зато весьма широки в передней и задней частях».



Манера носить тюрбан диктовалась возрастом дамы, её вкусом и благосостоятельностью.

Тюрбан а ла арменьен - "Тюрбан по-французски" - делались из белого газа, называемого одноименным с самим головным убором, украшались тюлевыми шарфами.

Наиболее популярны с 1825 по 1835 года были в России тюрбаны а ла Моабит (a la Moabite). Вот что про них писали современники в модных журналах и газетах того времени:

"... Тюрбаны a la Moabite , которые носились дамами, щеголяющими своим туалетом; красивейшие из тюрбанов те, которые из белой ткани с серебряными вокруг шефами, или из белой шалевой материи с пунцовую вокруг шалевою же матерью..." ..." Тюрбаны a la Moabite употребляются только теми дамами, которые слишком прихотливы в  наряде..." (1829 г)

"...Тюрбаны a la Moabite употребляются особенно дамами, имеющими красивый оклад лица и которым лета их позволяют еще иметь волос на лбу; убор сей должно надевать таким образом, чтобы отличаться. Тюрбаны сии все почти с полосками, вышитыми золотом или серебром..." ... "...Тюрбаны a la Moabite приняты общею модою, а особенно молодыми и хорошенькими особами; волосы при них иногда завивают, но чаще гладкие. Тюрбаны сии большею частию делаются цвета белого с тоненькими золотыми или серебряными клеточками..." (1832)

"...Тюрбаны a la Moabite в большой моде. Сии тюрбаны, белые газовые, затканные золотом или серебром или только с серебряными или золотыми перехватами, суть самые модные.."(1833)

К 1840-ым тюрбаны остались, но острая мода на этот головной дамский убор началась опять в 1850-х  -начале 60-х, с измененным видом. 

"...Тюрбан "Сесиль" темнофиолетовый бархат, который соединяется и свивается с золотым кружевом, бахромой и позументом, - так же произведение вполне художественное, чудесное! "Жидовка", наколка из золотой парчи, убранная изумрудным бархатом, перемешанным с белым газом, затканным золотыми и шелковыми разводами ярких, пестрых цветов; петли, розетки, и длинные спущенные по сторонам концы, все составлено из соединения этих трех разнородных материй и производят эффект очаровательный!"    --- - писал один из современников  в 1846 году

-----------------------


---------------------------

"...Сама мистрисс Ньюком осталась бы совершенно довольна отзывами Гонимэна о её гостях и о ней самой. Чарльз Гонимэн так отзывался о большей части этих господ, как буд-то они стояли у него за спиной..."Эта леди в красном тюрбане, с прелестными дочерьми, - вдова знаменитого судьи Бюджа - все удивлялись, что он не был сделан министром юстиции и пэром - единственным препятствием ( как я слышал по секрету) было нежелание короля сделать пэром какого-то Бюджа. Леди происходит из скромного, простого звания, но в настоящее время сделалась знатною..."   --- - "Записки весьма почтенного семейства" соч. Т.В.Теккерея, 1855 г.

                                          

"...- Троекуров, взгляни, как эффектна сегодня madam Rantzof! проговорил в эту минуту ему на ухо проходивший мимо адьютант.

Он, как бы нехотя, лениво обернул голову наложу первого яруса с левой стороны, где в пунцовой, расшитой золотом мантилье, накинутой на великолепные плечи, венчанная головным убором из пунцового же бархата, перевитого жемчугом, и сияя двумя огромными шатонами, продетыми в маленькие розовые ушки, сидела молодая черноглазая женщина, весьма, действительно , "эффектная" своею яркою, вызывающей красотою..."        ----- так описывает своих литературных героев романа в театре конца 1850-х годов М.Б.Маркевич.

Сейчас этих красавиц мы можем увидеть только на полотнах художников XIX века, да догадаться о их внешнем виде по гравюрам того времени...







...




---------------------

ХХ век и мода на тюрбаны/чалмы


XIX век прошел,а мода на этот вид головных уборов, как и приверженность к азиатским и восточным лейбмотивам  в европейском обществе никуда не делись...

Увлечение тюрбанами в начале XX века связано с успехами русского балета в Париже. Костюмы, выполненные по эскизам Л.Бакста, породили увлечение Востоком.
В моде сущность этого периода была наиболее явно представлена величайшим французским кутюрье Полем Пуаре.  Экзотичность и восточные мотивы нашли отражение в его туниках, тюрбанах, гаремных юбках, турецких шароварах и вечерних туалетов.

В ХХ веке не раз взоры модниц  обращались на этот вид головного убора - тюрбан.
Например, в конце 30-х годов в той же Франции женщины демонстрировали свое пренебрежение оккупантам с помощью возвышающихся на голове тюрбанов, и в середине 1940-х возникли довольно уродливые их фасоны.

В 1970-х появились вязанные шапочки в виде чалмы. А некоторые дамы завязывали большие шарфы или платки на голове в виде тюрбана. Наряду  с этим стали появляться в продаже и фетровые модели чалмы. А еще в ХХ веке была распространена прическа - где укладывались волосы в виде тюрбана...

Да и сейчас нет-нет , да и возникнет этот вид головного убора, делая даму по-восточному обаятельной и женственной...
Ничто не бывает так модно - как ретро и обращение к историзмам, да еще, если на политической карте мира опять проявляется влияние Востока...










-----------------------------------
Источники статьи:
- Кирсанова "Сценический костюм";
- Ф.Комиссаржевский "История костюма";
- Д. Нанн "История костюма";
- Епишкин Н.И. "Исторической словарь моды"
- газеты, журналы и литературные произведения  19 века;
- соц.сети.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:




2 комментария:

  1. Спасибо. ознакомилась с интересом. Мне нравятся тюрбаны и чалмы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что заглянули на огонек..Мне тоже очень нравятся эти головные уборы Частенько ношу дома, делая чалму из палантинов.

      Удалить