Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

12.8.20

Женская мода в 1890-ые годы. История, крой, пошив. Подлинники.


Продолжая рассказ и показ подлинных платьев просто не могу не написать пару слов о тенденции моды в те времена, так и попытаться исследовать сам пошив костюма дамы на 1890-ые годы.

В девяностые годы XIX века
в моде происходит еще большее разделение костюма как по назначению, так и по классовой принадлежности. Все больше женщин начинает работать на предприятиях, заниматься наукой, искусством, политикой.
По-этому общий характер одежды становится более строгим и деловым.
Входит в моду "английский" костюм.

Женщины все активнее занимаются спортом - велосипедным, конькобежным, теннисом и т.п. Появляются специальные костюмы для спорта.

В 1890-х женщины носили куртки и пиджаки мужских фасонов для вождения автомобиля, путешествий или спортивных занятий, включая норфоркские куртки, бушлаты и длинные свободные пальто с плясом "ольстер" и даже визитки в 1895 году.


Но в официальной обстановке требовались более женственные фасоны: короткие пелерины, с приподнятыми плечами, которые затем увеличились, чтобы покрывать огромные рукава из меха, сукна, тафты, атласа, фая и даже плиссированного шифона, часто изысканно отделанные тесьмой, лентами или кружевом; зимой носили короткие жакеты из меха (иногда с бархатом), длинные пальто из сукна и муара или бархата с отделкой из русского соболя.


Вечером надевали пальто с рукавами "доломан", просторными рукавами из дорогих тканей с богатой отделкой, или длинные плащи с широкими плечами, поверх пышных рукавов платьев, с высокими воротниками, поднятыми к лицу.
Модные и богатые женщины не задумываясь старались демонстрировать изобилие роскошных тканей и множество туалетов на все случаи жизни, по стоимости хорошего состояния.

Бальные туалеты представительниц крупной буржуазии становятся еще пышнее. Костюмы русской придворной знати сплошь расшиты золотом и драгоценностями.

Во второй половине XIX века отделке нижнего белья стали придавать все большее значение, оно становится более изысканным и соблазнительным, достигну вершины в 1890-х годах, когда появились вычурные и претенциозные нижние юбки "фру-фру".


Корсеты 1880-1890 -х были элегантны и как классическими,так и украшены: по черному сатину вышивка желтым, голубым, розовым или зеленым.



Свадебный корсет мог быть из белого атласа, вышитого узором из цветков апельсинового дерева. Кофточку с коротким рукавом или без рукавов или, в 1890-х, лиф-чехол носили поверх корсета для защиты тесно прилегающего платья.

К концу века юбки и лиф могли быть объединенными, т.е. платье кроилось цельнокройным.


Основной формой одежды являлось все-таки платье. Прямые плечи, высокий стоячий воротник,
линия талии несколько занижена.
 Рукава в течении десятилетия меняли форму, но все они были расширены в верхней части и заложены в верхней части (у плеча) в складки или сборки. Небольшой присборенный окат рукава конца 1880-х стал в 1892 году всерьез расти. Увеличиваясь с каждым сезоном, к 1895-1896 годам достигли огромных размеров и для их пошива порой требовалось до 2.5 м ткани.

Тесно прилегающие от запястья до локтя, выше они расширялись до такой степени, что женщины должны были поворачиваться боком, чтобы пройти в двери средней ширины. Как и в 1830-х, такие рукава называли "баранья нога" или "жиго", но теперь они вшивались ( на швейной машинке,реже вручную, причем со стороны проймы) в высокую или нормальную пройму с обычной шириной плеча, а не заниженным как в 1830-е.


Вечерние платья часто украшались кружевным воланом по плечам для создания впечатления объема.
Ширина плеч уравновешивалась добавлением ширины по подолу юбки.
 В юбки вставляли клинья для создания эффекта плотного облегания бедер, сзади сохранились сборки по линии талии, и, если было необходимо округлить бедра, добавлялась набивка.

Юбка плавно расширяется к низу (колокол). Типичным костюмом работающих женщин становятся юбки и блузки.
Теперь было можно готовые блузки, и они были очень разнообразны: закрытые и похожие на мужские рубашки или достаточно нарядные.

С 1896 года рукава стали уменьшаться и начал формироваться следующий цикл моды, провозгласивший типичным для начала нового века ХХ-го Г-образный изгиб.
 Шляпы в начале 1890-х небольшие, с полями, надевали строго симметрично на высокую прическу-валик. К концу десятилетия шляпы приобрели огромные поля и массу украшений. Модны были так же "токи" - маленькие шляпы без полей, напоминающие чалму.

Обувь почти не изменилась по форме, но стала проще и удобнее.

Некоторая графичность силуэта этого периода определила отбор тканей.Выпускалось много различных материалов. Наиболее популярны были атласы с матовым рисунком, репсы, муар, тафта, жатые шелка, сукна, шерсть, в ходу бархат и плюш (отличие этих тканей  в длине ворса -прим. автора), появился делен - сукно, напоминавшее кашемир, но с шелковой основой или утком.


Появляются в большом количестве креповые материи: крепдешин, креп-жоржет и т.п.
Ткани  с орнаментом встречаются преимущественно в летних платьях. Наиболее модны гладкокрашеные ткани. Глуховатые оттенки зеленого (цвет сена, цвет тины). Популярны так же все оттенки лилового и синего, сочетание черного с синим и белым,лилового с золотым.

Бальные платья светлые, главным образом в теплой гамме.
Орнамент чаще не набивной, а вышитый.
Повседневные платья шьются из льна, пике, ситца, кашемира и др. недорогих тканей.

 Главная линия костюма - линия плеча и рукавов. характерные декоративные линии - диагональные, симметричные линии отделки, сходящиеся у шнипа лифа.
Юбка доходит до пола, но без шлейфа.
Силуэт треугольный. Линия плеча прямая.

 Преобладают в женском костюме нейтральные цвета, темные, малонасыщенные. Отношения цветов, как правило, сближенные. часто темные приглушенные цвета костюма сочетаются со светлыми вставками из кружев.

*******************
Очень хорошо о подборке цветовой гаммы для костюма говорится в одной из книг по пошиву и кройке платьев и женского белья за 1896 год

"Универсальная образцовая мастерская кройки и шитья " 1896 год





ознакомиться  с книгой и как скачать/прочесть её можно найти тут:

Обзор книг и журналов по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.

*******

Как обработать воротник-стойку в платья конца 19-начала 20 веков:


Начиная с 1880-х годов излюбленной деталью одежды становится воротник-стойка, причем стойки были как у пальто, так и у платьев и блузок из тонких тканей.
 Как правило стойки раскроенные отдельно,так как они должны плотно облегать шею.
Крой : или прямой прямоугольник, или раскроенная по современному крою.

Технология обработки стоек различна. Если стойки из плотной ткани, их ставят на подкладку,  а иногда для сохранения формы еще и на прокладку из тарлатана, крахмальной марли, капронового сита и т.п.

Если стойка из прозрачной ткани (капрон, тюль, газ, шифн и др.), то  в неё необходимо вставить кости. Их крепят вручную - швом "козлик" или "крестиком". Готовый воротник можно расшить бисером, стеклярусом, тесьмой или кружевом.


----------

Крой рукава - окорок и юбки -колокол, модных в одежде 1890-х годов:





Моделирование исторического лифа из современных выкроек 



---------------------------------------

Подлинники платьев 1890-х годов.


Лифы платьев: начала 1890 года и середины 1890-х годов





















Полуденное платье 1890- е годы повседневное.

Из фая с лиловым плисированным лифом и бархатной отделкой с тканным рисунком.







Платье 1894-1895 гг.

Бургундия.







Платье конец 1895-96-х годов.

Из шелкового фая.



Костюм: жакет и юбка 1897 год. Шерсть.




корсет 1890-ые годы-модерн




-----------------------------

Источники статьи:
- книги по истории костюма:Нанн, и др.
- Книга "Театральный костюм. часть 1", 1976 г. -найти можно тут: 
Книги по изготовлению одежды.Обзор. часть 8: 1971-1990 гг.
- соц. сети в свободном доступе

----------------------------------------------

Читайте так же:

4 комментария:

  1. Светлана, как всегда, очень познавательно!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за профессионально сделанную отличную статью!Успехов вам, Светлана!

    ОтветитьУдалить