КАБАРЕ (французский cabaret - кабак, кабачок), самые первые по направленности литературно-художественный клубы (кафе, театр), в которых устраивались представления с участием поэтов, актёров, музыкантов .
Первое кабаре («Гидропаты», создано писателем Э. Гудо) появилось в 1878 году в Латинском квартале Парижа как клуб студенческого сообщества.
Самое известное кабаре «Ша нуар» («Чёрный кот», 1881) открыто на Монмартре парижской богемой, приверженцами символизма во главе с художником Р. Сали.
Тулуз-Лотрек. Танцующая Марселла Лендер. 1895 г.
Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/tema-kabare-v-evropeyskoy-jivopisi-/6399013
«Ша нуар» оформляли живописцы Т. Стейнлен, А. Вийота, карикатурист Каран д’Аш.
Программа состояла из поэзии новой волны, лирических и гротескных песен, музыкальных импровизаций, пародийных кукольных обозрений, которые исполнялись самими авторами; номера связывались импровизированными каламбурами, ироническими репликами, объединяя зрителей за столиками и исполнителей на подмостках.
Индивидуальная манера выступлений Сали послужила истоком самостоятельного жанра - конферанса. В «Ша нуар» выступали выдающиеся шансонье И. Гильбер и А. Брюан (открывший К. «Мирлитон» в 1885).
В 1896 году Брюан открыл в Париже «Кабаре убийц», в начале {{ века получившее название «Ловкий кролик» и ставшее главным местом встреч поэтов и художников авангардного направления.
Самое известное кабаре «Ша нуар» («Чёрный кот», 1881) открыто на Монмартре парижской богемой, приверженцами символизма во главе с художником Р. Сали.
Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/tema-kabare-v-evropeyskoy-jivopisi-/6399013
«Ша нуар» оформляли живописцы Т. Стейнлен, А. Вийота, карикатурист Каран д’Аш.
Программа состояла из поэзии новой волны, лирических и гротескных песен, музыкальных импровизаций, пародийных кукольных обозрений, которые исполнялись самими авторами; номера связывались импровизированными каламбурами, ироническими репликами, объединяя зрителей за столиками и исполнителей на подмостках.
Индивидуальная манера выступлений Сали послужила истоком самостоятельного жанра - конферанса. В «Ша нуар» выступали выдающиеся шансонье И. Гильбер и А. Брюан (открывший К. «Мирлитон» в 1885).
В 1896 году Брюан открыл в Париже «Кабаре убийц», в начале {{ века получившее название «Ловкий кролик» и ставшее главным местом встреч поэтов и художников авангардного направления.
Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/tema-kabare-v-evropeyskoy-jivopisi-/6399013
К рубежу 19-20 веков кабаре распространились по всей Европе в двух разновидностях: как литературно-художественные клубы молодых авангардистов и как небольшие интимные театры с оригинальной программой, нередко сближавшейся с варьете.
К последнему типу принадлежит большинство кабаре в Австрии и Германии (в том числе берлинские - «Голодный Пегас», 1901, «Седьмое небо», 1902, и многие др.). Наиболее значительное - «Пёстрый театр» (Берлин, 1901), охарактеризованное его основателем литератором и либреттистом Э. фон Вольцогеном как «Überbrettl» («сверхподмостки»).
Политические шутки и социальная сатира скетчей перемежались эротическими песенками и пантомимой, которые объединял конферансом сам Вольцоген, который 18 января 1989 года открыл первое в немецкой столице кабаре.
Заведение, названное Uberbrettl (Uber — сверх, brettl — малая сцена), стало совершенно новой ветвью в развитии этого незатейливого развлекательного представления.
К последнему типу принадлежит большинство кабаре в Австрии и Германии (в том числе берлинские - «Голодный Пегас», 1901, «Седьмое небо», 1902, и многие др.). Наиболее значительное - «Пёстрый театр» (Берлин, 1901), охарактеризованное его основателем литератором и либреттистом Э. фон Вольцогеном как «Überbrettl» («сверхподмостки»).
Политические шутки и социальная сатира скетчей перемежались эротическими песенками и пантомимой, которые объединял конферансом сам Вольцоген, который 18 января 1989 года открыл первое в немецкой столице кабаре.
Заведение, названное Uberbrettl (Uber — сверх, brettl — малая сцена), стало совершенно новой ветвью в развитии этого незатейливого развлекательного представления.
Идея создания кабаре в Германии принадлежала теоретику Отто Юлиусу Бирбауму, который пропагандировал философские идеи Фридриха Ницше по созданию "сверхчеловека".
И Бирбаум, и Вольцоген мечтали создать новый вид развлекательных заведений, со сцены которого они могли бы воспитывать новую породу людей.
Создатели берлинского кабаре хотели довести вульгарность до эстетического совершенства.
В зале не было столиков, а на сцене самостоятельные номера перемежались импровизациями и литературными пародиями.
На какое-то время кабаре стало излюбленным местом авангардистов, презиравших каноны традиционного искусства. Здесь можно было встретить и элиту русской эмиграции.
Но очень скоро шумное танцевальное представление, с которым ассоциировался жанр кабаре, превратился в довольно вульгарное зрелище — Германия вступала в нелегкую эпоху...
Самый пик популярности кабаре в Cтаром свете пришёлся на тяжёлое время: экономические кризисы и революции начала XX века, Первая мировая война.
Стремительное изменение привычного уклада жизни убыла тягостной и ужастной, и спастись от ужаса можно было в вечно праздничном кабаре, среди красивых женщин и красивой музыки.
Столицами кабаре в то время были Париж и Берлин, и две из дам были одними из самых известных того времени Эдит Пиаф и Марлен Дитрих.
Женщины, которые воплотили в своём творчестве дух эпохи и вдохновившие множество последователей.
Стремительное изменение привычного уклада жизни убыла тягостной и ужастной, и спастись от ужаса можно было в вечно праздничном кабаре, среди красивых женщин и красивой музыки.
Столицами кабаре в то время были Париж и Берлин, и две из дам были одними из самых известных того времени Эдит Пиаф и Марлен Дитрих.
Женщины, которые воплотили в своём творчестве дух эпохи и вдохновившие множество последователей.
В начале XX века стиль кабаре был в авангарде салонной моды.
Броские, иногда граничащие с вульгарностью платья исполнительниц соседствовали с вычурными горжетками и ярким гримом.
И всё это пронизывал томный дух декаданса.
Броские, иногда граничащие с вульгарностью платья исполнительниц соседствовали с вычурными горжетками и ярким гримом.
И всё это пронизывал томный дух декаданса.
Фото Генри Guttmann. 1897
В современной мировой индустрии развлечений термин «кабаре» закрепился за маленькими театрами со столиками, с программой из эстрадных номеров различных жанров и стриптизом.
«В конце XIX – начале XX столетия Россия переживала не столько промышленный бум, сколько интеллектуальный подъем, особенно ярко проявившийся в философии, публицистике и художественной литературе – прозе и поэзии.
Многие деятели культуры этот процесс называли русским ренессансом.
Николай Бердяев определил это время как серебряный век после золотого века эпохи А. С. Пушкина.
«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, – писал Бердяев о серебряном веке в своей философской автобиографии «Самопознание». – Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей.
Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии, обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но все происходило в довольно замкнутом кругу…»
С другой стороны, XX век в буквальном смысле взорвал планету войнами и дал столько исторических событий, память о которых, особенно в России, должна и будет будоражить пытливые умы еще долго...» - как писал в своей книге «Тайны Серебряного века» А.Терещенко.
В России кабаре во многом опиралось на собственную традицию 19 века: литературные кофейни, домашние салоны, театральные «капустники», собиравшие актёров на великопостные пародийные вечера, из которых возникло в Москве первое кабаре - «Летучая мышь» (1908).
«… Вздумали наши театральные эстеты создать в Петербурге то, чем (уже не первый десяток лет) славился Париж, а для многих русских людей это даже служило главной приманкой Парижа.
Я имею в виду, -- писал спустя годы Александр Бенуа, -- парижское “кабаре”, т. е. то вечно разнообразное, причудливое, почти всегда дурашливое зрелище, что временами могло принимать характер чего-то обличительного, но что главным образом потешало даже и “самых серьезных” людей и что было разбросано по ряду маленьких предприятий на склонах Монмартра».
Я имею в виду, -- писал спустя годы Александр Бенуа, -- парижское “кабаре”, т. е. то вечно разнообразное, причудливое, почти всегда дурашливое зрелище, что временами могло принимать характер чего-то обличительного, но что главным образом потешало даже и “самых серьезных” людей и что было разбросано по ряду маленьких предприятий на склонах Монмартра».
<
В отличие от Европы, кабаре в России создавала художественная элита. Кабаре того времени называют еще - театры малых форм, или: театром между столиков...К 1912 году подобных театров было уже около 125, как самих кабаре, так и театров миниатюр.
Именно там публика открывала для себя новых "звезд", обретала новых кумиров , фотографиями которых увешивала стены своих квартир, из голоса на граммофонах звучали во многих домах.
Однако звук их доносился всего лишь до 20-х годов, потом потихонечку затих совсем...
Именно там публика открывала для себя новых "звезд", обретала новых кумиров , фотографиями которых увешивала стены своих квартир, из голоса на граммофонах звучали во многих домах.
Однако звук их доносился всего лишь до 20-х годов, потом потихонечку затих совсем...
Так, среди организаторов в будущем кабаре в 1908 году «Летучей мыши» - корифеи МХТ В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. В. Лужский и др. (во главе с Н. Ф. Балиевым), в пародийных вечерах принимали участие К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко.
«Художественный театръ — серьёзнейший театръ, съ героическимъ напряжѣниемъ, въ бурленiи творческихъ силъ разрешающiй самыя сложныя сценическiя проблемы. Но у актеровъ этого театра - и большая любовь къ юмору, большой вкусъ къ шуткѣ. Они всегда любили смех.
Выход этому должна дать "Летучая мышь", вот настроенья, мысли и цѣли, съ которыми Н. Ф. Балiев и Н. Л. Тарасовъ, сгруппировав вокруг себя товарищей по театру, арендовали подвал и подвесили къ его серому сводчатому потолку летучую мышь.
Место отдыха людей - царство привольной, но красивой шутки, и подальше от посторонней публики»
Выход этому должна дать "Летучая мышь", вот настроенья, мысли и цѣли, съ которыми Н. Ф. Балiев и Н. Л. Тарасовъ, сгруппировав вокруг себя товарищей по театру, арендовали подвал и подвесили къ его серому сводчатому потолку летучую мышь.
Место отдыха людей - царство привольной, но красивой шутки, и подальше от посторонней публики»
— писал Н. Е. Эфрос в биографии театра, изданной к его десятилетнему юбилею, 1918г.
Вначале «Летучая мышь» жила без рекламы и публикаций, которые заменяла московская молва. Все мечтали попасть в театр и увидеть своими глазами, что же там происходит за его закрытыми дверьми. И театр становился всё более открытым, теряя свою интимность.
Благодаря большому количеству поклонников театра-кабаре и успеху спектаклей, в1915 году «Летучая мышь» переехала в специально приспособленный театр с функциональной сценой, зрительным залом и буфетом.
Идеологи русского кабаре внимательно изучали манифесты западных кабаретьеров. Режиссеры усердно добывали репертуар популярных европейских кабачков, переводили пьески, пародии, скетчи, песенки, приспосабливая их к своим сценам.
И все же у русского кабаре были свои собственные корни.
В XIX веке -- это литературные кофейни, артистические салоны, домашние театры и кружки, в которых не только сходились актеры, литераторы, университетские профессора для бесед и общения, но и устраивались чтения и концерты, преимущественно шуточного содержания.
В XIX веке -- это литературные кофейни, артистические салоны, домашние театры и кружки, в которых не только сходились актеры, литераторы, университетские профессора для бесед и общения, но и устраивались чтения и концерты, преимущественно шуточного содержания.
В сознании российской публики кабаре связывалось с причудливостью и дурачествами, беспрерывным пародированием и богемной вольностью -- словом, со всем тем, что было способно увести от скучных и серых будней в мир искусства, манящий и недосягаемый.
Первые кабаре в России возникли в среде актеров, художников, поэтов и музыкантов, которые в них видели что-то вроде интимных кружков, служивших местом отдыха и общения.
«Лукоморье», по словам А. Бенуа, создали потому, что «нет у нас в Петербурге таких мест, куда бы можно было “ткнуться” без чувства стыда за потерянное время. У нас или кабак кабаком, или сейчас же версальский блеск».
«Лукоморье», по словам А. Бенуа, создали потому, что «нет у нас в Петербурге таких мест, куда бы можно было “ткнуться” без чувства стыда за потерянное время. У нас или кабак кабаком, или сейчас же версальский блеск».
Санкт-Петербургские кабаре «Лукоморье» (1908) основали В. Э. Мейерхольд, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, М. М. Фокин и др., «Кривое зеркало» (1908) - А. Р. Кугель, Н. А. Тэффи, А. Т. Аверченко и др., «Бродячую собаку» (1912) - А. Н. Толстой, Н. Н. Евреинов, С. Ю. Судейкин, М. А. Кузмин, Б. К. Пронин.
Для деятелей русского искусства кабаре стали не только местом весёлого времяпрепровождения, но и своеобразной художественной лабораторией.
Для деятелей русского искусства кабаре стали не только местом весёлого времяпрепровождения, но и своеобразной художественной лабораторией.
«Бродячая собака» была (и, собственно, осталась до сих пор) истинным символом Серебряного века с его «пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем».
Исходя из этой точной и почти исчерпывающей формулировки, мы составляли нашу литературно-художественную композицию-фантазию.
Исходя из этой точной и почти исчерпывающей формулировки, мы составляли нашу литературно-художественную композицию-фантазию.
Просуществовавшее всего три года (с 1 января 1912 года по 3 марта 1915 года), это литературно-артистическое кабаре не было единственным в начале 20-го века.
Но ни предшествующая ему «Летучая мышь» в Москве, ни последующие - «Привал комедиантов» в Петербурге, «Странствующий энтузиаст» в Москве - не могут сравниться по своему значению, по “эху времени” и месту в том историческом отрезке, которое именуется Серебряный век.
Но ни предшествующая ему «Летучая мышь» в Москве, ни последующие - «Привал комедиантов» в Петербурге, «Странствующий энтузиаст» в Москве - не могут сравниться по своему значению, по “эху времени” и месту в том историческом отрезке, которое именуется Серебряный век.
В годы Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1917-22 артистические кабаре прекратили существование.
НЭП вызвал к жизни новую волну кабаре. В них выступали актёры распавшихся театров, формировалось новое поколение творческой молодёжи. Программы состояли из сценок, скетчей, старых и новых пародий, эстрадных номеров, объединённых конферансом.
НЭП вызвал к жизни новую волну кабаре. В них выступали актёры распавшихся театров, формировалось новое поколение творческой молодёжи. Программы состояли из сценок, скетчей, старых и новых пародий, эстрадных номеров, объединённых конферансом.
В традиционном понимании - кабаре - небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье.
Однако, основное своё значение кабаре приобрело как место, где исполняются смелые откровенные танцы.Томные девушки 19 века уходят на второй план и в моде становятся артистки и танцовщицы кабаре.
Их рисуют знаменитые художники, их фотографируют и фотографии выпускаются в виде открыток.
На них ориентируются модницы того времени...
Предлагаю вместе вспомнить и посмотреть на ушедшие лица красавиц кабаре конца 19 — начала ХХ века, годов так до 30-х...
Ла Гулю (фр. La Goulue, рус. Большеротая, прожорливая), наст. имя — Луиза Вебер (фр. Louise Weber), 13 июля 1866, Клиши-ла-Гаренн — 30 января 1929, Париж) — французскаятанцовщица, исполнительница канкана, модель Тулуз-Лотрека.
Мулен Руж знаменитое кабаре...
Источники для статьи:
- А.Терещенко "Тайны серебряного века"
- Векипедия: "Летучая мышь" - кабаре
- соц.сети "Красотки кабаре"
- "Тема кабаре в Европейской живописи 19-20 вв" - ЖЖ
- "Кабаре и театр миниатюр в России" ист
- "Грязь и роскошь - история кабаре" ист
- "Кабаре" - энциклопедия
- Б.Яблонская "Кабаре как феномен художественной культуры XX века."
- Дектев С.В. "Бродячая собака".
------------------------------------
Читайте так же:
большое спасибо за интересный, редкий материал.
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо, что заглянули на огонек!
Удалить