Немного истории:
В переводе с арабского слово «халат» означает «почетное платье».
Халат как вид одежды пришел в западные страны из Азии и Востока. Их носили в Китае, в Турции. Варианты попроще носили как повседневную одежду, а красивые, богато украшенные надевали по праздникам. Отсутствие халата считалось крайней степенью бедности хозяина. Качество пошива и вид халата указывали на богатство, он был одним из его символов в этих странах.Изначально халаты были длинными с широкими рукавами и свободного покроя. Их украшали разнообразными вышивками и даже драгоценными камнями. На мужских халатах традиционно красовались вышивки драконов, на женских - цветы и бабочки. Чем больше был достаток у человека, тем дороже была ткань халата (шелк, бархат) и роскошнее его отделка (золотые нити, жемчуг и т.п.).
Орнамент на халате говорил о положении в обществе его хозяина. Императоры носили золотые или желтые халаты. Чиновники облачались в халаты с вышивками птиц, указывающих ранг. Журавль означал принадлежность к высшему рангу, сорока – к низшему.
В Индии и Китае халат был ценным не только подарком, но наградой, которую подданные получали за свои заслуги.
С течением времени покрой халата менялся, но украшения, отделка и ткань из которой был сшит халат оставались признаками знатности аж до середины ХХ века.
В Индии и Китае халат был ценным не только подарком, но наградой, которую подданные получали за свои заслуги.
С течением времени покрой халата менялся, но украшения, отделка и ткань из которой был сшит халат оставались признаками знатности аж до середины ХХ века.
В XVIII веке голландская Ост-Индская компания вместе с тканями и другими экзотическими вещами, импортировала и японские кимоно, которые в европейские мужчины, будучи первыми законодателями моды в одежде в то время, стали носить в качестве домашней одежды. Это были свободная вещь, которую носили дома для, обычно поверх рубашки, жилета, панталон в течение дня, или носили, как своего рода спальный халат, поверх длинной ночной сорочки – ночью.
Названий по вилам кроя у мужских халатов было много. В Англии такую одежду называли – баньян. В Голландии такие костюмы называли Japonsche rocken,в о Франции такие халаты назывались La robe de chambre en indienne («домашние платья на индийский манер»). Были так же архалуки, кимоно, шлафрок.
В 18 веке халат прибыл из Европы в Россию. Русские дворяне надели «турецкие платья», длинные халаты из бархата или шелка с воротником шалькой. Халат считался праздничной барской одеждой, его непременно надевали, встречая гостей.
В 19 веке в моду вошли атласные халаты с рукавами кимоно и восточными рисунками. Особой популярностью они пользовались среди мужчин, как символ элегантности и богатства. Поставки кимоно были ограничены и в Европе стали шить кимоно из ткани indienne (индийский ситец).
Сначала мужчины использовали халаты для защиты от холода, далее - для удобства перемены в костюме дома, а позже и женщины облачились в них вместо тяжелых выходных повседневных одеяний, в которых неудобно было ходить по дому. Особенно прижились у дам со второй половины 19 века стеганные йокогамские халаты...
Однако саму уникальность культуры Японии европейцы стали признавать только во 2-й половине XIX века, когда та открыла свои границы.
Долгое время Япония оставалась государством, закрытым для иностранцев. В период правления императора Мэйдзи наступила эра реформ: страна открыла границы и стала развивать торговлю с Западом.
Эпоха Мэйдзи была первой половиной Японской империи, когда японский народ превратился из изолированного феодального общества, в зарождающуюся великую державу, находящуюся под влиянием западных научных, технологических, философских, политических, правовых и эстетических идей.
В девятнадцатом веке Япония произвела огромное количество продукции для своего нового западного рынка. Экономическая инициатива подстегнула создание товаров народного потребления исключительно для экспортного рынка. В то же время Япония начала массово потреблять западные товары, главным образом в отраслях тяжелой промышленности и машиностроения.
В 1859 году, после открытия порта Йокогама, Япония стала экспортировать шелк в Европу, причем, вывозились в основном высококачественные дорогие ткани. Европейские барышни и дамы стали носить простеганные домашние платья, изготовленные из сорта хабутаэ. Они были известны как йокогамские халаты из-за порта, из которого они были отправлены.
Стеганые халаты, подобные йокогамским, были предназначены для случая и в стиле, который никогда не был бы популярен в Японии. Для европейского покупателя узор из поздневесенних цветов, насекомых и лотосов наводил на мысль об экзотическом происхождении, смягченном приспособлением самого кроя к западным образцам стиля.
Эти халаты были одними из первых предметов, сделанных для экспорта после открытия Японии для Запада в 1854 году. Хотя материалы и вышивка являлись местными, но сам крой халата стала японской интерпретацией западного стиля и не имела уже отношения к традиционной японской одежде.
Они пользовались спросом у состоятельных женщин за их красоту, теплоту, легкий вес и чувство экзотики. В то время как мотивы вышивки на одеждах Yokohama были различны, например, такие как ласточки и цветочные усики на карманах и т.п., что соответствовали японским манерам вышивки.
Открытие Японии для международной торговли, возбудило интерес европейцев ко всему японскому, и в начале 1880 – х гг в моде появилась тенденция, названная «японизмом», которая продержалась вплоть до 1920-х гг...
-----------------------------------------------
Подлинники - женские йокогамские халаты из Японии 19 в.
Metropolitan MuseumХалат йокогамский, 1875 год, Япония, сшит для продажи в Европе.
Халат стеганный 1879 г. Япония.
1880 год - стеганные халаты, Япония.
Халат женский стеганные йокогамский
1896-1898 гг
------------------------------
Источники : соцсети в свободном доступе:
HistoryMaps; livejournal; Metropolitan Museum; Яндекс-картинки; и др.-------------------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий