Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

6.4.20

Мужской костюм в России первой половины ХХ века.

Мужская мода...
Она консервативна и идейна.
Консерватизм явился результатом стремления к максимальному комфорту: и костюмы, и обувь сразу придумывали так, чтобы носить — удобно, выглядеть — красиво.

Идейность — результат «природного, мужского», неистреблённого пока влечения к борьбе, к самоутверждению и «повержению противника»...

Изменения в костюме у мужчин начала ХХ века были незначительны.
А.А.Уайф, технический редактор издания "Портной и закройщик", заметил в 1968 году, что приталенный пиджак классического типа остается неизменным по крою, хотя детали его меняются, в течении уже сотни лет.

Основной тенденцией мужского костюма, особенно после 1918 года, можно назвать в её стремлении к освобождению от излишних условностей; начало сказываться американское пренебрежение традициями.

Нижнее и ночное белье было в целом похоже на прежнее, но стало легче.
Короткие трусы стали более популярны, а пижамы полностью вытеснили ночные рубашки.

В начале ХХ в повсеместно носили отдельные воротники из накрахмаленного белого полотна высотой около 7,5 см, но постепенно они стали уже, приблизительно до 2 -х см, и их уже не крахмалили...

------------------
Однако конкретные тенденции моды первой половины ХХ века в блоге будут рассмотрены мною позже, а пока...

Мужская мода первой половины ХХ века в России

Период с начала XX века до империалистической войны 1914 года и Октябрьской революции в России не только насыщен большими общественно-политическими событиями, но и полон интересных смен моды, тесно с ними связанной.

Все драматические перипетии моды падают на основную часть населения, ею «обслуживаемую»,— на женщин, тогда как мужская мода на протяжении XIX и XX веков стабилизировалась, стандартизировалась и не переживала особых потрясений.

Амплитуда колебаний мужской моды не выходила за рамки изменений ширины лацканов и брюк, длины пиджаков и пальто.
Только крой линии плеча (с заходом на линию спины), фалды и пуговицы на спине сюртуков говорили о связи и преемственности с формами XIX века.


--------------------------------------------



1900-е годы в мужской моде - 

последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями.

Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок. Русские модники ориентировались на английскую моду.

В начале XX века мужчины со всего мира ездили в Лондон к Генри Пулу, его фирма была одной из немногих, где шили костюмы на заказ.

Среди элитной клиентуры Пула был сам принц Уэльский, будущий Эдуард VII. С юношеских лет он являлся образцом стиля королевской семьи и любил наряжаться.
Ходили слухи, будто у Эдуарда VII был самый большой гардероб во всем мире, его стиль копировали, вплоть до подкрученных усов и заостренной бороды.

Мужчины становились в очередь к лондонским портным, которые считались лучшими в мире.
Если проанализировать мужскую одежду с середины 19 века, то смело просится вывод, что мужчины сразу «всё сделали правильно», т.к. удобные, функциональные и почти совершенные формы мужской одежды в основе своей почти за 70 лет (1850-1920гг) принципиально не изменились.


В 10-е годы ХХ века окончательно сформирован базовый набор мужской одежды: брюки, пиджак, пальто и мягкая фетровая шляпа. Силуэт перестаёт быть социально ориентированным: одежду одинакового покроя носят в Европе и рабочий, и аристократ.
Разница меж их костюмами — в тканях, качестве пошива, обуви и аксессуарах.


В эти годы неудобная ночная рубашка сменяется пижамой.
 В Америке появляются повседневные мужские рубашки, которые застёгиваются спереди — европейцы же продолжают пока надевать рубашку через голову.

Модные брюки чрезвычайно узки и непременно с напуском.
Для спорта или охоты используются бриджи и галифе.

Под влиянием опять же американской моды длинные пиджаки с высокой застёжкой уступают позиции пиджакам свободного кроя с низкой застёжкой, расширенными плечами и более длинными лацканами.

Американцы ввели моду на тупой круглый носок туфель, однако для вечерних выходов оставались лакированные чёрные туфли на пуговицах.

Популярными фасонами пальто были «Честерфилд», пальто-реглан и «Ольстер».

Война делает модным тренчкот («траншейное пальто») британских солдат.






----------------------------------------------------

1910-е годы в мужской моде


На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плеч  с завышенной  талией и удлиненными лацканами.

Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт.  В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму.

Военная модель — тренчкот (от англ. слова trench, "траншея") для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry — делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».


В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.


После революции 1917 года униформой нового советского государства стала современная одежда, синтез европейских и русских традиций.
Во время гражданской войны Красная армия носила форму, сочетавшую западный покрой с русскими народными декоративными элементами.

1920-е годы в мужской моде

В 1920-х годах модные дизайнеры и художники , следуя по стопам Бакста, размышляли о веяниях модернизма в сфере одежды.
Однако, это в основном касалось женского костюма.


Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы.

В этот период носят  шотландские свитера «Fair Isle»,  шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом,  пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки,  коричневые замшевые туфли и  английские кепки в мелкую клетку.

 Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.



В России - это время военного коммунизма и гражданской войны.
После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли.
На смену им приходят авангардисты новой формации.


Модником того времени был Владимир Маяковский.

Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа.
Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.



Во врмена НЭПа в 1920 х большевистская пропаганда громко осуждала моду.
После лишений военных и революционных лет относительное экономическое процветание позволило более зажиточным советским гражданам начать тратить деньги на красивую одежду и другие товары.

Среди многих других задач перед советским правительством стояла и такая: воссоздать модную индустрию после фактически полного её уничтожения в результате начатой царским правительством и ведущими предпринимателями экономической войны с иностранным капиталом.




ист 3-х последних картинок:behance.net

------------------------------------------------------------

Создание государства рабочих послужило новым стартом для русской модной индустрии.
Граждане новой страны хотели, как и европейцы, носить современную одежду, и советское правительство пообещало им это.
Однако до этого еще было далеко...

И советский народ еще долго был зависим от модных веяний Запада и Америки...
Именно поэтому история костюма в этот период обращается именно к иностранным направлениям в моде, являясь её зеркальным отражением...

-------------------------------------

1930-е годы в мужской моде


Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом.
В моде подтянутое спортивное телосложение.


Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам.

 В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы.
В моду входят цветные рубашки.


В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками.
В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.







------------------------------------------------

1940-е в мужской моде


Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны (1939-1945 гг) - мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.

В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.


В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики.


Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона.

Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен.
Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.


В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.

С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи...






Своей моды в России как движения, признанного на мировом уровне еще нет.
Она появится только с приходом в модную индустрию В.Зайцева и заявившего о себе в 1960-ые годы.
Поэтому советские люди одевались на европейский и американский манер...

.......................................

На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины/Н.Найденов,И.Трубецкая.
д/ф "Дуновение века.Жизни щеголя".
"История костюма" Д.Нанн.
"Новое платье Империи" К.Нуан.

...............................

Читайте так же:

Мужской костюм по книге о светском этикете 1873 г. Подлинники 1860-1890 гг.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Мужская мода первой половины XIX века. Часть 1:Общий вид.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг. Подлинники,гравюры,картинки
Кроим и шьем мужские сорочки по книгам XX века.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 8: Россия начала XX века.
ВЕХИ ХХ века. Часть 1: 1900 -1920 гг.
ВЕХИ ХХ века. Часть 2: 1921 - 1940 гг.
Книга кроя мужской одежды и униформы 1895- 1910 гг. Санкт-Петербург
Книга кроя брюк 1913 г.
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.
Книги по изготовлению костюма-Обзор.Часть 3: 1932-1945 гг.Фото тех лет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий