Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

воскресенье, 6 октября 2013 г.

Занимательные истории о знакомых вещах.


Из истории зонтика.

Первый зонт изобрел обычный плотник в Древнем Китае в XI веке до н.э. Он приподнес в подарок любимой жене – «крышу, которая всегда при ней».

С тех пор пошла мода на зонты, которые применялись для защиты от солнца. Они были внушительного размера: имели ручку длиной полтора метра и вес более двух килограммов.

В древности зонт служил символом власти. Пользоваться им мог только член королевской фамилии или придворные высокого ранга.

Король Сиама прогуливался под зонтом с семью куполами – каждый из них венчал крупный бриллиант. А повелитель Бирмы очень гордился зонтом, который украшали 24 купола из чистого серебра.

Вторая волна популярности зонтов пришлась на XVIII век – именно в это время во Франции их стали использовать как укрытие от дождя.

Французское название «парасоль» прижилось только на Украине (укр. «парасоля»). Русский «зонт» произошел от голландского слова «zondec», что в переводе означает навес от солнца на корабле.

В конце XIX века в Англии зонт был превращен в ручной громоотвод: на нем устанавливался металлический стержень, соединенный проволокой с землей. Во время грозы владелец зонта, укрытый шелковым шатром, крепко держал в руках деревянную ручку - изолятор.

В середине XX века в США зонтик использовали как защиту от хулиганов: после нажима на ручку он выпускал облако слезоточивого газа и включал громкую сирену.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из истории пуговиц.
Считается, что «пуговица» происходит от слова «пугать». У древних славян они выполняли роль оберегов. В пуговицу помещали кусок металла или круглый камешек – при движении он звенел как бубенец и отгонял нечистую силу.

А в переводе с английского пуговица – «button» - означает нераспустившийся бутон цветка. Известно немало древних пуговиц из дерева, кости, металла и перламутра с рисунками цветов, плодов или стилизованных животных.

В Европе пуговицы вошли в моду в XVIII веке. Интерес к новым застежкам проявили только мужчины. Женщины встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками. Мужчины не возражали – им вовсе не хотелось расстегивать бесчисленные пуговки на корсете возлюбленной.

Европейские монархи потратили немало денег, чтобы превзойти друг друга роскошью застежек. Французский король Франциск I, например, заказал для черного бархатного камзола 13 500 маленьких золотых пуговиц, а его сын Генрих III приказал изготовить 216 серебряных пуговиц в виде черепа. Больше всех отличился венгерский король Рудольф II – в погоне за пуговицами с драгоценными камнями он почти разорил родное государство.

Людям среднего достатка дивные пуговицы были не по карману. Об этом украшении они могли только мечтать. «Твои глаза прекрасней пуговиц!» - так воспевали красоту своих избранниц средневековые поэты.

Петр I придавал пуговицам особый смысл. Один из его указов, например, предписывал пришивать оловянные пуговицы к обшлагам солдатских мундиров – пуговицы мешали вытирать рукавом рот после еды. Так государь отучил солдат от дурной привычки портить казенное сукно.

Говорят, что найти красивую пуговку на улице – хорошая примета. А носить в кармане заветный кружок с дырочками сулит удачу. Так или иначе, пуговицы – простые и изысканные, большие и малюсенькие – уникальная деталь нашего гардероба, без которой не обойтись ни строгому костюму, ни изящному платью.


---------------------------------------------------------------------------------------------


Приключения бисера в России.


…XIX век неслучайно был назван «золотым веком» русского бисера. Рукоделием занимались царицы и придворные дамы, дворяне и модистки, помещики и крепостные. Вышивали все подряд: от настенных гобеленов внушительных размеров до кошельков, поясков и крошечных чехольчиков для зубочистки. Бисером обвязывали переплеты книг, футляры для карт, кисеты, бумажники, портсигары, монетницы, трости, курительные трубки, вазы, подстаканники и даже рожки для кормления детей.

…В Ясной Поляне хранится покрывало на диван размером 2х3 метра, вышитое мельчайшим бисером. В 1820 году в светских салонах Петербурга только и разговоров было о том, что княгиня Мария Николаевна Волконская (впоследствии мать Льва Николаевича Толстого) создала сей шедевр всего за полгода. И при этом, заметьте, не пропустила ни одного бала. Позже выяснилось, что заслуги княгини немного преувеличены. Мария Николаевна приложила руку только к букетам цветов и опереньям птиц. Вышивать же основной фон она любезно доверила восьми мастерицам из крепостных.

…Бисерным рукоделием занимались и мужчины. Как-то раз лихой гусарский корнет Андрей Иванович Солоницын был застигнут с пяльцами в руках. На семейном совете всерьез обсуждалось, прилично ли молодому человеку воинского звания иметь тягу к столь дамскому занятию. В конце концов было решено, что это гораздо приличней, чем напиваться до чертиков и ночи напролет просиживать за карточной игрой. Матушка корнета так расчувствовалась, что подарила ему новые пяльцы и бархатный мешочек с разноцветными бусинками.

…Михаил Юрьевич Лермонтов в юности был любителем рукоделия. Он вязал крючком и вышивал бисером различные милые мелочи, которые потом с гордостью дарил родственникам и знакомым. Среди них бисерный чехольчик для мела, футляр для табака, дамская сумочка и обложка альбома со стихами, украшенная цветным орнаментом.

…Знаменитый архитектор Альберто Кавос (середина XIX века), автор проекта Мариинского театра в Петербурге и родной дедушка Александра Бенуа, имел две тайные страсти. Первой была императрица Мария Федоровна, супруга царя Александра III, второй – вышивка бисером по собственным эскизам. Однажды он преподнес царице в подарок картину своего исполнения. Мария Федоровна пришла в восторг. «Эта работа – настоящее чудо терпения и кропотливого труда! – воскликнула она, - Передайте рукодельнице мою искреннюю благодарность!» С этими словами императрица протянула растерянному поклоннику коробочку с парой бриллиантовых серег.


................................................................................-----------------------------------------------------------------------
Из бурного прошлого узлов.

Первый веревочный компьютер придумали инки – жители Древнего Перу. Он назывался «кипу». Кипу состояла из шерстяной веревки, к которой рядами были привязаны шнуры, свисавшие в виде бахромы. На шнурах завязывались узлы различной формы и цвета. Черный означал смерть, белый - серебро или мир, красный - война, опасность, желтый - золото, богатство, зеленый - хлеб. Неокрашенный узел представлял собой цифру. Одинарный – единицы, двойной - десятки, тройной – сотни и т.д. Хранители кипу –кипукамайоки - мгновенно расшифровывали информацию, с невероятной скоростью перебирая пальцами узелки.

…Один из самых известных узлов – геркулесов или гераклов узел – был назван в честь мифического героя Геракла, который так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Древние греки и римляне с большим уважением относились к этому узлу и часто использовали его. Например, в медицинских целях. По свидетельству римского историка Плиния (23-79 г.н.э.) с помощью геркулесова узла раны заживали быстрее, а от переломов не оставалось и следа.

…У римских невест существовал обычай во время свадебной церемонии завязывать пояс геркулесовым узлом. Молодой супруг должен был развязать его в первую брачную ночь. Если он быстро справлялся с этой задачей, юная жена могла вздохнуть с облегчением: новую пару ожидало здоровое, полноценное потомство. Тот, кому не удавалось развязать зловредный узел, как правило, попросту разрывал пояс. Что ж, ни один мужчина не хотел уронить свое мужское достоинство!

…Узлы считались препятствием при родах. В Древнем Риме существовал обряд: отец будущего ребенка должен был сначала прочно обвязать свою беременную супругу поясом, а потом быстро развязать его. Успешное проведение такого ритуала обещало легкие роды. В Скандинавии это поверье, наоборот, использовалось для контроля над рождаемостью. Многодетные родители в надежде ограничить свое потомство давали последнему чаду, появившемуся на свет, имя Кнут, что в переводе означало «узел».

…Моряки всегда слыли народом суеверным. В Лапландии считалось, что колдуны и ведьмы обладают способностью завязывать ветер в узлы. Мастера «нечистой силы» иногда содействовали мореплавателям, «заштиленным» в открытом море, развязывая ветровые узлы. Согласно преданию, развязав три таких узла, можно было вызвать ветер умеренной силы, крепкий ветер и шквал ураганной мощи.

…Оказывается, узлы помогают пищеварению. В некоторых племенах Африки и по сей день существует вот какой обычай. Убив животное к обеду, охотники обязательно завязывают узел на его хвосте. По их мнению, это способствует хорошему аппетиту и предотвращает боли в животе после еды сырого мяса.

------------------------------------------------------------------------------------------------
Истории с ожерельем.

История первая. Колье Марии Антуанетты.
Эта история – одна из самых запутанных детективных загадок прошлого. Она началась за 10 лет до приезда графа Kалиостро в Париж…

…В 1772 году Людовик XV решил преподнести своей фаворитке мадам Дюбарри роскошный подарок – ожерелье из 629 бриллиантов чистой воды! Король Франции заказал украшение у лучших придворных ювелиров. Спустя два года оно было готово. Но высокий клиент не смог оплатить заказ… к этому моменту он скоропостижно скончался. Новая правящая чета – Людовик XVI и Мария Антуанетта – выкупать ожерелье не стали. Королева была поражена его великолепием, но решила сперва посоветоваться с мужем. А Людовик XVI предпочел на те же деньги купить несколько военных кораблей.

Несчастные ювелиры оказались на грани разорения. Все камни были закуплены в кредит! Какова же была их радость получить письмо от кардинала Франции герцога де Рогана. В нем говорилось, что королева все-таки решила выкупить ожерелье в рассрочку, но хочет сделать это втайне от мужа. Посредничество Рогана мастеров вовсе не смутило: во Франции давно привыкли к особым отношениям между королевами и кардиналами. Ювелиры отдали ожерелье герцогу лично в руки и вздохнули с облегчением.

Прошел срок первого платежа, затем второго, а королева и не думала возвращать долг. Более того, узнав о письме, она пришла вначале в недоумение, а потом в ярость. Мария Антуанетта понятия не имела об ожерелье. Герцог де Роган подвергся королевскому допросу.

Оказывается, некая особа сообщила кардиналу, что королева испытывает к нему нежные чувства и приглашает на тайное свидание глубокой ночью. Разумеется, в назначенное время герцог был в условленном месте. Дама в беседке и в самом деле напоминала королеву: особенно под плотной вуалью и в кромешной темноте. Роган легко согласился выступить посредником в таком несложном деле, как покупка ожерелья! За это ему даже дали приложиться к королевской руке!

Загадочная особа – графиня де Ламотт, которой кардинал передал украшение для королевы, – вскоре была арестована. На допросе она заявила, что центром и автором всей интриги был ее близкий знакомый граф Калиостро. Этот знаменитый алхимик и оккультист как раз гостил в Париже. И не только пользовался высоким покровительством кардинала, желавшего узнать секрет эликсира бессмертия, но и легко мог задурить ему голову.

21 августа 1785 года весь Париж был поражен известием о том, что граф Калиостро заточен в Бастилию. Вскоре состоялся суд. Благодаря умелым действиям адвокатов Калиостро оправдали за недостатком улик. Однако на следующий же день он получил предписание Людовика XVI покинуть Париж в 24 часа. Калиостро был очень зол. Покидая город, он проклял ненавистную Бастилию и предсказал, что простоит она недолго и скоро обратится в прах.

Так и случилось. Не прошло и десяти лет, как Бастилия была сметена бурей Французской революции, а Людовик XVI и Мария Антуанетта лишились не только украшений, но и головы!

Куда же все-таки исчезло ожерелье, и по сей день остается секретом.
............................................................................................................
История вторая. Алмаз махараджи.

У богатых свои причуды. Одному индийскому махарадже однажды сделали такое ожерелье, которое даже с искусственными драгоценными камнями вызывает восторг и удивление.

…В 1925 году на пороге магазина Картье в Париже появилась яркая процессия. Ее возглавлял великолепный Бхупиндар Сингх – правитель Патьялы и Пенджаба, один из богатейших людей мира. Пышная свита махараджи состояла из 40 слуг в розовых тюрбанах, 20 любимых танцовщиц в прозрачных одеяньях и 6 носильщиков с большими шкатулками, набитыми алмазами, изумрудами, сапфирами и рубинами несравненной красоты. Махараджа распорядился превратить все эти богатства стоимостью в 1800 миллионов франков в диадемы, пояса и другие украшения, которые можно носить под сари.

Для своей царской особы Бхупиндар Сингх заказал парадный нагрудник – специальное ожерелье, надеваемое в торжественных случаях. «Он привез в Париж знаменитый алмаз «Де Бирс» - бледно-желтый бриллиант весом в 234.69 карата, - рассказывает Эрик Нуссбаум, куратор-искусствовед коллекции Картье. – По размеру этот камень похож на большой мяч для игры в гольф и является седьмым по величине в мире».

Три года мастера Картье трудились над ожерельем, в центре которого сиял «Де Бирс». В 1928 году работа была завершена. Украшение насчитывало 2930 бриллиантов и весило около тысячи карат (примерно 200 г)! Махараджа остался доволен и даже позволил выставить роскошный нагрудник на ювелирной выставке в Париже. Последний раз в нетронутом виде ожерелье видели на его сыне, махарадже Ядавиндра Сингхе в 1941 году.

В 1951 году Англия отказала в налоговом иммунитете наследным принцам, и многим семьям пришлось расстаться с частью своих богатств. Наиболее крупные камни из ожерелья, включая алмаз «Де Бирс», были сняты и проданы. Последними продали платиновые цепи. Они появились на аукционе в Лондоне в 1998 году. «Хотя цепи были разделены, и камней на них уже не было, я сразу узнал их, – говорит мистер Нуссбаум. – Я сообщил Картье, что хочу купить их и восстановить ожерелье. Согласие последовало незамедлительно».

Через два года реставрация была завершена. Дом Картье праздновал это событие, как возвращение легенды. Правда, вместо красавцев алмазов пришлось использовать синтетические камни. Природных аналогов «Де Бирсу» не нашлось. Зато новое ожерелье идеально походит на оригинал. Для неопытного глаза, конечно.

По окончании работы Эрик Нуссбаум посетил нынешнего махараджу Амариндера Сингха и показал ему фотографию восстановленного шедевра. Махараджа хитро прищурился и произнес:«300 лет назад основателю семьи Патьялы вручили небольшой огонек. До тех пор, пока не погаснет этот огонь, семья будет продолжать существовать..»

Кстати, их семья процветает до сих пор.
............................................................................................................................
История третья. Жемчуга Грейс Келли.

Грейс Келли – одна из самых стильных женщин прошлого века. Жемчужное ожерелье «от Грейс» - простая нитка из одинаковых белых жемчужин – отныне считается классическим украшением аристократок.

…В 1955 году звезда Голливуда Грейс Келли во главе делегации кинематографистов США прибыла на Каннский фестиваль.

«Холодная» блондинка с классическими чертами лица сразу оказалась в центре внимания. Еще бы! Грейс Келли! Живая легенда, лауреат «Оскара», муза Альфреда Хичкока, икона стиля 50-х. Ее сердца безуспешно добивались великие Кларк Гейбл, Франк Синатра, Марлон Брандо…И что же? Увы! Сердце красавицы до сих пор оставалось свободным!

Фестивальная программа оказалась довольно напряженной. В один из выходных дней Грейс пригласили посетить княжество Монако, развлечься в казино и, кстати, познакомиться с принцем Ренье III Гримальди.

Ренье был сражен наповал. Первый раз он увидел актрису на киноэкране еще в юности и тут же потерял голову. Может быть, именно эта юношеская страсть заставляла его оставаться холостяком до 32 лет. В жизни Грейс оказалась даже лучше, чем он предполагал: скромная, милая и обворожительно красивая!

Грейс тоже не осталась равнодушной. Ренье приятно отличался от нахальных и самовлюбленных красавцев Голливуда. К тому же он был настоящий принц! Но, покидая Европу, она и не предполагала, что их встреча будет иметь продолжение. Она всего лишь написала вежливое письмо, в котором поблагодарила за теплый прием и… получила ответ! Их переписка длилась полгода…В прекрасную Рождественскую ночь 1956 года принц Ренье сделал ей официальное предложение.

В истории княжества Монако не было Золушки прекраснее. Принц хотел с утра до ночи осыпать свою принцессу подарками и драгоценностями. Но Грейс отказывалась. Ведь ее стиль: скромность, элегантность, аристократизм был присущ ей не только на экране, но и в жизни. Бриллианты она искренне считала слишком официальными, рубины – слишком роковыми, сапфиры – старомодными, а изумруды, по ее словам, и вовсе шли только брюнеткам. «Но принцесса не может обходиться без драгоценностей!» - однажды воскликнул Ренье. «Подари мне жемчужное ожерелье», - ответила Грейс.

Вскоре в честь рождения наследника престола счастливый князь преподнес своей принцессе нить крупных молочно-белых жемчужин. Она влюбилась в это простое и благородное украшение с первого взгляда и стала появляться в нем на торжественных приемах. Похожие ожерелья быстро обрели популярность. Неслучайно в те годы родился термин «to be so Grace» - быть похожей на Грейс - что означало быть модной.

Современные колье куда более вычурны, чем ожерелье Грейс Келли. Она-то знала: скромность - лучшее украшение для принцессы!
......................................................................................................................................
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пояс оби.

Два слова о поясе оби

Пояс для кимоно называется оби. С древних времен оби считался амулетом - охранителем души, а узел на поясе - символом верности и любви. Члены одного рода завязывали свои пояса одинаковыми узлами, которые позднее стали прототипами фамильных гербов.

Женский оби - это полоса из плотного, часто жатого, шелка шириной около 40 сантиметров и длиной три метра. Пояс надо обернуть вокруг тела 2 раза, затем завязать на спине бантом. Чтобы научиться делать это правильно, необходимо пройти целый курс обучения. Замужние женщины завязывают простые плоские банты. Банты для девичьих кимоно сложнее – они похожи на огромных цветных бабочек.

Начинающих гейш называют майко. Только они могли использовать в своем наряде сочетание черного и красного цветов, что считалось в Японии верхом красоты с налетом эротики. Майко гордились возможностью носить пояса оби с тонким алым узором, который перекликался с обязательным красным воротничком.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

2 комментария:

  1. Светлана ,здравтсвуйте! Меня тоже зовут Светлана https://www.facebook.com/slotty13. Мне нужно с Вами связаться - мой телефон в Москве 903-622-67-71 .Нужен Ваш совет и Ваш опыт пошива исторического костюма начала 20 века - адаптированный на современный стиль. Позвоните мне как сможете ,желательно быстрее)))Благодарю!

    ОтветитьУдалить