Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

16.11.12

"Амазонка"- женское платье для верховой езды.Часть 1:История, подлинники.

Из-за большого объема материала, тема разложена на несколько частей-смотрите по ссылкам внизу страницы.

--------

"...Когда экипаж остановился, верховые поехали шагом. Впереди ехала Анна рядом с Весловским.
Анна ехала спокойным шагом на невысоком плотном английском кобе со стриженою гривой и коротким хвостом. Красивая голова ее с выбившимися черными волосами из-под высокой шляпы, ее полные плечи, тонкая талия в черной амазонке и вся спокойная грациозная посадка поразили Долли.
В первую минуту ей показалось неприлично, что Анна ездит верхом. С представлением о верховой езде для дамы в понятии Дарьи Александровны соединялось представление молодого легкого кокетства, которое, по ее мнению, не шло к положению Анны; но когда она рассмотрела ее вблизи, она тотчас же примирилась с ее верховою ездой.
Несмотря на элегантность, все было так просто, спокойно и достойно и в позе, и в одежде, и в движениях Анны, что ничего не могло быть естественней
."

/Толстой:"Анна Каренина", 1878 г/
-----------------

Из истории "амазонок" - женских костюмов для верховой езды.

Дамские костюмы для верховой езды появились во второй половине 16-го века, а прежде женщины скакали в своих обычных платьях.
Поговаривают, что Екатерина Медичи первой из европейских женщин надела мужские штаны, чтобы ездить верхом. 
Позже поверх штанов стало принято надевать длинные юбки. В XVII веке к этому добавили камзол.

Камзол или казакин повторял мужской. На нем сзади и по бокам делались разрезы (боковые разрезы прикрывались складками материи), что увеличивало ее видимый объем.
Камзол можно было застегнуть спереди на пуговицы от шеи до подола, однако его всегда носили нараспашку, так, чтобы был виден облегающий жилет, застегнутый только у талии, т.е. сохранялся вид моды того времени.

 Амазонке были свойственны заимствования из традиционнных мужских костюмов - широкие отворотные манжеты, отделка золотой нитью, золотые пуговицы. Выбирались более темные цвета, характерные скорее для мужской, чем женской одежды. 

Застежка была сделана на мужской манер - слева направо. Вверху между бортами камзола или казакина и жилета виднелось модное в то время шейное украшение - шарф Steinkirk. Распахнутые полы являли взору очень широкую "стоячую" оборку, начинавшуюся примерно у середины юбки.
 Юбка была свободной и доходила примерно до щиколотки.

По подолу ее украшала широкая полоса кружева. Волосы скрывал парик ( опять-таки как у мужчин). Локоны парика обрамляли лицо и ниспадали с обеих сторон на спину. Шляпу-треуголку надевали или просто носили с собой. На руки полагались короткие с раструбами перчатки для верховой езды и обязательно носили украшенную кисточкой плетку. 

 Мужское влияние на манеру одеваться для верховой езды началось в конце XVII века, когда дамы стали надевать мужские камзолы и жилеты для верховой езды и охоты.
К которым добавлялась пара женских юбок длиной до щиколотки. Причиной тому был стиль езды благородных дам, они ездили по-мужски.

Верховая езда всегда была важным и модным спортом для высших классов, но нормальная посадка в исполнении женщин была обречена, появилось множество ханженски настроенных критиков, которые утверждали, что смелые одежды опровергаются врожденной скромностью женщины.

 В 1670 году кардинал Дюбуа, написал в своих Мемуарах: Г-жа де Фонтанж :"... давайте следовать примеру нашей юной красавицы, как она выходит на охоту.
 В тот день она была одета в богато вышитый костюм для верховой езды и шляпку с самыми красивыми перьями.
Она выглядела так изящно в этом костюме, что я не могу представить ее в чем-то другом
..."

Несмотря на сомнительные приличия, дамы продолжали носить одежду для верховой езды. Кроме того, в XVIII веке уже появилась определенная мода, которая ввела костюмы одинакового покроя

Во второй половине XVIII века появилась первая амазонка, представляющая собой длинное батистовое платье с коротким жакетом и маленькой шапкой.
В XIX веке амазонка превратилась в элегантное платье с широкой юбкой, шляпкой в виде мужского цилиндра и вуалью. Костюм дополнялся ботинками, перчатками, шейным платком.


В 1780-х годах в моду вошли рединготы - виды пальто для верховой езды с разрезом сзади.
Само название происходит от английского riding coat — костюм для верховой езды. Рединготы, похожие на платья или длинные жакеты, шили в строгом «мужском» стиле — с лацканами и манжетами, без вышивки и пышной отделки.

Как и в остальной Европе, рединготы в России постепенно вошли в повседневную жизнь. Их надевали не только для верховой езды, но и для пеших прогулок, визитов. При российском дворе они даже играли роль полупраздничных нарядов.
Расцветки такого костюма для верховой езды были различны, как и ткани.

Так же одним из видов костюма был из двух вещей: верх - спенсер (короткий жакет, который у мужчин эпохи ампир, надевался поверх фрака, но не прижился), низ - юбка, державшаяся у дамы на плечах на лямках в виде сарафанов, т.к. требовала мода ампир того времени (до 1820-х годов).


Лиф (верх) был облегающий, с остроконечными лацканами спереди, наподобие лацканов мужской верхней одежды, шею окружает двойной отложной воротник.

Ворот очень низкий, так что дама носит на шее широкий шарф buffon. Юбка широкая, до земли, застегивается спереди па пуговицы. Нижние пуговицы можно было оставлять не застегнутыми, чтобы показать нижнюю юбку. Узкие длинные рукава застегиваются у запястий на пуговицы. 


В начале XIX века в дамских костюмах для верховой езды еще сохранялось много элементов стиля времен Директории, как-то: низко вырезанный спереди воротник capuchin. Короткий жилет, котрым так же дополнялся порой костюм, имел лацканы, которые накладывались на лацканы жакета с укороченной талией(спенсер).
Юбка была длинной и объемной сзади (собиралась на боры, сборки, мягкие складки), так что при ходьбе даме приходилось перекидывать ее через руку. 

Далее костюм стал претерпевать изменения, однако верх по типу мужского жакета оставался основным, и который становился более удлиненным по мере модных тенденций времени.

Со временем дополнился костюм брюками, которые сначала были практически не видны под юбкой, затем , когда спортивная одежда стала намного удобнее и уже тематической, то юбку кроили узкую, но по форме, чтобы было удобно сидеть в седле, а штаны были явно видны и стали одним из главных атрибутов. Головной убор - цилиндр, к костюму добавился уже в обязательном порядке жилет на мужской манер и блуза.

С 1820-х годах постепенно юбки вновь стали более пышными, а корсажные жакеты - приталенными. Вплоть до 1870-х, юбки становились все длиннее и шире.

Поскольку скакать в кринолине было слишком неудобно, требуемая пышность юбки достигалась с помощью накрахмаленной нижней юбки или подвязанной внизу под юбками подушечки-турнюра. Так же под юбками наездницы часто носили мужские брюки и гетры, затем гетры постепенно сменились на сапоги...

В начале 1830-х годов мода ездить верхом быстро распространилась среди остальных женщин Европы, и они становились постепенно достойными соперницами англичанок, которые утвердили саму моду на верховую дамскую езду.

Повсюду на прогулках встречались целые кавалькады наездниц; хороший тон требовал, чтобы даму сопровождали два-три кавалера, а позади на расстоянии ста метров ехал бы грум.

Для верховой езды со второй половины 19 в. появляется и утверждается обществом специальный и отдельный костюм - амазонка, хотя порой его вид мало отличался от визитного платья.
 


Дрескодный костюм для верховой езды состоял большей своей частью из длинной суконной юбки разных фасонов в разные годы, и легкого лифа из канзу. Вокруг шеи повязывался галстук бантом, почти всегда соответствовавший цвету юбки. Жакет, длина и вид которого соответствовал модным тенденциям, надевался на приталенный жилет.

Панталоны со штрипками (где-то с 1840-х годов), сапоги, перчатки из лосиной кожи и элегантный хлыстик дополняли этот костюм. 
Чаще всего изменялся головной убор: носили попеременно шелковые шляпы с перьями, фуражки и поярковые шляпы на манер мужских.


Например, ближе к 1860-70 годам появившийся уже основной вид костюмов с названием "амазонка" в спокойных "походных" тонах: сером, темно-зеленым (болотным, фисташковым) коричневым. Верх состоял из жакета с английским воротником и длинной широкой юбкой со шлейфом.
  Некоторые модницы и особо богатые дамы позволяли себе шить эти костюмы из яркого бархата ( голубой, красный, синий, а порой и белый).



*****
Помните: езда на лошади - это пыль и грязь, а изготовление одежды, да еще по моде парижских направлений - было очень дорогим удовольствием.
Например, в России говорили: что иногда костюм женщины был стоимостью с целое поместье
...
***********

К 1870-80 годам умение пошить "амазонку" стало особенно важным, потому что, согласно моде с уменьшением ширины дамских юбок, юбки у костюма для верховой езды так же начали зауживаться, на что потребовался специальный крой, делающий возможным нахождение в дамском седле, да еще под юбку надевались штаны мужского кроя из той же ткани.


Для этого с правой стороны, которой всадница помещалась в седле, делался напуск, натягивающийся коленом (крой строился по даме, когда портнихи сажали заказчиц при примерке на специальные "седла" в мастерских), а с противоположной - шлейф увеличенной длины, который мог прикрыть ноги.

Когда дама спешивалась, она должна была суметь быстро и изящно подхватить шлейф и закрепить излишнюю ширину юбки над коленом специальной застежкой. Для этого даже писались специальные правила как это сделать быстр и элегантно.


 С изменением моды, силуэт стал более вычурным и женственным. К концу XIX века амазонка вернулась к мужским силуэтам и строгим цветам. Дамы даже шили костюмы у мужских портных. 
В статье New York Times в июне 1901 года, автор писал: 
"дама верхом на лошади ничем не отличается от мужчины, насколько ей это позволяют обстоятельства". 


В 1906 году, несмотря на постоянно менявшуюся моду, для верховой езды по-прежнему надевали суконную амазонку. Обтяжной корсаж с маленькой баской был открыт на белой вставке с высоким воротником-стойкой  и галстуком. Фасон рукавов и ревер был такой же, как на костюмных жакетах. 

Корсаж застегивался от конца ревера до талии на две-три пуговицы. Юбка, узкая на бедрах и сильно расклешенная к низу,  с небольшим треном, была подбита шелковой подкладкой. Низ подкладки не пришивали к рубцу (подгибу низа) юбки, его отделывали несколькими рядами гофрированных оборок. Вокруг тульи низкого шелкового цилиндра с узкими полями завязывали цветной газовый шарф с длинными концами.

В 1910-х годах лиф амазонки шили наподобие длинного жакета английского покроя, с прямыми рукавами, отложным воротником и маленькими реверами. Баска жакета сзади была с разрезом. Юбка оставалась длиной, к низу слегка расклешенной, подкладку по низу оборками уже отделывать перестали.

 Многие дамы носили вместо цилиндра фетровую шляпу-котелок с несколькими более широкими, чем на мужских котелках, полями. Для верховой езды в мужском седле надевали бриджи и юбку с застегивающимся на пуговицы разрезом спереди и сзади.

 Разрез начинался сантиметров на 20 ниже талии. К такому костюму полагалась летом спортивная блуза английского покроя и соломенная шляпа-канотье. В холодное время года надевали такой же жакет, ка к костюму для дамского седла. Сапожки, как и в предыдущее десятилетия, были из лакированной кожи, перчатки замшевые, серые или светло-желтые.

-------------------------

1899 год, в Журнале "Модный курьер" о костюме амазонки

можно прочесть:

"Костюм амазонки и весенние туалеты.

Все новости, появившиеся в костюмах для всевозможного спорта касаются главным образом внешнего их вида, то есть разных отделок и украшений п не имеют ничего общего с практичностью фасона и его целесообразностью.
 Наша законодательница мода сделала в этом отношении все, что только от нее зависело п предоставила дамам изменять эти фасоны но своему усмотрению и сообразно с их назначением. 
Так, например, едва ли сделаются когда-нибудь модными широкие амазонки с трэном, так как узкие амазонки, приспособленные к фигуре и к седлу и считающаяся теперь самыми модными, чрезвычайно эффектны и красивы и ни в чем не уступают длинным юбкам. 

Те маленькие и незначительный изменения, который приходится делать иногда в таких видах, не имеют ничего общего с господствующей модой. Для таких костюмов будут брать преимущественно сукно п вообще плотную шерстяную материю черного, синего или зеленого цвета.

Что касается лифов для амазонок, то в этом отношении господствует полный произвол и их делают с застежкой на всех пуговках и с широким офицерским воротником, с обшлагами и отворотами мужского покроя и с отложным воротником; их дополняют маленькой шимизеткой с английским стоячим воротником, или же вставочкой в виде жилетки, из материи, одинаковой с амазонкой, или из английской материи красного, беж и сераго цвета, или наконец из сукна цвета кожи и из шелковой материи и кожи.

 Чрезвычайно модны фалды па лифах у платьев сделанных с маленьким трэном; делают, впрочем, на лифах и более длинные баски, по обязательно без складок и с закругленными концами спереди. Гладкие рукава с прорехами п со строчкой внизу считаются самыми модными...

и тд...(читайте сами на стр.)

----------------------------------------------

1912 год. Журнал "Вестник моды."- писал о модном костюме амазонка:

"...Что касается костюмов для верховой езды, то само собой разумеется, что речь идет только о модных фасонах, причем исключаются всякие капризы моды. Костюмы для этого благородного спорта должны не только соответствовать цели, но должны так же отличаться безукоризненным покроем и чистой работой. Поэтому мы предлагаем нашим читательницам несколько моделей, заслуживающих внимание.
Как на отделку можно только указать на широкий воротник с отворотами и на боковой карман, который на рис. А вставлен, а на рис. С наложен. Все края жакетов прострочены.

Рис. А: Амазонка фасона принцесса изготовлена для дамского седла. Она сделана из черной английской такни в виде саржи и до уровня бедер подбита подкладкой.
Верх застегивается пуговицами, а низ кнопками. Подол подшит руками. Правая пола с коленом снабжается внутри кожей и при ходьбе она пристегивается сзади.
Редингот рис. В, который теперь в большом употреблении для езды на мужском седле, сопровождается рейтузами с боковой застежкой, которые делаются из той же материи и подшиваются кожей в шагу. Наша модель из коверкота модного цвета подбивается саржей и снабжается на боках карманами с клапанами. Сзади длинная прорешка.
Костюм рис. С: состоит из удобной шерстяной юбки с разрезом позади, и жакета из чи-чун-чи с баской колокол. Юбка без подкладки сделана для дамского седла.
Практично пальто рис. А удобно для верховой езды, автомобиля и для дороги..."

и т.д...(читайте статью👇)

------------------------

Сам костюм для верховой езды вышел из моды под тем же влиянием уже продвинутой промышленной революции и эмансипации самих женщин  после 1915-го года, заменив вид более прогрессивным и удобным с брюками-легинсами и коротким жакетом мужского покроя с отложными лацканами...

 Летом популярны были костюмы из хлопчатобумажных тканей. Амазонка обычно состояла из приталенного корсажа с длинной юбкой, приталенной блузки и мужской шляпы по моде того времени (например, со времен королевы Виктории частью костюма стал цилиндр с вуалью). Тем не менее, многие наездницы предпочитали цилиндрам обычные женские шляпки.

 Помимо основных составляющих, костюм всадницы дополняли высокие сапоги, перчатки и в некоторых случая галстук или шейный платок.

В XX веке женщины уже отвоевали себе право ездить верхом с нормальной посадкой и в штанах. 
В наше время костюм для верховой езды практически похож с мужским...

--------------------------------------------------

ПОДЛИННИКИ:

Костюмы для верховой езды 18 век





----------------------------------

Описание этой "амазонки":


На даме на рисунке батистовая блуза с оборками на груди и мужской шейный платок, завязанный спереди узлом. На голове у нее мужской цилиндр, сменивший жокейскую шапчонку времен Директории. Волосы дамы уложены классическими локонами, на руки надеты тонкие короткие кожаные перчатки.

Костюмы для верховой езды были широко распространены как по необходимости, так и потому, что считались весьма красивыми и часто надевались даже как платье, в котором дама выходила к завтраку.

Представленная на рисунке модель выполнена из яркой непромокаемой ткани. Облегающий фигуру жакет с небольшими лацканами и бархатным воротничком отделан спереди пуговицами. 

Юбка необыкновенно широкая, благодаря чему красиво лежит, когда хозяйка сидит на лошади; под юбку одевали трикотажные кальсоны (tricot), которые плотно обтягивали подъем и удерживались протянутой под ступней штрипкой.

Рукава жакета выполнены в стиле gigot. Шелковый или фетровый мужской цилиндр дополнен развевающейся темной газовой вуалью. Модный мужской шейный платок спереди завязан бантом и дополнен белым жабо.

---------------------------------------------

Костюм "амазонка" первой половины XIX века по гравюрам и картинам:





------------------------------------------------------ 

ПОДЛИННИКИ:

конец 19-го начало 20-го вв. - амазонки - костюмы для верховой езды



 














---------------------------------------------------

подлинники костюмов "амазонок" для верховой езды 1880-1915 гг:












------------------------------------------

Гетры/гамаши для костюма "амазонка" конец 19-начало 20 вв

----------------------------------

 Юбки для женских костюмов для верховой езды - Америка - конец 19 - начало 20 вв






----------------------------------------------------

Костюм для верховой езды - амазонка 1880 год




Костюм "амазонка" для верховой езды 1896 год:




Костюм амазонка 1880-83 гг




--------------------

------------------------

Костюм амазонка для верховой езды, 1880-1910. 

Все измерения приблизительные(!!): 
через подмышки спереди: 15 дюймов шея: 6,5 "х 2 талия Верх: 11,5 "х 2 талия Юбка: 11,5 х 2 от талии до края юбки: 43" верх рукава до манжеты: 25" от подмышки до манжеты: 18" плечевой шов до плечевого шва: 11,5" шов задней части шеи примерно до талии топа: 14/15" 
Костюм сшит из коричневой/серо-коричневой шерсти. Справа на юбке примерно посередине есть 2 выпуклости, каждая из которых имеет петлю для пуговицы и соответствующую пуговицу для поднятия выпуклости/выступа вверх (см. фото).   Он сшит как машинным, так и ручным способом. Как показано на рисунке, в верхней части есть интересное множество отрезков. У жакета широкие по окату рукава, которые сужаются до простой манжеты, и стилизованный хвост сзади. 
Юбка имеет утолщение для веса в виде стежки по подолу с окантовкой. Все пуговицы покрыты пуговицами с черепашьей окантовкой.
 Юбка имеет полную длину и имеет две металлические петли сзади, которые зацепляются за крючки сзади куртки.
 Передние пуговицы на юбке смещены влево, а внутри этой планки есть карман.





 --------

Костюм для верховой езды-амазонка 1895-1900 гг:








------------------------------------------------------------------------

14 комментариев:

  1. Спасибо Вам огромное за этот обзор, Вы мне очень помогли! Нужно было понять как выглядела амазонка в 19 веке и ничего более исчерпывающего, чем Ваш блог, я на просторах интернета не нашла.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана, а вы на заказ шьете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Шью. Только у меня запись на пошив за 3 месяца вперед.

      Удалить
  4. Mожно вашу почту - хотелось бы узнать цены на пошив костюма . Моя govorova_e@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена,моя почта указана на странице блога "Отзывы".
      Аднака ,добавлю: не шью костюмы. Я - реконструктор,т.е. восстанавливаю пошив одежды по историческим технологиям.
      А цены можете приблизительно посмотреть по поисковику как в среднем ателье+30% за ручную работу.

      С уважением,
      Светлана.

      Удалить
  5. Спасибо за информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Вячеслав!
      Спасибо,что заглянули на огонек!

      Удалить
    2. Буду шить амазонку, как учебное задание.
      Но конечно хотелось бы чтобы изделие имело приложение в жизни.
      Не подскажите какой бюджетный(чтобы уложиться в пару тысяч) материал(хотелось бы что- то не сильно плотное) можно взять для амазонки?

      Удалить
    3. Добрый день,Вячеслав.
      Можете купить синтетический габардин-кстюмная такая ткань.Он,в среднем стоит от 150 до 300 руб метр. Ссылка на его виды: https://onlinetkani.ru/gabardin/

      Удалить
  6. Добрый день, занимаюсь исследованием художественного произведения, главным предметом в котором является платье "амазонка". Нужна помощь в правильном описании этого костюма.

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день. ПИшите или на ВК, или на имейл.

    ОтветитьУдалить