Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

16.11.12

Старинные ручные швы.Книги. Подлинники.Швы в моих работах.

Сопутствующий мой блог по этой теме:

 Маленькие хитрости портняжного ремесла


Страничка создана в помощь в реконструкции одежды прошлых веков.
Все мы знаем, что швейная машинка была изобретена в 1846 году.

Доступна же для большинства она стала только с 1880-х годов из-за дороговизны и не имения навыка самих портных, что даже в начале 20 века не все портные доверяли этому механизму. Однако именно швейная машинка стал подспорьем портным в их деле , и после начала её массового производства (где-то с 1860-х) и улучшения механизма начался массовый пошиав одежды: в начале самих ателье-мастерских,а затем и стали открываться фабрики - мануфактуры.

Обметка петель на швейной машинке в массовом пошиве началась только с середины 50- годов 20-го столетия, хотя зиг-заг был изобретен уже в 1938 году, а вышивальная машинка и того раньше - в конце 19 века...

Стежка же изделий и до сих пор производится в индивидуальном пошиве часто вручную из-за лучшего качества изделий как во внешнем виде, так и при его изготовлении. Дело в том,что ручняа стежка придает участку изделия больше гибкоскти и податливости в ее обработке, чем если это делать на машинке.

Фото с подлинников 18-19 вв:



На этой странице рассмотрим книги,способы обработки старинных изделий ручным швом

В помощь реконструкторам и любителям рукоделия
Книга Автор неизвестен. 1894г.

Шитье белья и кройка рубашек.

Вышивка гладью для белья.


Все виды старинных ручных швов с подробными описаниями и рисунками и сам пошив нижнего белья.
и вот картинки из этой книги:

















А теперь предлагаю посмотреть

 Женскую энциклопедию женских рукоделий перевода с французского 1887 год.

----

Шов строчка

(сейчас шов : ручной стачной называется – примечание мое)
- так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка.

Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка
И вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.
Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала тем, что считают нитки материи

****
(внимание!! Мое примечание. Насколько все делалось мелко!) .
*
Стежок занимает одну-две нитки ,смотря по толщине ткани. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов, выдернутую нитку заменяет шов. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, строчка чтобы была прямая, делают наметку ниткой, отличной от цвета материи.

------

Техника швов из
"Полной энциклопедии женских рукоделий"

Цитата из этой книги(энциклопедии):
«Положение тела:
Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов заметим, что , какова бы ни была ваша работа, надо позаботится об удобной позе.
…...
Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза которую принимает при этом тело, некрасива и негегиенична.
Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не смогла поддаваться на стежках.»

И далее:

«Положение рук при шитье с подушечкой.

-Материю приколоть к подушке, и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна опираться ни на подушечку, ни на стол.
Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает её в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить её ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла.»…

Далее идет рисунок этой подушечки: такая маленькая ,прикрепленная на столе.
Но были еще и приборчики ,типа зажима, которые просто зажимали конец ткани.

Простой рубец

(сейчас шов подшивочный через край, или потайной- мое примеч.)
-чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке, если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать её мягче, её трут между пальцами.

Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длин у шва.
 Потом делают второй загиб(какой нужно ширины) край материала скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см, а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.

Длина стежка захватывают одну нитку материи под рубцом (сейчас мы называем это швом- мое примеч.) и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками – две нитки.

Стежки должны образовывать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется. Т.к. материя от этого теряет прочность.
Шерстяная материя не держит загиба, а потому её приходится загибать постепенно, или приметывать.

Этот шов применяется в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.

Мое примечание: таким способом обрабатывалась горловина прямая у рубах, а на конце разреза делался «замочек»- это несколько петельных швов как при обработке петель. Расположены швы веером.



Так же конец разреза мог обрабатываться и уголком(это хорошо видно на фото из музея на рубахе для Павла - см.пост выше),или нашиваться треугольник из кожи белой.

Шов жгутиком.

-Очень тонкие материи подрубают не обыкновенным рубцом, а жгутиком. Край материи постепенно закручивают большим и указательным пальцами левой руки и сейчас же собирают этот край на иголку, нитки вытягивают через 4-5 стежков.

Материю надвигают на иголку чуть-чуть сборками.
(На рисунке показано что иголка идет швом через край-мое примечание).

Отторачивание круглым шнурком 

(тоже шов через край - мое примеч.)
-Нитки для этого должны быть очень крепкими.

Никогда не надо натягивать шнурок, лучше его пускать свободнее, т.к. он садится при первой стирке.
Пришивать надо крепко через край к рубцу и не дать шнурку извиваться. Для этого надо следить, чтобы нитки оплетающие шнурок, направлялись по прямой линии.

Как-то в разговоре  я оговорилась, что могу сделать старинный шов встык так, что никто бы и не заметил самого шва.
Как это сделать:
Читаем из той же книги перевод с французского:

«Шов через край.

- Этот шов употребляется для соединения двух кромок.
Для правильности лучше сначала сметать шов.
Иголку вкалывают сзади, на одну нитку от края.

Следующий шов делается левее, через две нитки. Не надо очень притягивать нитку, чтобы стежки вышли свободными. Когда шов доведен до конца, куски материи разгибают и шов расправляют с изнанки наперстком. Кромки должны прийтись край в край, но не заходить одна за другую.


------------------------------------------------------------

Шов через край для верхнего платья -

Для верхних вещей и заплат употребляется так же шов через край, причем иголка идет слева направо, но вкалывается не к себе, а от себя.

Лучше всего сначала приметать и придержать материю только большим и указательным пальцами, чтобы не вытянуть какой-нибудь стороны.»

«Незаметная штопка на сукне-

-Несмотря на всю сложность этой работы, она знакома очень немногим. Это работа кропотливая, требующая большого терпения и аккуратности, но понять её очень легко.
Иголку берут очень тонкую и шьют волосом, который менее заметен, чем шелк или тонкая нитка, и вместе с тем прочнее ниток, выдернутых из сукна.

Рыжий и белый волос прочнее всех других. Нечего говорить, что волос должен быть тщательно вытерт, вымыт и очищен от жира до начала работы.

Прежде всего края сукна с лица осторожно прорезают бритвой на совершенно прямой линии. Ножницы могут снять слишком много ворса, который должен маскировать шов.
Когда края готовы, на них накладывают заплату и заметывают её довольно редко через край. Потом берут иголку, продевают в неё волос корешком и прокалывают материю в 2-3 мм от края.

Иголка не должна пройти насквозь сукно, а протащить волос в слое материи, выйдя в 2-3 мм от другого разреза. Обратно иголку вкалывают туда же, откуда она вышла, потом дают ей несколько косое направление, чтобы не вытащить продетого уже волоса. Не надо волос очень натягивать, лучше, если он лежит свободно.

Окончив шов, его разглаживают на голой, твердой деревянной доске, через мокрое полотенце с изнанки. Если штопка исполнена хорошо, её не заметит самый зоркий глаз.»

Итак,смотрим:

От себя добавлю:

Шов "в точку" - это наш современный шов "назад иголку".

С одной разницей,что сама строчка на лицевой стороне равняется проколу иглы только на одну-две(в зависимости от плотности ткани) нити ткани(размер ровно с точку карандашом на бумаге),а не на два-пять мм.И не доходит до предыдущего прокола,а оставляет расстояние пустое в 2-4 мм.

Вспушка же- это совсем другой шов.
И предназначение у него другое: для внутреннего соединения деталей изделий воздушными стежками,которые ложатся не затягиваясь сильно.

Например: закрепление подбортов по центру к полочке, подворотника и т.п..
Шов "в точку" заменял в старину основной машинный современный шов.

Сейчас таким швом могут прокладываться отелочные строчки на лацканах пальто, пиджаков и проч. в основном,для красоты.
 ...........................................


Еще одна книга, где хорошо описываются не только исполнение ручных швов, но  как раскроить нижнее и ночное белье

Книга- обучающее пособие для учащихся за 1888 год:





Как построить выкройку и пояснения ручных швов можно посмотреть в
ЭТОЙ книге 
скачав по ссылке с моего ресурса.

......................................................................


Верх платья 1795 года,т.е. мода 18 века и ручной пошив.







----------------------------------------------------

Швы: в точку, через край, потайные, обметочные в моих работах:





>





Мережка и складки на рубахе моей работы ручным способом.

Материал - средний лен:



------------------------------------------------------------------------------------------------------



ВОПРОС ко мне:

Светлана, у меня вопрос по поводу "шва в точку". Чем он отличается от "бисерного шва"? Про длину стёжка я уже поняла, может ещё есть какие-то нюансы?

Мой ОТВЕТ:
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте попробуем вместе разобраться со всеми этими всплывающими то там,то тут названиями одного и того же шва.
Например:
Прикрепленное изображение
Этот шов(что на картинке выше) еще называют "шов за иголку".
Прикрепленное изображение
А если прокалывать всего одну ниточку назад(за иголку) ,то получается еще и шов "в точку"(называние до середины 19 века).
Другой вид шва:
Прикрепленное изображение
Так же он назывался в 19 веке: "строчка",а уже в 20-ом веке - "ручной стачной шов",т.к. заменял машинный.
Этот шов должен быть очень правильным(ровным). Что достигается при пошиве изделий из легких тканей - счетом нитей, толстых - навыком портнихи и хорошим глазомером.

Что же такое шов "в точку" и как он выглядит в изделиях своего времени?
Это шов применялся чаще всего, в основном, до середины 19 века,пока не изобрели шв. мешинку.

Этим швом не только закрепляли слои ткани, но и делали отделочную строчку и стегали изделия.

Шов выполняется гораздо быстрее и легче, чем шов "строчка".
Еще преимущества такого шва - изнаночная сторона, а именно её аккуратность. Нити от шва на изнанке не переплетаются так явно между собой,как при шве "назад иголку", а ложатся ровной строчкой.

Мало того, при хорошей сноровке можно добиться,что на изнанке останутся тоже или точки от ниток,или аккуратные стежки небольшой ширины. Что при ручной работе пошива изделия очень ценно,т.к. делают и внешний и изнаночный вид более красивым.И в то же время сам шов крепкий и незаметный(если это нужно).
Вот некоторые примеры внешнего вида с подлинников того времени(18-19 века)

 Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение


Теперь о бисерном шве.


Этот шов производится на основе шва назад иголку.Т.е. его задача(самого шва) - закрепить бусинку(бисер) так,чтобы было незаметно ниточку.

И по - этому изнаночная сторона не столь существенна при таком виде рукоделия.
Именно рукоделия,а не изготовления изделий(пошив).

-----------------------------------------------

КАНТЫ:

Кант со шнуром одинарный, двойной кант со шнуром из книги "Guide to dressmaking" 1876 г. Стр. 28-31 https://archive.org/stream/guidetodressmaki...age/28/mode/2up

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение    
источник клуб Сезон.
----------------------------------------
Читайте так же:


8 комментариев:

  1. Светлана, спасибо Вам за такую редкую информацию! Я занимаюсь ручной вышивкой и сейчас ищу всю информацию о всех видах ручных швов, для своей работы. Ваш блог очень мне помог! Я хотела бы спросить, возможно есть курсы или Вы можете помочь направить на освоение мастерства ручного шитья? Это очень специфическое, исключительное и очень сложное направление, по-этому буквально пытаюсь находить информацию о старинной ручной вышивке и ручному шитью по крупицам. Но это уже моя работа-жизнь и я буду осваивать это ремесло. Еще очень трудно найти "сообщников" в такой профессии, с кем можно поговорить, научиться, к примеру мои сверстники совсем не понимают выбор моей профессии - вышивальщица ручница. Многие думают что вышивка это только - крестиком..........это задевает. Сейчас я изучаю эпоху ар деко, в которой я теряюсь от обилия вышивки. Буду изучать Ваши статьи! Юлия.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте,Юлия!
    Спасибо за отзыв о моем БЛОГЕ.
    Вышивку ручную еще можно изучить у учителей,а вот само шитье...
    Понимаете, меня этому учила с 3-х лет мама,так сказать, передача из поколения в поколение.
    Много о ручных швах и о вышивке можете прочесть на прекрасном форуме Клуба Сезон по шитью.
    Ручные швы очень хорошо еще описывает там и передает свое Мастерство форумчанка Бурлакова Фрося. Она портниха легкого платья в третьем поколении. Вот адрес её темы на форуме: "Ручные швы" http://club.season.ru/index.php?showtopic=11215&st=20 . "Роль наперстка в технике шитья" - http://club.season.ru/index.php?showtopic=31092 . И еще много интересного и, главное, дружелюбие и передача знаний другим ,Вы найдете на этом форуме тут- http://club.season.ru/index.php?act=idx
    Так же там есть раздел "Вышивка" - http://club.season.ru/index.php?showforum=38 .
    Удачи!

    С уважением,
    Светлана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати на этом форуме есть темы и пр ар деко...

      Удалить
    2. Светлана, огромное спасибо!))))))) Буду изучать!))))

      Удалить
  3. много литературы по историческому костюму.
    https://www.facebook.com/cosplay.azerbaijan

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Побывала.Жалко что там смесь из современных и старинных книг и литературы.Т.е. сам поиск очень затруднен.А по поисковику свои данные ФБ не распространяет на другие ресурсы.
      Вот если бы такое же было на ВК...Т.к. поиковик на ВК дает ссылки.

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  4. Светлана, благодарю за Ваш блог и информацию. Подскажите, пожалуйста, я не нашла, есть ли издания по технике сажение по бели и золотному шитью? Буду признательна за какую-либо информацию. Благодарю Вас за понимание 🌹

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Марина. Конечно есть и полно книг. причем за 19 век. Вы напишите мне и задайте этот вопрос в сообществе на ВК, тут ссылки выставить действующие тяжело. Вот адрес сообщества ( ссылку вставляете в браузерную строку вверху) "Воссоздание исторического костюма любой эпохи." - https://vk.com/club194026467

      Удалить