Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

30.10.24

Мода и крой XIV-XV вв.позднего Средневековья.Часть 2: Бургундская мода. Стиль экревисс. Крой.

«...границы между роскошью и красотою стираются. Украшение и декор более не служат прославлению естественной красоты, но, разрастаясь, угрожают заглушить ее вовсе... Придворный костюм украшен был сотнями драгоценных камней. Все размеры были до смешного утрированы. Высокий дамский чепец (“эннен”) походит на сахарную голову; волосы на висках и со лба убирают или же удаляют, так что лоб кажется до странности выпуклым, и это считают красивым; вдруг появляется декольте. Мужская мода еще более изобилует всякими чрезмерными несуразицами…»

-------------------

Продолжаем статью моды и кроя позднего Средневесковья, где первую часть можно посмотреть ТУТ

хочу напомнить, что тема наша: "Основные модные тенденции XIV–XV вв.— эпохи Позднего Средневековья." И конечно же изменение модных тенденций современнику можно проследить на примере одежды людей высшего общества, поскольку именно их наряды постоянно претерпевали изменения соответственно ве­яниям моды и оказывали большое влияние на культур­ный облик эпохи...

--------------------------------------------

БУРГУНДСКАЯ МОДА

1450 — 1485 гг.

*ЭКРЕВИС * écrevisse f. "рак", "раковая шейка". Стремление украшать все края одежды мелко вырезанными фестонами появилось при бургундском дворе в нач. 15 в. под влиянием рыцарских доспехов, подвижные части которых действительно были схожи с раковой шейкой. - пишет Мерцалова в т.1 540 стр.-Словарь терминов.***

Эталоном придворных манер и изысканности в За­падной Европе 15 века являлся роскошный двор бургундских герцогов. Он стал образцом для подражания к середи­не XV столетия — к 1450 году его превосходство уже никто не мог оспорить.

Бургундский двор процветал на про­тяжении тридцати лет, а затем его затмила франко-ита­льянская оригинальность. Бургундское влияние на ан­глийскую моду было в значительной степени усилено союзом между Бургундией и домом Йорков.
 Началась следующая эпоха экстравагантности.

Мужчины

Верхняя одежда.
Дублет, джеркин(жакет), гаун, мауатр белье.


В начале XV века в бургундском костюме появляется много новых одежд неожиданных пропорций: низко опущенная, но тонкая талия, широкие воротники, большие поверхности костюма, разделенные на небольшие рельефные полосы. Края одежды были высечены узкими фестонами. Такая дробность возникла как подражание подвижным частям рыцарских лат, называвшихся за сходство с раковой шейкой "экревиссы"., но в этот трактовке костюма сказывалось и влияние готического стиля с его отрицанием гладких поверхностей.

В последней четверти XV века оживление торговых отношений между странами средней Европы и Италией, военные походы Карла VIII против Италии, в войсках которого, по обычаям того времени , было много наемных солдат (особенно из Германии и Швейцарии), способствует распространению итальянского костюма. Стилистические законы Возрождения сменяют готику.

В среде богатых горожан возникает стремление подражать костюму дворян. Против этого явного нарушения сословий структуры общества и покушения на привилегии дворянства издаются многочисленные указы, запрещающие третьему сословию носить дорогую одежду. "Достоинство" феодалов заключалось не только в длине шлейфа, высоте головных уборов, но и даже длине пулен*.
 Например: дворянам разрешалось иметь мыски у обуви в 24 дюйма, горожанам в 12, а крестьянам - не более шести.

*Пулены (или Кракове, или клювовидные башмаки) — мягкие кожаные башмаки без каблуков и часто без твёрдой подошвы, с заострёнными носами, популярные в Европе в XIV—XV веках. Название обуви связано с тем, что такую обувь носила делегация польской знати, посетившая Анну, жену английского короля Ричарда II. Название «Кракове» обозначало обувь в целом, а «пулены» (фр. poulaine, souliers a la poulaine — «туфли по польской моде») — длинный носок.***


К IV-XV векам относятся и постановления о костюме цеховых объединений-гильдий**. Каждая страна имела свои особенности в костюмах одной и той же профессии, но везде существовал обычай носить привязанные к поясу орудия или знаки своего ремесла.

**Ремесленные гильдии в Европе возникли в Средние века, когда мастера объединялись для защиты своих общих интересов.
Тип гильдии был известен ещё в Древнем Риме. Именовались они коллегиями. Это были организованные группы торговцев, которые специализировались на конкретном ремесле и чьё членство в группе было добровольным.
Аналогом римских коллегий были этерии, существовавшие в Древней Греции ещё в VI веке до н. э.
Например, система гильдий начала расти в Германии около 1300 года и продолжала играть значительную роль в экономической жизни немецких городов в XIX веке.
***

Наиболее типичной чертой мужского костюма во второй половине 15 века были длинные рукава, собранные и сильно раздутые на верху по окату. Они были осо­бенно популярны в 1460—1470-х годах. 
Эти подбитые ватой плечи были известны (по крайней мере, во Фран­ции) как мауатр (чем-то напоминавший буфы, модные в 30-х и 90-х годах XIX века).

Жипон превратился в дублет,на смену котарди пришла куртка без рукавов — джеркин*, или жакет.
Одной из модификаций упленда была верхняя одежда - гаун.
Ма­уатр характерен для двух последних.

Дублет, с его под­битой грудью, плотно облегал тело и  имел достаточно высокий воротник, открытый спереди. Модная длина которого была до бедер. Рукава были заужены  у запястья до обтяжки.

К 1480 году рукава украшаются уже поперечными прорезями и демонстрировали тонкое полотно рубашки, выбивающееся в прорези, особенно при движении рук.
 В конце периода дублет иногда имеет прорезь на груди со свободной шнуровкой, через которую также показывалась нижняя рубашка.

*Джеркин – верхняя мужская одежда англичан в XVI веке, аналогичная французскому пурпуэну. Форма джеркина менялась соответственно изменению стиля костюма.***

Длина джеркина достигает середины бедер, иногда он едва прикрывал бедра.
 Рукава могут сужаться к запястьям, но чрезвычайно длинны и просторны (они не собираются у запястья), часто так же украшаются прорезями вдоль переднего шва.


Другая разновидность рукава была просторна и собрана на запястье, имела продольные прорези и свобод­но зашнуровывалась, так же демонстрируя рукава рубашки.
Свисаю­щие рукава часто связывались за спиной, чтобы не мешали.

Некоторые виды джеркинов шились со складками, симметрично расходившимися от талии, зашитые и под­битые (подобные складки делались на облегающих костюмах в период с 1450 по 1470 гг).

Другие джеркины имели глубокий К-образный вырез, длиной до талии. Хотя и длинный, и короткий гаун по-прежнему носили за­крытым.
 Все более популярным во второй половине 15 века становился фасонверхней одежды  с раз­резом спереди.

 Хотя этот разрез часто стягивался при помощи застежек:крючков и петелек, привычным становится дву­бортный вариант. Его могли носить как в свободном виде, так и с поясом.


Частенько встречаются лацканы и широкие отлож­ные воротники, большей частью меховые.
Независимо от длины гауна рукава с прорезями порой доходили до икр.
Гербовые накидки в этот период уже не так в моде и встречаются срав­нительно редко.
Плащи-накидки так же малопопулярны.

------------------------------

Белье.

Рубашка, теперь все чаще шьется с воротом-стойкой, в этот период модно было её показывать через прорези —у горла, на груди и рукавах.
Ближе к концу XV в моду входит украшение рубашек вышивкой красным и черным шелком, золотой нитью.
В основном такой вышивкой украшают воротники, со­бранные борами(мелкими складками).

См: РУБАХИ Часть 1:  нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.

------------------------------

Женщины

Верхняя одежда.


Женский костюм эпохи позднего средневековья и его особенности можно кратко охарактеризовать так: выявление женственности. По мере того как складывался культ Прекрасной Дамы, ослабевало влияние церковного учения о греховности плоти. Женщина начинает ощущать свою силу, полагаясь на свою физическую привлекательность. И костюм верно служит ей, обрамляя и подчеркивая женскую красоту, видоизменяясь вместе с развитием стиля своего времени. Чаще всего женская одежда носила такие же названия, как и мужская.


В течении 14-15 столетий сюрко оставалось торжественной одеждой крролей.
В XV веке появляется женский упленд - торжественный вид одежды феодальной знати. Зимние упленды делали из фландрского сукна на меху, а летние - из шелковых и парчовых тканей. Существовала еще и некая разновидность упленда - свадебное платье - сюрко с откидными рукавами, переходящими в шлейф.

В начале XV века появляются новые вкусы в одежде, на основе которых формировался женский облик при бургундском дворе. Влияние рыцарства сыграло и здесь свою роль: в женский костюм так же украшается экревиссами. Головной убор и сюрко отделывается множеством полосок, вырезанных по краям фестонами. К одежде пришивали маленькие серебряные колокольчики или прикрепляли их к цепочке, которую надевали через плечо.


К 1430 годам костюмы потихоньку освобождаются от нагромождения различных деталей, сюрко имеет теперь длинные узкие рукава, заканчивающиеся опущенными вниз раструбами "бомбард". Глубокий треугольный вырез теперь и сзади и спереди. Расширяющаяся вниз юбка переходит в длинный шлейф. Высокий головной убор -эннен как бы уходит ввысь - в бесконечность.

К концу XV  в. перемен серьезных в дамском костюме почти не произошло. Линии одежды монотонны, скучны, некото­рое разнообразие наблюдается лишь в головных уборах. Стоит отметить изменение линии выреза горловины в верхнем пла­тье дам, который в 1460-х годах был закруглен, а начиная с 1480 года становится квадратным и почти показывает больше округлые пле­чи. 

Трубчатые складки упленда выходят из моды, в пос­ледние годы 15 века верхнее платье облегает грудь, как в котарди. 
Длинные узкие рукава расширяются у за­пястий и переходят в манжеты.

Бургундский костюм распространился во всех странах средней Европы. 
В конце XV века, когда готический стиль в женской одежде утрачивается и распространяется итальянское влияние, а при французском дворе Анна Бретонская стала культивировать формы бретонской одежды, костюм начинает подчиняться новым эстетическим законам.
Происходит как бы обратный процесс: устремленность вверх сменяется спокойным движением вниз. Гладкий шаперон покрывает голову и с боков имеет спускающиеся вниз лопасти, рукава расширяются к низу, юбка делается без шлейфа. 

В среде горожан постепенно складывается собственный сословный костюм на котрый так же влиял стиль эпохи. Девушки и женщины носят котт и сюрко узкие вверху, но цельнокройные, без отрезного лифа.


Горожанки носили одежду из шерстяных и полушерстяных тканей. Рубашка, омюс и чепец всегда были из белого плотна. 
Постепенно и на крестьянский костюм все больше стал оказывать влияние город. И уже в феодальной деревне XV века появляется одежда с узким, облегающим фигуру верхом. 

В период позднего средневековья мужские и особенно женские головные уборы были так разнообразны, что служили одной из главных характеристик костюма.

-----------------------------------------------------------
ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ОСОБО ЛЮБОПЫТНЫХ:

"Заказан графом пояс для себя
Красив тот пояс и на вид богат.
Мир лучшего не видел никогда:
Каменья дорогие без числа

На пряжке золотой огнем горят.
В сто су простой шпенек на пряжке встал.
Ремни надежны - их не разорвать.
Блях золотых на них десятка два.
Такого не носил и сам Роланд...»

(«Песни о Гильоме Оранжском»)

СТИЛЬ ЭКРЕВИСС*

*Стиль экревисс (от фр. ecrevisse — рак, чешуйчатые доспехи) — популярный в эпоху позднего Средневековья стиль одежды. 
Для него характерно декоративное убранство в виде многочисленных удлинённых лопастей на рукавах, по низу платья, на головных уборах, изрезанных мелкими фестонами***

----------
В заключении ряда статей на тему позднего средневековья, чтобы ничего от себя не придумывать, 
предлагаю прочесть Статью из журнала "Ателье"- 2019 год:


"В СТИЛЕ ЭКРЕВИСС"

Автор : Галина Галаджаева - кандидат искусствоведения.

В статье идет разговор о популярном в эпоху Позднего Средневековья ( XIV-XV вв) направлении - экревисс. Элементы одежды в этом стиле стали предвестниками новых форм костюма в более позднее время.


Чертеж и рисунок пурпуэна с большой проймой 1364 год.







 Чертеж робы XV века



 Чертеж кроя робы XV века.



---------------------
Другие чертежи вида и кроя по костюмам позднего Средневековья можно найти как и в этом блоге (см. адреса статей ниже) или в интернете - их много.
Например:








------------------------

НАЧАЛО СТАТЬИ:


--------------------------------------------------------------------
Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий