ЭТО ИНТЕРЕСНО: Информацию по костюмам 19 века и др.веков можно рассматривать так же и по...росписи на фарфоре того времени и по изделиям из фарфора...
Фарфо́р
(тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей.В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор.
Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе.
Еще на заре нашей эры культура керамики стояла в Китае на очень высоком уровне.
Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV-V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны - бледно-зеленые, слегка просвечивающие фарфоровые изделия. В Европе секрет выделки фарфора долгое время был неизвестен.
Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод.
Секрет изготовления фарфора после долгих, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер. И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства.
Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730-1760-х гг. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью. Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.
Еще на заре нашей эры культура керамики стояла в Китае на очень высоком уровне.
Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV-V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны - бледно-зеленые, слегка просвечивающие фарфоровые изделия. В Европе секрет выделки фарфора долгое время был неизвестен.
Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод.
Секрет изготовления фарфора после долгих, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер. И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства.
Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730-1760-х гг. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью. Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.
Над открытием секрета фарфора в 40-х гг XVIII в. работал ученый-химик, друг М.В.Ломоносова Дмитрий Виноградов. Работал он как истинный ученый, настойчиво, целеустремленно и установил требуемый состав компонентов фарфора, режим обжига и технологию изготовления.
Итогом его исследования стало широкое производство фарфора на организованном при его участии и первом в России фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где Виноградов и получил в 1747 году первые удовлетворительные образцы фарфора.
От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления.
-------
Виды фарфора по составу и производству
Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.
Основными видами являются:• мягкий фарфор;
• твердый (высокотемпературный) фарфор;
• костяной фарфор
Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня.
Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью.
Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига. Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.
Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году.
В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция.
Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи. Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора.
Сюжеты русского фарфора XIX века
Круг сюжетов русского фарфора первой трети 19 века определяется историческими событиями и мироощущением этого времени.Это: Отечественная война 1812 года и современная мода, как в костюме, так и в литературе.
С эпохи 1812 года начинается культ отечественных святынь, прославление героев войны. В фарфоре создаётся пантеон знаменитых личностей.
Портреты императоров и полководцев писались на фарфоре по образцам из многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр.
В отличие от гравированных картинок, фарфоровые чашки с портретом в частном быту оставались исключительной редкостью.
Попадая в контекст мирной жизни, их переставали воспринимать как простой сувенир войны.
Широкое распространение модных картинок на фарфоре – дань особого представления о моде в пушкинскую эпоху.
Картинка модного костюма первой трети 19 века – это образ человека своего времени в большей мере, чем в каком-либо другом периоде российской истории.
Оказавшись перенесёнными на фарфор, модные картинки и типажный портрет меняют жанр, и становятся вариантом традиционной портретной миниатюры, приобретая вместе с этим значительность и загадочность интимного миниатюрного портрета.
Эти портреты естественным образом включаются в единую портретную галерею фарфора наравне с изображениями исторических лиц и дополняя череду царей и генералов светской галереей изображений красавиц и франтов.
Портреты модников на фарфоре и фигурки франтов и франтих выпускались в течение очень короткого периода времени – в 1820-1830 годы.
Существенный момент культуры первой трети 19 века, имеющий прямое отношение к фарфоровой росписи - «модное чтение».
Книга, чтение становятся престижным времяпрепровождением.
Особой популярности пользовались романы Вальтера Скотта, «Поль и Виргиния» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, повесть «Атала» Ф.Р. Шатобриана, «Матильда или крестовые походы» М. Коттен, «Иван Выжигин и Дмитрий Самозванец» Ф.В. Булгарина.
Сам выбор тех или иных сюжетов для фарфора исторически точно отображает степень популярности и распространения конкретных романов в различных слоях русского общества 1820-1830-х годов.
П. Л. Яковлев в «Записках москвича» от 1828 года пишет:
«В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов… Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде имели их как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия».
Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо.
В 1830-е годы ИФЗ выпускал в большом количестве изделия в «готическом вкусе»: сервизы, чашки, вазы с копиями эрмитажных картин; наряду с ними продолжали появляться и ампирные формы.
В середине 19 века технология ИФЗ достигла очень высокого уровня.
Для живописцев завода выполнение копий картин старых мастеров на фарфоре считалось вершиной мастерства.
В росписях фарфора частных заводов в течение длительного периода главенствующее место занимали темы романтизма – лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока.
/Источник: сайт "Коллекционер антиквариата"/
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Роспись на фарфоре разных стран 19 века
Как на изделиях так и на фарфоровых дощечках...Читайте так же:
История моды 18-19 в .книги по костюмам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Агитационный текстиль
Наездники и наездницы художника Хейвуда Гарди(1842-1933)
Дети на полотнах художников 19 века.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской.
Винтажные/старинные открытки
Комментариев нет:
Отправить комментарий