Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

3.7.13

Женская рубаха прошлых веков.Народный костюм. История, крой, пошив.

Надо помнить,что женские рубахи были только до конца 19 века в городском костюме.В последствии они перешли в комбинации.

О женском нательном белье как вида городской одежды см. тут:
Женское нижнее нательное белье.История,подлинники крой 18-20 вв

А вот в народном костюме рубахи сохранились и по сей день.

Крой различных рубах можно посмотреть НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

------
Первое изображение:
Женская рубаха Вологодской области
-----

Женские рубахи

Допетровская эпоха

Девушкам давно известно, что их оценивают - в особенности при первом знакомстве - не столько по науке и достоинствам темперамента, сколько по одежде. Для массы дам костюм - зеркало их сути, их свободы. 
Разные одеяния, выявляющие и подчеркивающие черты и красоту их обладательниц, отражают к тому же чувства к девушкам в обществе, степень их униженности, подчиненности и, следовательно, "закрытости" или, наоборот, "открытости" и свободы.

 К тому же, в средневековую эпоху костюм человека был своеобразной "визитной карточкой": по нему судили о степени знатности или богатства, о семейном статусе, профессии, месте проживания.



С наиболее старинных времен женская одежда на Руси была разделена на нижнюю (нательную) и верхнюю. Это объяснялось прохладным климатом и требованиями гигиены. Потому нательная сорочка была в гардеробе даже наиболее бедных крестьянок. Шилась она, чаще всего, прямой и свободной из выбеленного льняного полотна, хотя точный покрой ее неизвестен: этические представления русского средневековья не позволяли художнику "вольностей" - изображения дам в одном нижнем белье. 

Рукава сорочки делались достаточно длинными, превышающими длину рук и поддерживались на запястье браслетами, изготавливавшимися из стекла, металла, дерева и обтянутых периодически кожей, периодически берестой или тканью. Детали браслетов археологи сотнями находят в захоронениях.
Для украшения частей сорочек, видных из-под верхнего платья, их владелицы в деревне использовали бусинки и льняной плетеный ажур (мережку или кружево). По поверью, "нечистая сила" не могла ни войти, ни уйти через отверстие, защищенное рукотворным декором - вышивкой или плетением. 


Посему в дамской одежде на Руси тщательно украшались ворот, обшлага и подол. В 16-17 веках, по заверениям англичанина Дж. Флетчера, вышивка на сорочке или орнамент с бусинами и мелким речным жемчугом (который предпочитали горожанки) мог быть "до 3-х-4-х пальцев в ширину". У знатных женщин на льняных рубах (сорочках) были нашиты легкие и мелкие металлические пластинки в виде блесток, листиков, лапок. 

В 14-15 веках у княгинь и наиболее богатых боярынь праздничная сорочка стала шиться из шелка. Привозимые из Византии и Персии матово отблескивавшие шелка продавались купцами на рассийских базарах по баснословным ценам. Шелковые одежды считались роскошью, надевали их нечасто и хранили достаточно аккуратно.

У богатых девушек поверх нательной сорочки во времена Московского царства (16-17 веках) надевалась еще 1 - багровая, праздничная. Удивленный Дж. Флетчер, который не сталкивался с таким в собственном туманном Альбионе, поспешил передать об этой "странной", как он считал, привычке носить 2 рубахи. Алая сорочка кроилась московитками из шелковой ткани, зачастую узорной или полосатой, более длинной, чем нательная рубашка. Чем тоньше была ткань, из которой шилась нарядная сорочка, - тем паче длинными делались ее рукава, достигавшие периодически 4,5 метра.

На талии нижняя сорочка подхватывалась тонким пояском, служившим в дохристианские времена "оберегом", подобным же, как кружево и вышивка. В 16-17 веках пояс на сорочке стал символом целомудрия и благочестия. Возникнуть без пояса даже дома считалось зазорным, а уж при посторонних оказаться неподпоясанной считалось легко верхом неприличия. 

Летописи и иные официальные источники 16 в. сообщают разнообразные версии семейной драмы правителя Ивана Грозного, закончившейся убийством его сына. Однако все они сходятся в том, что предлогом, вызвавшим ярость правителя, была распоясанность супруги царевича, которая посмела попасться на глазки самодержцу "в одной простой рубашке", без пояса, простоволосой.

 Заметим: в таком обличье беременная невестка самодержца оказалась не где-нибудь на людях, однако на дамской половине терема, у печи. Так или иначе, Грозный кинулся на несчастную с кулаками. Царевич решил защитить супругу.
(соц.сети)


В интернете есть очень много информации по народному костюму.
Поэтому не буду много копировать инфу с инета, а просто выставлю ссылочки и небольшую подборку сведений:

-----

Подлинники 19 в:



Рубахи в народном стиле. Крой.




свадебная народная рубаха женская-крой 






----

 виды отделки рукавов женских рубах




 женские рубахи в народном костюме

Подлинники:











Вид и крой женских рубах в народном славянском стиле :




Рубахи из ансамбля Дата: 19-го века Культура: русский 

Рубаха вышитая народный костюм




Рубаха женская Румыния вышитая в народном стиле конец 19 в: 
 

------------------------------

Крой и пошив женской народной рубахи


/Сайт "Народный исторический костюм"/

У переселенцев-старообрядцев Алтайского края распространен сарафанный комплекс: сарафан, рубаха, фартук. Крои всех частей костюма у "кержаков" и у "поляков" сходны, однако есть отличия в отделке различных частей костюма - декоре.


Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища.
Рукава делались узкими и длинными. У переселенцев-старообрядцев Алтайского края использовался более поздний вариант рубахи - поликовая (перед и спинка рубахи соединяются при помощи вставок из ткани - поликов).
Рубаха делится на верхнюю часть - рукава, чехлик и нижнюю - стан, станушка (см. рис. 1). Иногда в месте соединения рукавов и стана помещался кумач, который служил оберегом для самого уязвимого места - живота. Характерной чертой всех поликовых рубах является сборка ворота в мелкие складки - борики.
Наиболее старинные рубахи из домотканого холста делались с поликами из кумача, на рукавах было много вышивки (техника "роспись"), полики вышивались белым очень мелким крестом - "клопиками". Рукава в таких рубахах - "кули", кроились из двух полотнищ холста, без ластовиц.

 Рукава, ворот и низ рубахи отделывался кумачом, что также служило оберегом. Более поздние рубахи изготовлялись из покупного материала (кашемир, бурс, канфа, сатин, ситец, коленкор и др.). Эти рубахи сохранились в музейных коллекциях.
Крой рукавов в алтайском костюме очень разнообразен. 
Так как "кержаки" и "поляки" оказывали взаимное влияние друг на друга, то нельзя четко определить какой из кроев был характерен для тех или других переселенцев. 

Можно лишь отметить развитие кроя рукава от раннего - "кулем" до более позднего - "кошеного" рукава.
Мерки:
Объем Шеи,
Длина Руки - от шеи до запястья,
Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.
Раскрой рубахи.
Расход ткани на "рукава" 2.5м при ширине 70-80см. Введем коэффициент А усадки ткани на "борах" (зависит от плотности ткани). Например, если ткань плотная, то А=5, если тонкий шелк, то А=7. Р - длина полика, Р/А длина полика после набора бориков. ОШ-2*(Р/А)=2В - длина переда и спинки после набора бориков. Т.О. на две приставки расход ткани 2*В*А (на перед столько же, сколько на спинку). Размеры поликов для взрослых 40х18-20см, для подростка 30-35х18см. Размеры ластовицы 10х10см, для широких рукавов 15х15см. Длина воротника ОШ+2см на швы. Ширина кержацкого воротника 10-12см (получается стойка 5-6см), для поляцкого - 3-4см (стойка 1.5-2см). Воротник кроится по прямой (по долевой или поперечной).

Раскрой рукавов.
•Наиболее ранний крой рукава содержал в себе только прямоугольные части, например рукав "куль" льняной "поляцкой" рубахи (см. рис. 2а), состоящий из двух прямоугольных полотнищ. Ширина льняного полотнища 40см, поэтому швы рукава совмещались со швами поликов.

•Второй вид "куля" (см. рис. 2б) тоже состоит из двух полотнищ большого - шириной 45см и малого - шириной 15см. Длина малого полотнища на 15см меньше длины большого. Ширина рукава при этом 30см. Последовательность шитья: Большое полотнище накладывается на малое, отстрочить. Угол большого полотнища загнуть и вшить под большое и малое полотнище. 

Нижний шов - малое полотнище настрачивается на большое, шов смотрит к спине. Полотнища настрачиваются на ластовицу. Получаем узкий рукав, почти без сборок (если нужно, то бантики на верхнем сгибе рукава), декор - две полоски тесьмы или отделочной ткани.
•Третий вид "куля" - с клином (см. рис. 2в). Уголок срезается с малого полотнища, возможно трапецевидный.

--

Последовательность шитья

Большое полотнище нашить на малое. Клин подшить под большое и малое полотнище, угол большого полотнища загнуть и вшить под клин и малое полотнище. Отделка аналогично предыдущему варианту, возможно отделка конца рукава вьюнчиком или кружевом.
•Последний вид "куля" с клином - угол срезается с большого полотнища (см. рис. 2г). Рукав имеет вид обычных сборчатых рукавов, возможна отделка манжетой.


•Рассмотрим "полукошеный" рукав (см. рис.3), он применялся в рубахах позднего кроя. Для двух видов такого рукава характерна отделка без складок. Низ рукава вышивался или обшивался узорным тканьем. Полики кумачовые.
•Рассмотрим "кошеный" рукав (см. рис.4), он применялся в "поляцких" рубахах позднего кроя. Если клинья широкие, то возможно сделать рукав без ластовиц. Для двух видов такого рукава характерна отделка рукава манжетой, бантовыми складками или куколками.

•Рукав мог быть просто круглым, то есть кроился как прямоугольник длиной равной Длине Руки без 18-20см, шириной 60см (возможно из полос шириной 40 и 20см). Отделка манжетой с двумя полосами тесьмы или отделочной ткани.

Последовательность шитья рубахи

1 .Полики настрочить на приставку.
2.Сшить рукав.
3. Приставку с поликами настрочить на готовый рукав.
4. Выполнить декор поликов.
5. Наметить середину приставки разрезом на 1см вниз. Наметить по периметру линии для боров ("кержацкие" 5-12 шт., "поляцкие" 2-З шт.) на расстоянии 5мм для шелка, 7-10 мм для более грубой ткани. Собрать боры на горловине (косым стежком для "кержацких", на прямую нитку для "поляцких"). Закрепить боры по размеру ОШ+2см.
6. Сделать разрез спереди 10-12 см. обработать.
7. Рукава и приставку настрочить на ластовицу.
8. Сострочить боковые швы и рукава.
9. Пришить станушку к готовым рукавам (верху рубахи).

Отделка "кержацкой" рубахи


Рубаха однотонная. Боры до 12 ниток. Вышивка по борам (см. рис. 5в), сзади тонкая полоска вышивки внизу боров. Полики могут быть вышиты или нашита тесьма (лента). Воротник - высокая стойка (5-8 см). Пришивается швом "в замок". Воротник отгибается пополам. Может быть со скошенными углами.
Швы на рубахе отстрачивались вручную мелким пунктиром по три (см. рис.5а), контрастными нитками. Если шов двойной, то отделка "тамбурчиком" (см. рис.5б). Круглые рукава собирались в складки группами.

Отделка "поляцкой" рубахи

Рубаха может быть пестрая и однотонная с контрастными поликами. Боры на 2-3 нитки. Вышивки по борам нет. Воротник 1.52см, отделка вышивкой, вьюнчиком или белым кружевом. Впереди разрез обрабатывается швом "замок", в более позднем варианте - планкой, украшается вьюнчиком, тесьмой.
Полики могут быть вышиты (на однотонной ткани) либо нашивается лента, украшается вьюнчиком, пуговицами. Концы рукавов отделываются куколками (зубчиками). Обшлага рукавов могут быть обработаны обложкой.
ист.

----------------------------------------

ОПИСАНИЕ ЖЕНСКИХ НАРОДНЫХ РУБАХ, КРОЙ - из разных книг





.........................................................................

Виды и крой рубах из разных источников:






-------------------------

Моя работа: рубаха женская лен.


-----------------------------------------------------------------------


Из моей ЛИЧНОЙ тетрадки:


-----------------------------------------------


Свадебная рубаха женская:


----------------------------------------------------------------

Рукав рубашки к женскому костюму. Закладное ткачество и вышивка. Из коллекции М. К. Тенишевой. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник.


---------------------------------

 Читайте так же:

Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Народный костюм 19 в.:жилет,казакин/кафтан,рубаха,штаны.Крой.Фото.
Старинное кружево на Руси прошлых веков. Часть 3.
Старинные кружево и вышивка на домашнем текстиле. Часть 4.
Смотреть и скачать КНИГИ о народном быте и одежде тут


4 комментария:

  1. СветЛана, здравствуйте! Меня очень интересует женский народный костюм: особенности кроя, пошив. Обучаете ли Вы индивидуально или в группах?
    С уважением, Ольга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга,добрый день!
      Обучение по народному костюму не делаю.Изучаю этот вид портняжного ремесла только для ознакомления.Специализируюсь на городском костюме.
      Если хотите научиться и есть вопросы по народному костюму,зайдите на швейный форум "Сезон в раздел костюма,где показаны и рассказаны как шить эти вещи в соответствующих темах.Там есть и про сарафаны, и как их шить, и про головные уборы и т.д...
      https://club.season.ru/index.php?showforum=24

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  2. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, известно ли вам,что носили именно на ногах под рубахой наши бабушки? у них были тоже панталоны, какие они были или это были подштаники? Буду очень благодарна за информацию.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, аноним.
    Вы имеете ввиду нижнее белье? Ничего не носили. Моя мама рассказывала, когда они жили в деревне, то сами деревенские не носили трусов(панталон),а моя бабка(1890 г.рождения), так как она приехала из Петербурга, носила панталоны.А ходили в туалет так крестьяне: расставят ноги и ...делают свои дела прямо там, где болтают/разговаривают.Панталоны в деревне носили единицы. А подштаники - это кальсоны мужские. Женские нижние назывались - ПАНТАЛОНЫ. О них на страницах блога есть тема большая.

    ОтветитьУдалить