Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

6.7.13

История БРЮК.Порты, панталоны,кюлоты,шоссы и проч. Виды и крой до нач. 20 в.

Брю́ки – деталь верхней одежды, покрывающая нижнюю часть тела и каждую ногу отдельно.

Часто имеется ширинка – прорезь, с середины 19 века застегивающаяся на молнию, пуговицы или кнопки. В разговорной речи для обозначения этого предмета одежды часто употребляется слово «штаны».

Порты древние (3 век до НЭ) подробнее см.тут :





-

Штаны


      Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было (да и есть) не у всех народов и не всегда. Например, в Древнем Риме штаны считались "варварской" одеждой, которую "благородному" римлянину носить было неприлично. Галлию (современную Францию) римляне называли не только "Галлия комата" – "косматая Галлия", из-за обычая тамошних воинов-кельтов идти в бой со вздыбленными волосами, но и "Галлия брактеата" – "Галлия-в-штанах", поскольку, в отличие от римлян, кельты носили штаны.

Исследователи считают, что этот вид одежды был занесен в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён и первоначально появился в связи с необходимостью ездить верхом.

****
Однако лично сама, как автор блога и практик по пошиву мужских штанов на любой период времени, считаю, что из-за изменения климата на планете ношение этого вида костюм стало просто неизбежным.
***

      Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами ("в шагу") вставляли ластовицу – для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи. 

      Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) – они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу. Но других данных об этом нет. 

      Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка – "гашника", вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. "Гачами" или "гащами" древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. "Гача" в смысле "штанина" кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается понятен смысл современного выражения "держать в загашнике", то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Позднейший украинский костюм в этом смысле является исключением. 

      Другое название одежды для ног – "портки", а также "ноговицы". 
      Знатоки русского языка пишут, что слово "штаны" пришло к нам из тюркских языков примерно в ХVII веке и первоначально произносилось "штоны", что ближе к оригиналу. 

      А слово "брюки" вошли в употребление только при Петре I. Это слово заимствовано из германских языков, а те, в свою очередь, некогда усвоили кельто-древнеримское "брака", обозначавшее всё ту же "варварскую" одежду для ног...
                                                                                                      /автор статьи М. Семенова/

------------------------------------

Для сравнения от меня, как автора блога:

КАК развивался крой штанов с 18 по 21 вв,


 предлагаю на примерах самим разобраться что к чему, при всем том, что нужно учесть и погодные отдельных стран и развитие промышленности и проч...

штаны 1720-50-е годы


 их общий вид...

 штаны на конец 18-начало 19 в-чертеж


вид штанов на начало 19 в.


 штаны - панталоны на 1828-35 годы

- этот вид штанов продержался до середины 19 века.



 Штаны-брюки на конец 19-начало 20 века и как они смотрятся в крое...


крой взят из книги: 

 "Полный академический курс кройки и шитья":

 Книга кроя мужского платья на конец 19,начало 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д.... 

Издание третье 1908г.

Построение основы брюк конца 19 - нач. 20 вв на пропорционально сложенных:



и т.д. см. по ссылке...

Конструкция брюк на последнее царствование из книги этой же книги
Из картинок видно, как точно кроилось по ноге и учитывалось все особенности фигуры.

Так же можно посмотреть

Книга кроя брюк 1913 г.Мужская мода нач.20-го века.

Кюлоты/бриджи XIX век




-------------------------------------------------------------------

 А это уже 

современное построение мужских брюк...


По картинкам видно КАК изменялся крой штанов. А именно видно ,что в штанах сначала не было вырезанной выемки на центральном шве, и только со временем она стала появляться, заодно и стал заваливаться до колена боковой шов задней части брюк...

------------------------

История штанов


Предпосылки к появлению брюк


Некоторые наскальные рисунки и исследования историков позволяют предполагать, что брюки носили уже в эпоху Верхнего Палеолита. К примеру, в книге Ю. В. Бромлея и Р. Г. Подольного  «Создано человечеством» содержится информация о найденных при раскопках под Владимиром останках людей, носивших брюки из меха 20 тыс. лет назад.

Однако официальная версия появления брюк склоняется к тому, что поводом создания подобной одежды стало неудобство ношения юбок во время верховой езды (приручение лошади, по разным данным, произошло приблизительно в 4000 г до н. э или 2500 г до н.э). В связи с этим, многие историки придерживаются мнения, что данный тип одежды появился на

Востоке, в частности, в VI веке до нашей эры, в Персии (современный Иран) брюки уже носились мужчинами-всадниками. Изначально подолы перетягивались ремнем, а в дальнейшем, с появлением предпосылок к производству кроеной одежды, стали выкраиваться шаровары, которые затем перекочевали в гардероб персиянок, в то время, как мужчины надевали их только во время участия в битвах.

В Европе брюки впервые появились у галлов и некоторых германских племен, а позднее о них узнали римляне, однако этот предмет одежды ими принят не был, поскольку считался «варварским», отсюда вытек запрет на его ношение.

Императорский указ, вводивший запрет на использование данной одежды, обещал в случае неповиновения лишение имущества и изгнание. Позднее брюки все же вошли в гардероб рядового римлянина в качестве повседневной одежды.

В империи прижились две модели: Feminalia, доходившие до середины икры или колена, и Braccae, доходившие до лодыжек.

Средневековье

Приблизительно до X века в европейской одежде преобладал распашной крой, характерный также и для Востока. Однако, примерно с X века, костюм европейца начинает постепенно модифицироваться: появляется более четкое разделение на мужскую и женскую одежду.

Романский период Средневековья подарил Европе профессию закройщика. В то время, как в средневековой Византии под длинную тунику надевали брюки свободного кроя, западноевропейские мужчины носили узкие брюки, скроенные из двух половинок или же брюки-чулки (шоссы), каждая брючина которых надевалась отдельно. Они могли крепиться к поясу или к куртке.

Шоссы носили представители обоих полов – мужчины в качестве верхней одежды, надевая на них короткие брюки; женщины прятали их под юбками. Спустя несколько столетий – в XV веке у мужчин в Италии появился весьма странный обычай носить шоссы, не совпадающие друг с другом по цвету.

/ист: сайт "Энциклопедия моды"/

--------------------


Шоссы

Материал из TrueHistory 

Шоссы - чулки. Брэ.

Шоссы изготавливались либо из шерстяного сукна, либо, на теплую погоду, изо льна. Дабы шоссы не сползали в процессе ношения, их крепили к брэ и делали подвязки под коленом. Подвязки могли быть из ткани или кожи, с пряжкой или без.

 На холодную погоду, на первую пару шосс могли одевать еще одну, более укороченную (иногда до колена). Получалось что-то вроде гетр. Также к низу шосс могли пришивать кожаную стельку.

--------------------------------------------------

*
Существует излишняя путаница в трудах, посвященных истории костюма, между брэ (шта­нами) и шоссами (чулками). 
Можно определить, что первые, вне зависимости от их длины, всегда спускались от талии, в то время как последние представляли собой гетры или
чулки со ступнями.
 С середины XII века штаны укорачи­ваются до колена и с этого времени становятся простым полотняным нательным бельем . Чулки, в свою очередь, превращаются в высокие выкроенные изделия из элас­тичного материала, плотно облегающие ногу. У бедра они расширяются, и в них заправляются укороченные штаны.
Вверху чулок имел клин спереди — отсюда он шнуром или ремешком крепился к поясу штанов, т. е. скользя­щему шнуру, что стягивал штаны у талии

Во многих случаях почти невозможно понять, по­крывают ли эти ранние чулки ступни целиком или толь­ко имеют «штрипки», как сказано выше. Впрочем, судя по всему, к последней трети XII века в обиход входят чул­ки со ступнями, с тонкими кожаными подошвами, кото­рые можно было носить без обуви .
*

------------------------------------

Существовало три варианта крепления:

1)в брэ проделывались две дырочки на уровне талии, такие же симметричные на шоссах, и сквозь них пропускался шнурок, который завязывался узелком;

2)на талии с двух сторон от брэ к шоссам спускались тканевые веревочки, которые крепились к шоссам;

3)вокруг талии оборачивали тонкий пояс, который продевался через прорези на брэ, и к этому поясу крепились шоссы.


--

Сшивные шоссы.

Примерно с середины XIV века шоссы начали сшивать вместе (первоначально только сзади), таким образом получились штаны в обтяжку. Впервые шоссы начинают сшиваться сзади не ранее середины XIV века. Уверенно можно говорить о распространении этого явления в последней трети XIV века.
Первый из дошедших примеров, иллюстрирующих соединение шоссов сзади - пурпуэн герцога Блуасского (1360-е гг.)

На спинке и полочке которого хорошо видны завязки для шоссов (семь пар), из которых одна пара расположена точно по центру спинки, что указывает на соединение шоссов сзади и превращение их в штанины.

Шоссы привязываются к дублету( в данном случае автор настаивает на дублете). Изначально их "пояс" располагался на 10-15 см ниже уровня талии, но постепенно он поднимается выше. Линия переда и линия зада выравниваются.
 Спереди располагался гульфик. Открытая часть могла привязываться шнурками к дублету у талии, используя две пары отверстий, по одной с каждой стороны.

 Гульфик кроится отдельно: его более узкий конец пришит к клину в заднем шве, а его верхняя часть привязывается к шоссам через отверстия с обеих сторон открытой части CF. Показанные шоссы были самыми распространенными и самыми легкими в изготовлении.

Добиться прилегания шоссов, без морщин и складок, вполне возможно, но это повлечет за собой ограничение движения, так что большинство шоссов мешковато в коленях и сзади. Свобода движения получается скорее за счет удлинения, чем за счет расширения изделия.

 Шоссы должны хорошо прилегать к икре и быть более свободными вокруг лодыжки, чтобы стопа могла беспрепятственно проходить. Рекомендуется начать с пошива не сильно прилегающей версии. Попрактиковавшись, Вы сможете сделать более узкое изделие.

-----------------------------------





Развитие моды на брюки(штаны)

-плунды,ренглавы, кальесс и др.

В Испании, Англии и Франции в XV-XVII веках наиболее популярны короткие модели брюк, широкие или облегающие. Весьма распространена была модель «плундры» – брюки с разрезами, под которыми имелись подкладки. Эти брюки в разговорах называли «штаны с начинкой», а на их пошив уходило несколько метров шелка.

Отчасти распространению этой модели способствовали немецкие наемные солдаты – ландскнехты. Именно они подвязывали лентами изрезанные в боях брюки,  а в сами прорези одежды заполняли другой тканью, отличающейся по цвету от основной.

В XV веке в Испании появились комичные, напоминающие подушки «кальсес». Их набивали самыми разными материалами: паклей, сеном, пером и конским волосом. В самих кальсес делали разрезы, чтобы знатные мужчины могли демонстрировать дорогую ткань нижних брюк. В XVII веке кальсес представляли собой брюки свободного кроя длиной ниже колена, часто с обилием пуговиц по бокам. В XIX веке в Испании словом кальсес называли штаны матадора.

В середине XVII века Европа едва не вернулась к мужским юбкам. Голландец Ренграв, бывший послом в Париже, предложил носить поверх обычных штанов широкие и короткие с оборками. По имени своего создателя брюки и стали называть ренгравами. Длина их доходила до середины бедра.

 Ренгравы обильно декорировались лентами, а сами брюки создавались из полосок цветных тканей. Зачастую их пришивали поверх обычных брюк. С этой моделью обычно надевали накидку. Брюки пришлись по душе Людовику XIV, благодаря чему в Париже эта модель была популярна около сорока лет.

В XVII-XIX веках правили бал кюлоты – короткие брюки, застегивавшиеся под коленом. Модель считалась парадной, и носили ее только аристократы. Известно, что во время Великой Французской революции знать называла небогатых, революционно настроенных людей, носивших длинные брюки, санкюлотами, то есть «без кюлот».

Однако, некоторое время спустя, потомки этих аристократов сами стали носить такую одежду. Для того, чтобы длинные брюки не собирались в складки и были идеально натянутыми использовались штрипки, которые  в России получили название стремешки.

------


--------

Конец XVIII века подарил не только свободу Франции, но и новую модель брюк – панталоны.


Длинная модель, полностью покрывавшая ноги, получила свое название благодаря театральному герою Панталоне, носившему именно такие брюки. В Англии модель также стала весьма распространенной, и к середине XIX-го века была самой популярной уличной одеждой. Укороченный вариант этой одежды использовался женщинами в качестве нижнего белья. Тем более, если учесть, что климат в Европе к тоум времени стал очень холодным. Например в 1816 году назвали годом зимы...

В XIX веке появляются также шорты, получившие свое название от английского слова «short» – короткий. По данным некоторых исследователей шорты были частью униформы британских колониальных войск.




Другие историки моды считают, что родилась модель в Кембридже, а придумали ее студенты, занимавшиеся водными видами спорта. В любом случае данный вид одежды до сих пор пользуется популярностью как среди мужчин, так и среди женщин.

В конце XIX века появляются и брюки-галифе, облегающие снизу до колен и широкие сверху. Такие брюки в России получили свое название по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе и, впоследствии, вошли в состав униформы красноармейцев.

Известные любители верховой езды, англичане, создали для удобства конных прогулок бриджи – укороченные до середины икры или колена брюки, закрывающие поясницу.

В США в XIX веке, благодаря стараниям Леви Страусса, появились и любимые во всем современном мире джинсы, которые сегодня отличает широкий модельный ряд, универсальность и комфорт при ношении.


-------------------------------------

Восток и брюки (штаны)


Поначалу в Древнем Китае с неприязнью отнеслись к «варварской моде», и брюки были непопулярны, но с появлением кавалерии все же стали активно использоваться, причем не только мужчинами.

 Более того, ношение женщинами под юбками этой детали было обязательным.
 Помимо всего прочего, такие брюки выступали еще и в качестве нижнего белья.
Традиционные японские брюки хакама изначально были только мужским видом одежды.

  Такие брюки разрешалась носить лишь самураям, аристократам и священникам. Однако вскоре их стали носить и женщины.

Хакама – это традиционные японские широкие штаны, с широкими штанинами, напоминающие юбку. Простые люди могли надевать эту одежду лишь по большим праздникам (к примеру, на собственную свадебную церемонию).


------------------------------------

История брюк на Руси.

В допетровской Руси штаны надевали поверх исподницы. Царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты. По описям XVI-XVII вв известны штаны «холодные, стеганые и теплые», то есть с меховым «исподом», который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых.

Более употребительным в народе было слово «порты». Кстати, от него произошло слово «портной». Порты были немудреным изделием из двух штанин, между которыми вшивали клин – ширинку. Держались порты на гашнике, веревочке или шнурке; шить их полагалось из холста или пестряди; самыми модными считались синие апорты в полоску или елочку.
......

"Гащами" славяне называли ноги, а одежду для них - "гачами".
В словаре Даля мы найдем множество названий: штаны, брюки, надраги, остегны, гачи, наговицы. Но в современном мире более привычным для нас, конечно же, остается название "брюки". Без этой одежды и ее различных разновидностей мы уже вряд ли сможем обойтись, начиная практически с ползункового возраста.
...
Но со второй половины XIXв крестьянин сменил порты на штаны – они были на поясе и застегивались на пуговицы. Порты стали надевать на работу, большей же частью они служили исподней одеждой.

По праздникам мужики надевали плисовые шаровары из х/б бархата, с карманами, заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки.

В селах, живших ремеслами по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными – до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до 14-15 лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны появлялось только за два года перед женитьбой.

Лучшие изделия шились из сукна, привозимого из голландского города Брюгге, из ткани, которая называлась "брюкиш". (Тем не менее, само слово брюки тюрского происхождения и означает "сдвоенная юбка" или "двойная юбка").
Брюки в России сначала тоже были короткими (кюлоты) и только крестьяне по-прежнему носили порты, а рабочий люд ходил в длинных штанах, заправляя их в сапоги.
Со второй половины XIX века сельские жители сменили порты на штаны с поясом и застежками на пуговицах. Ближе к концу XIX века брюки стали носить навыпуск, практически как в европейских странах.
...



Европейский вид брюк в России появились благодаря Петру I. 


В 1700 году последний царь всея Руси, вернувшись из Нидерландов, издал указ, согласно которому всем дворянам и городским жителям надлежало отказаться от привычного старого костюма и носить чулки и кюлоты.

Тогда же и появился термин «брюки», происходивший от голландского «broek», переводившегося как «штаны моряка».Однако сам термин вошел в обиход полностью только в конце 19 века, а до той поры верхние штаны называли еще пантлонами. 


-------------------------------------------

 В последние годы Российской Империи 

почти все военные брюки назывались-шаровары(длинные-поверх сапог, укороченные-в сапоги).А брюки кавалеристов(не казаков) -называются рейтузами, по виду они более узкие, чем пехотные шаровары.
Давайте рассмотрим,что же такое - казачьи шаровары на подлинном изделии.
итак:

Шаровары офицерские Донского или Сибирского казачьих войск

Российская Империя
Синие шаровары с алыми лампасами, пуговицы маркированы клеймом "Патентъ, Россiя".

Шаровары являлись принадлежностью формы степовых казачьих войск - Донского и Сибирского. Ткань шаровар имеет повреждения.

Оригинал.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение
Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

На картинках видим БОЛЬШУЮ заднюю верхнюю часть шаровар+ширина по ноге.

......................

Галифе́ (от фр. Galliffet) — брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах. Русское название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830—1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями. В 1980-х годах галифе вошли в женскую моду, а в 2000-х — в мужскую.

----------------

История названия галифе


Согласно историческому анекдоту, французский кавалерийский генерал Гастон Огюст Галифе во время франко-прусской войны (1870—1871) получил ранение, из-за которого его правое бедро оказалось изуродованным и неестественным образом искривленным.

Так как военной формой кавалеристов были облегающие лосины, то генерал стал редко выходить в свет. Но однажды к нему в гости пришёл старый боевой товарищ — полковник Ковенкюр, который принёс приглашение на бал, устраиваемый правительством французской республики.

 Полковника сопровождала его дочь Анна-Мари, которой удалось уговорить генерала Галифе туда поехать. На балу генерал появился в совершенно неожиданных брюках, которые были чрезвычайно свободны в бёдрах, но сильно заужены от колена.

Несмотря на такой покрой, брюки комического эффекта не создавали, а Анна-Мари, послав генералу через весь зал воздушный поцелуй, сказала: «Ах, генерал, какая прелесть! Вам так идёт этот наряд!». Через несколько месяцев генерал (на тот момент пожилой вдовец) женился на ней.

подлинник
источник
Прикрепленное изображение   

На самом деле, имя генерала эти кавалерийские брюки получили только в русском языке, а по-французски они называются просто culotte bouffante (брюки с напуском). Брюки подобного рода использовались во многих армиях и до генерала Галифе, однако во французской кавалерии их ввел именно он в бытность свою военным министром.

.................................

Бриджи

Бриджи (англ. breeches или britches) — короткие брюки до колен, плотно охватывающие ноги.
Исторически (в XVI—XVIII вв.) часть стандартного западноевропейского мужского костюма, также известная как кюлоты; в более поздние времена носились с высокими сапогами и использовались для верховой езды. Используется как элемент спортивной формы в американском футболе, бейсболе и др.

"...

Бриджи хлопчатобумажные для начсостава Красной Армии.

Бриджи состоят из двух передних и двух задних половинок со швом под коленом. По линии бокового шва бриджи имеют боковой разрез (шлицу), застегивающийся на две пуговицы. Застежка бридж спереди на металлический крючок и на пять пуговиц, из них: три на гульфике и две на поясе.

 Стяжка с подкладки пояса застегивается на одну пуговицу. Пояс-корсет выстегивается в косую клетку и строчится по линии пришива и вверху на 0,2 см от края. Карманы боковые долевые, один часовой карман, имеющий шлевку для пристегивания часового ремешка, и один задний карман с клапаном, застегивающимся на сквозную петлю и пуговицу. Для стягивания брюк в боковые сусоны (ниже пришива пояса) втачиваются затяжники.

К затяжнику с левой стороны пришивается металлическая пряжка. Низки брюк имеют штрипки, застегивающиеся двумя петлями на пуговицы нижней шлицы.

В ряде отдельных случаев при производстве хлопчатобумажных бридж на поясе допускалась застежка на одну пуговицу (вместо двух), а в низках штанин - завязки (вместо пуговиц)"

/ист:tankuniform/
.............................


Штаны РЕЙТУЗЫ походные суконные кавалерийские на 18 пуговиц по бокам.



Дополнительно разговор о штанах и рейтузах+крой можно посмотреть ТУТ
Немного информации из инета:

РЕЙТУЗЫ — штаны для верховой езды. В начале XIX в. в русской армии для всех чинов кавалерии и офицеров пехоты были введены так называемые походные рейтузы — из серой ткани, на 18 боковых пуговицах с каждой стороны.

... Походные рейтузы
Источник

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Хотя Устав и предписывал надевать их только в походе, на самом деле этот предмет униформы наряду с кителем служил нижним чинам повседневной одеждой. При этом рейтузы нередко носили сверху чакчир для большего сбережения последних.

В мемуарах графа Д. Остен-Сакена, бывшего офицером Елисаветградского гусарского полка с 1804 по 1811 год, есть описание обычных полковых конных учений: «Первый взвод делает «левое плечо кругом»; полк несется во все лопатки; заносливые лошади уносят; пуговицы рейтуз, надетых поверх чакчир, у фланговых отделений рвутся; рейтузы болтаются…»
 Здесь идет речь о 18 пуговицах, нашитых с каждого бока рейтуз.

 Рейтузы было легко снимать и надевать, но при быстрой езде верхом, судя по этому отрывку, они доставляли гусарам некоторые неудобства.

В 1814 году пуговицы отменили, сохранив весь прежний покрой этой весьма практичной вещи. Вместо пуговиц рейтузы стали украшать двурядные лампасы (каждый ряд шириной в вершок — 4,4 см) и выпушка в боковом шве по цвету воротника на доломане.

В 1802 году походные рейтузы делали из серого сукна (шло 2 аршина по 65 копеек каждый). Подкладка была из холста (6 аршин по 8 копеек каждый). Внутренний шов закрывала накладка из черной кожи шириной в 3 вершка.

 Пуговицы изготовляли из дерева и обшивали сукном одного цвета с рейтузами.

Стоимость этого предмета обмундирования достигала 2 рублей 24 копеек (для нижних чинов), срок службы определялся в три года.

 Офицерские рейтузы не имели кожаной обшивки в шагу, пуговицы на них вместо деревянных были металлическими. Эту одежду можно назвать универсальной. Рейтузы носили все кавалерийские части армии Александра I, а также офицеры пехоты вне строя и на походе..."

-----------------------------------------------------------

Брюки/штаны с лацбантом.Крой, реконструкция,подлинники


Брюки 1830 г.

Вспоминают, что первый денди Браммелл, всегда следивший за безупречностью своих брюк, придавал большое значение подтяжкам, поскольку они, и придуманные им штрипки, не позволяли морщить штанинам.


......................................................................................................................

Из книги "История костюма 1200-2000" 

/Джоанн Нанн/

...Рубашка в период с1810-х стала более прилегающая на плечах, с кокеткой на спинке и более узкими рукавами, а к 1830 г. оборки спереди были заменены вертикальными складками или защипами, за исключением вечерних нарядов. Ворот превратился в высокий "стоячий" воротник с жесткими углами, которые возвышались над галстуком. ..

Подштанники могли быть короткими(до колен или выше) и широкими, завязанными спереди лентой, а позади тесемками; или длинными до щиколотки, иногда со штрибками. Они поддерживались подтяжками, пропущенными через отверстия на талии; после 1845 г. отверстия были заменены ленточными петлями.

Длинные подштанники были известны как "траузерс" (брюки), вероятно это название произошло от одежды с широкими штанинами, которая застегивалась спереди без ширинки и достигала лодыжек, её носили моряки или солдаты в 18 веке. С начала 19 века так стали называть верхнюю одежду...

К 1816 г. свободные штаны ниже колен-бриджи(кюлоты)-надевали только с вечерней одеждой, для верховой езды или при дворе, где они были обязательными. Вместо них с 1795 по 1850 г. носили тесно прилегающие панталоны, сначала они заканчивались ниже голени, а позже у лодыжки(кюлоты), обычно имели разрез с одной стороны, а в 1840-- штрипки. Для дневного туалета с 1807 г. в моде были брюки. 

В начале они имели небольшой откидной клапан-застежку(лацбант), но в 1840-х в обиход вошли ширинки(гульфики).Панталоны заменили вечерние бриджи к 1850м г.Иногда трудно найти различие между пантлонами и брюками,т.к. эти термины были взаимозаменяемыми. 

"Казаки" были широкими штанами, присборенными на талии и стянутыми шнурками вокруг лодыжек. Говорят они были созданы под впечатлением от костюма казаков, сопровождавших русского царя на церемонию заключения мира в 1814 г. К 1840г., потеряв большую часть своей мешковатости, приобретя двойные,а затем одинарные штрипки, они стали известны как брюки в складку...

-----------------------------------------------------------------------------





--------------------------------------------------------------------

Женские брюки



В отличие от некоторых стран Востока, где женщинам брюки носить было просто обязательно, в Европе этот тип одежды до рубежа XIX-XX вв считался исключительно мужским.

Вплоть до XVII века несогласные с этим мнением и решившие появиться в «мужской» одежде представительницы прекрасного пола зачатую отправлялись на костер.

Подтверждением тому служит Жанна Д’Арк, которая одной из первых отважилась надеть брюки.

В XIX веке этот тип одежды был слабостью французской писательницы Жорж Санд, которая носила брюки несмотря на неодобрение окружающих.

Долгое время брюки позволялось надевать женщинам только в качестве рабочей униформы, а также для конных прогулок. К тому же, в конце XIX века некоторые женщины стали надевать брюки для катания на велосипеде.

С 1930-х годов начинается активное и демонстративное ношение брюк великими голливудскими актрисами, например, Марлен Дитрих и Кэтрин Хэпберн.  Во многом благодаря им, брюки стали восприниматься как обыденная часть женского гардероба.

Во время Второй Мировой войны женщины, работавшие в тылу в выполняющие мужскую работу, для удобства носили брюки. Этот тип одежды становился все популярнее, к примеру, летом 1944 года стало известно, что продажи брюк выросли в пять раз по сравнению с 1943 годом.

В 1960-м году брюки были впервые преподнесены Андрэ Куррежем, как модный элемент женского гардероба, и с этого времени он стали полноправной его частью, не вызывающей осуждения общества.

Популяризации брюк способствовали и знаменитые модельеры: Коко Шанель и др., которая сама облачалась в этот предмет одежды, и Ив Сен-Лоран, представивший миру моды первый брючный женский костюм.
Подробнее о истории ношения штанов именно женщинами мною написано тут:

Женская мода на брюки.История.Подлинники.Фото.
Интриги и забавы женщин в мужской одежде до 19 века.

-----------------------

читайте так же:

Подлинники мужской одежды 1840-1855 г.Часть 5.
Книга кроя брюк 1913 г.
Подлинники мужской одежды.Часть 2. Штаны
Кюлоты для балов 18-19 в.подлинники,реконструкция.
Брюки/штаны с лацбантом.Крой, реконструкция,подлинники
Кальсоны-панталоны мужские  конец 18-начало 19 в. шьем сами-МК.
Штаны-брюки мужские на начало 19 в.-МК: шьем сами

11 комментариев:

  1. СветЛана, подскажите, пожалуйста, в тот период когда на балы панталоны уже можно было надевать, но ещё носили штрипки, допустимо ли было в таком виде придти на бал? Допустим, картинка из Костюм Паризьен за 1822 год, которую вы приводите, может быть образцом для бального костюма?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Гита.
      Панталоны - так назывались штаны в 19 веке.Были длинными и короткими(кюлоты). Короткие панталоны белые до середины 19 века были обязательные для балов.И носились с чулками. Для военных кюлоты(короткие панталоны) носились с длинными штрибками,т.к. надевались в сапоги.Длинные штаны(панталоны) носились со штрибками вплоть до начала 19 в.

      Удалить
  2. СветЛана, добрый день! Большое спасибо за ваш блог! Сейчас работаю над миниатюрой русского гусара периода 1809 года и возник вопрос по швам на чикчирах. В частности, на портрете полковника Давыдова работы Кипренского (http://enews.md/media/img/blogs/big/00000024/87049de4e2da93e41e385605293ab880.jpg)виден только центральный шов, а бокового и шагового нет. С отсутствием шагового всё понятно (благодаря вашему блогу), а вот боковой? Просто не виден или это что-то типа шоссов со швом сзади?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Вадим!
      Спасибо за отзыв...)
      Боковой шов, конешно же, есть!)Как и центральный(между ног).

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  3. СветЛана, огромное спасибо! Думаю, надолго не прощаемся :)
    С уважением, Вадим.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана, будьте так добры, помогите советом. Из какой ткани вы создали Кюлоты (короткие панталоны) для балов на начало 19 века. Порекомендуйте пожалуйста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Для балов использовалось тонкое сукно.

      Удалить
  5. СветЛана, добрый день! Подскажите, пожалуйста. Я шью шаровары на Гражданскую войну из костюмной шерстяной ткани. Нужно ли делать обработку припусков швов и какую? Мне кажется, что запошивочные швы на такой ткани будут выглядеть не очень хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Alivita, добрый день!
      Спасибо,что заглянули на огонек!
      Во времен аГражданской(1914 год-так?) войны делали именно запошивочный шов. На гимнастерках тоже.Если сделать все аккуратно и хорошенько приутюжить,то все будет выглядеть наилучшим образом и не очень толсто.
      Для сравнения: на джинсах фирменных тоже запошивочный шов есть...)

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить