Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

14.2.20

История костюма Средневековья XI - XIII веков - коротко.

К темам покроя для театральных костюмов средних веков позвольте напомнить немного исторических данных о самих костюмах 11- 13 веков.

Полагаю, что небольшой экскурс в историю костюма будет интересен как любителям театра, истории и реконструкторам одежды.

В дальнейшем постараюсь историю костюм этого времени рассмотреть в блоге подробнее.

К периоду до XVI  века уцелело очень немного предметов одежды.
 Большинство историков  в написании своих книг о костюме пользуются или предметами искусства или написанными сагами, сказаниями и прочими литературными источниками того времени.

Конец средневековья - 

это великолепные соборы и романтические замки, религиозный пыл, крестовые походы, рыцарство, изысканная любовь и люди в пышных одеждах со шлейфами, чья грациозность и устремленность вверх перекликались со архитектурным стилем XII-XV  столетий - готикой.

За таким романтическим образом можно не заметить борьбу за власть между феодалами, давление церкви, зарождение буржуазии, принижения женщин, алчность рыцарей-крестоносцев , неудобство жизни в холодных замках, тяжелого удела крестьян и рабов, и болезни - чумы, которая угрожала всем слоям общества...

---------------------

Немного истории об одежде 11-13 веков.


Рассматривая историю костюма всего средневековья по свидетельствам того времени, что люди зрелого возраста придерживались (за исключением формы при дворе) моды их юности.
Знать и мелкопоместное дворянство, удаленные от двора или столицы отставали от моды.
И это отставание из-за не развитого технического прогресса стало сглаживаться только с конца XIX века.

Практически на протяжении всего Средневековья в костюме было два стиля, конфликтующие между собой:
- величественный, предпочитающий длинные, просторные одеяния и
- щегольской, выступающий за веселье и оригинальность.
Часто два этих течения сосуществовали или даже смешивались.

Например, длинные судейские мантии украшались зубцами, маутрами и т.п., чтобы привести в соответствие с городской модой.

Кстати и в наши дни людей гуманитарных профессий отличают длинные и просторные формальные, парадные одеяния...
В старые времена костюм был, что называется "классовым элементом"...
-----

Однако, по теме:

Скандинавы.


Из северных саг и песен с периода XI по XIII столетие можно узнать о вошедшей тогда в употребление одежде.

 Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп.
Довольно узкая рубаха (мирта), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе.

Шилась рубаха из полотна и льняных тканей, а в высших кругах - из шелка.
Очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шили из полотна, сукна и мягкой кожи, поддерживались они поясом из кожи или из той же ткани, что и сами штаны.
Длинные облегающие внизу штаны назывались брокер.
С ними носили длинные носки и чулки.

Бог воинской доблести Тюр.
Миниатюра XVII в.

Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязанной к ноге ремнем.
В теплое время носили куртки из шерстяной ткани, в холодное время  - из меха.

В XII столетии знатные люди носили куртки очень длинные и даже со шлейфами. Рукава одежды у знати были богато отделаны,а пояса металлические из подвижных частей и украшенные пряжками. К поясу на цепочке был пристегнут нож или меч.

Фалдонами назывались плащи из меха и шерсти, которые накидывались сзади на плечи...
Так же плащи были из шелка, застегивавшиеся на плече, украшенные мехом и вышивкой.

Головным убором служила низкая с бортами шляпа их кожи, войлока или меха.
На руки в холодное время надевали рукавицы.


Женский костюм со временем под влиянием иноземцев стал отличаться от мужского.
Появляется длинная рубаха с большим вырезом, причем вырез на груди прикрывался платком.
Шились из шерсти.а знать - из шелка с роскошными вышивками по краям.

Верхнее платье , согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходилось книзу широкими складками.
Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие, в талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом.
На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили для женщин мужские плащи, где в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном.
Пользовались женщины шляпами, перчатками и башмаками такими же, как и мужчины.

---------------------------------

Норманны.

*
Норманны – это скандинавы. Это те, кого мы называем викингами. 
Нормандцы в свою очередь являлись их потомками, но это ни в коем случае не викинги.
*

Мужчины из Нормандии носили опоясанные полудлинные куртки без складок в поясной части.
Знатные люди носили под такой курткой нательную рубаху, низшие сословия начинают пользоваться такой рубахой лишь с XIII века.

Длинные куртки служили старикам долго, знатная молодежь вскоре перешла к коротким.
Плащ имел прямоугольную форму и скреплялся на правом плече пряжкой.

До XII  века плащи шились из шкур, после стала употребляться и шерстяная материя.
Норманны носили длинные штаны или чулки  - шоссы, они обертывались до колен, а иногда и до ступни повязками.                                                                                                               Чулки делали из полотна, сначала одноцветного, а затем и полосатого. Богатые - из шелка.                                                                                                                                   Обувью служили полусапожки, нечто вроде кожаного чулка.                                                        Головным убором служил плотно прилегавший к голове чепец, завязывающийся под подбородком, были и шапки из сукна в виде зонтика.                                                                                            Перчатки считались большой роскошью: их носили только знать, духовенство и короли.                                                                                          В XII столетии появляется стремление к роскоши в одежде и она у знати резко меняет формы.

Рукава делаются шире и длиннее, ниже кистей рук и откидываются назад. 
Поверх короткой куртки часто носили еще и плащ полудлинный, который нередко подбивался мехом.
Обувь становится остромысой...


В царствование короля Стефана (Англия 11-12 век) в высшем обществе появляются даже и парики...                                                                                                                                                        В XII веке снова произошла резкая перемена:начинают носить короткое одеяние, рукава становятся очень узкими, что из шьют до локтя раздвоенными и застегивают после того, как рука уже продета...                                                                                                                             Плащ с капюшоном падал до икр, шитый из грубой шерсти либо из более тонкого материала.                                                                                                                                           Кроме древней обуви у знати были еще и сандалии, состоявшие из кожаной подошвы с повязками ил ремешками...                                                                                                                                 Вместе с длинными, искусно завитыми волосами стали носить бороду и усы...
У каждого короля была корона особой формы, украшенная каменьями и жемчугом - эдакий венец...


Норманнские женщины носили сначала поверх рубашки длинное платье, с такими же узкими рукавами. как и у мужчин, где между пуговицами или шнурками виднелась белая рубаха. Платье в верхней части было узкое, а к низу - расклешенное и очень широкое.

Шейный вырез, рукава и нижний край верхней одежды обшивались широкими роскошно вышитыми полосами.
К концу XII столетия стали преобладать короткие рукава.
К платью появился и пояс.


Покрой платья остался тот же, однако, чтобы придать форму груди, стали вшивать спереди и сзади твердые пластинки, стягивавшиеся шнурами. 
Чтобы предоставить сильно стянутыми грудям больше места, переднюю часть платья от конца грудной клетки до шейного выреза стали делать из двух частей. нижняя часть выкраивалась дугообразно, а верхняя образовывала нечто вроде мешка для грудей.

Длинный плащ надевался по -прежнему на плечи, завязывался его спереди на груди.

Головной платок стали поддерживать на голове бантом или обручем.
В конце XII века женщины стали прятать волосы под сетку, на которой лежал чепец, берет или головной платок.


Военная одежда норманнов

отличалась от одежды других народов того времени...

*
- однако об этом уже в другой раз...
*


Французский костюм.

В XI веке во Франции начался расцвет рыцарства.
К этой эпохе относится так называемая блуза - блио.

Её носили и простые граждане и военные. 
Это была шерстяная или шелковая нижняя рубашка с разрезами по бокам.
Сначала эта блуза была короткой.
Женщинам она заменяла нижнее платье и кроилась с широкими и длинными рукавами.
Она надевалась на нижнюю льняную рубаху. 
Женский костюм состоял из двух туник-платьев: нижняя узкая в рукавах и длинная и верхняя более свободная - короткая, которая часто стягивалась поясом.

Панталоны мужские были свободного покроя. 
  Женский плащ стал простым по типу античного, он обертывался вокруг головы и шеи.

Со временем одежда становится изящнее и наряднее.
Внимание сосредотачивается на покрое платья и на красивом сочетании цветов.


  С расцветом в других странах прядильной промышленности изменяется и вид одежды.
Уходят отделки каменьями и золотом,а на смену для костюмов знати приходят расписные -вышитые золотом шелка из Японии, Испании и др. стран.

Менее зажиточные люди шили платья из шерстяных тканей, среди которых преобладали именно пурпурные цвета.
На ногах женщины носили остроконечные башмаки, а на голове особый убор в виде венца.

Между прочим, при дворе существовал обычай левой рукой слегка приподнимать край плаща, а два пальца правой продевать за позумент, который таким образом оттягивался к низу.
Обычай этот был распространен не только среди дам, но и среди мужчин.

Так же было принято приподнимать левой рукой край верхнего платья в том случае, если плащ был снят. Что заставляло обращать внимание на цвет нижнего платья.

Полотняные панталоны уступают место длинным узким панталонам вроде чулок.
Старинные полотняные панталоны становятся достоянием простого народа, который прячет их концы в гамаши или сапоги.

Костюм принимает еще более женоподобный вид благодаря пышным кудрявым волосам и бритому лицу.

Французский костюм 12 века.

К концу XII - началу XIII века относится появление главнейших элементов, из которых впоследствии сложился костюм XV века.

Платья некоторых дам были очень длинны и широкими складками ложились вокруг ног.
Мужчины многие носили с Х века особые костюмы, состоявшие из двух разноцветных половин, в состав костюма входила отороченная мехом туника.
Дамы так же одевали одежду, сшитую  из полос ткани разного цвета.

К концу XIII века романтическое рыцарство начало исчезать.

Горожанин и всякий штатский человек начинает защищать свои права, он старается соперничать с рыцарем не только в привилегиях, но и в костюме.

-----------------------

/По книгам Комиссаржевского ,
 Д.Нанн :"История костюма",
Келли,Швабс:"История костюма и доспехов"
+картинки из соц.сетей/
----------------------------

Одежда 12-13 века разных стран: Средневековье.



 







-----------------------------------------------

Читайте так же:

Книга: К. Холкебоер: "Выкройки для театральных костюмов..." : Часть 2: Костюм Древнего мира до XI века.
Крой костюмов XII-XIII вв по книге Кэтрин Холкебоер: "Выкройки для театральных костюмов..." Часть 3.
Крой костюмов позднего Средневековья XIV-XV вв по книге К.Холкебоер: Часть 4.
История костюма позднего Средневековья (XIV-XV вв) в картинках.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1: X-XVIII вв.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв. Часть 2: XVIII-нач.XIX вв
ЖЕНЩИНЫ -ВОИНЫ. Часть 1: древний мир: амазонки и женщины-самураи
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 2: XI - XVI вв.
Складка Ватто на платьях XVIII века- Часть 1:История, подлинники.
Платья XVIII века со складкой Ватто - Часть 2 : Подлинники в деталях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий