Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

25.5.24

Книги за 1886 и 1892 г. по крою и пошиву женской одежды. История костюма к 1880-1890-ым гг. Подлинники.

"..А овцы? Они точно живая карикатура на наших - извините!- щеголих: турнюры у них такие, что обладательницы едва влачат их за собою, будучи перевешиваемые назад..."
"...в Англии до сих пор дамы носят преогромные турнюры, несмотря на то, что в Париже их почти оставляют: очевидно, что щуплым англичанкам пришлись по вкусу различные искусственные утолщения...
- отрывки из произведения И.П. Горизонтова "Путевые очерки и картинки", 1890 г.

Представляю вашему вниманию интересную книгу : "Hecklinger's ladies' garments", Нью-Йорк, 1886 г., представленную в свободном доступе библиотекой Internet Archive

Книга на английском языке, но текст можно легко перевести с помощью он-лайн переводчика + картинки в книге даны ясно и понятно.

В книгах можно прочесть не только как построить верх, но и собрать-задрапировать юбку модную и сложную на тот период времени: с множеством оборок, отделок, турнюром и корсажному верху, а так же как чистить одежду и многое другое. 

Прежде чем приступить к обзору книг, предлагаю немного вспомнить историю женского костюма того времени.

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА к 1880-ым годам.

Вторая половина 19 века была пронизана верой в безгрешность науки и неизбежностью прогресса западной цивилизации. Достижения в технических и прикладных науках и технологических процессах в Европе и Америке создавали конкуренцию и вели к процветанию, а колониальная экспансия поддерживалась необходимостью в импорте сырья и иностранных рынках.

 В области одежды изобретение швейной машинки в 1850-х годах, все возрастающее использование техники в текстильной промышленности и распространение универсальных магазинов вносили свой вклад в доступность моды для различных слоев населения.

Наряду с Францией - законодательницей мод и Англией  с её консерватизмом во всем и классическим стилем в одежде, в модные тенденции костюма и Америка, превратившись в могущественную и влиятельную страну к 1870-им годам, стала вносить свои правила. Увы, царская Россия, хоть и тянулась к развитию у себя легкой промышленности во всех областях, лишь копировала женские моды как в их изготовлении, так и в самих направлениях дизайна, в отличие от пошива мундиров...

К концу 19 века наиболее широкое развитие получило массовое изготовление одежды. Современники жаловались, что уже невозможно на улицах отличить богатое сословие от среднего...

Оформление интерьеров и одежда второй половины 19 века отличалась чрезмерной усложненностью, а порой даже уродливостью. Это был период расцвета театра с его "артистическим стилем" костюмов.

С 1850 годов к 1870 г. усилился рост интереса в обществе к занятиям спортом у обоих полов. Для состоятельных людей к верховой езде, стрельбе и охоте прибавился парусный спорт; другие виды спорта, доступные людям с более скромными доходами, в особенности растущему среднему классу, включая крокет ( часто заменявшийся теннисом, особенно в Америке в 1870-х), стрельбу из лука, гольф, хоккей и крикет (женские команды были сформированы в 1880-1890-х годах).

Все эти занятия требовали специальную форму: дамские костюмы для верховой езды(амазонки), английские костюмы для гольфа, короткие юбки для тенниса; с конца 1860-х в женских магазинах были замечены купальные костюмы...

Сам факт, что женщины катались на велосипедах в громоздких юбках 1880-х, почти столь же невероятен, как и то, что они поднимались в горы в турнюрах. К 1890-ым необходимость в "раздвоенном" костюме для езды на велосипеде назрела настолько, что женщины включили в свой гардероб раздельные и мешковатые бриджи, названные "блумер"...

Требование неизбежных перемен во всех сферах общества второй половины 19 в. давали сильный толчок к появлению новых модных фасонов одежды. Осознавая все это прогрессивно мыслящие люди ощущали необходимость в реформе одежды, особенно женской...

Во второй половине 19 в. отделке женского нижнего белья стали придавать все большее значение, оно стало более изысканным и соблазнительным, достигну вершины в 1890-х , когда появились вычурные и претенциозные нижние юбки "фру-фру"**.

**Фру-фру (фр. frou frou — звукоподражание шороха, шелеста или шуршания) — деталь дамской одежды последней трети XIX века, широкая оборка из сильно шуршащей шёлковой ткани, пришивавшаяся к турнюру, так же называли нижнюю юбку с такой оборкой или зубчатыми или плиссированными оборками. Дополнительный эффект «фру-фру» также создавал при соприкосновении с оборками нижней юбки подшитый под платье чехол из шёлка и тафты. Шелест сборки при движении считался женственным и элегантным.

Название "нижняя юбка" в 19 в. стало относится только к предметам нижнего белья, тогда как раньше так называли видимую нижнюю юбку или простую юбку платья-гаун***.

***Гаун, упелянд, пелланда - свободная верхняя одежда, надевалась через голову или как халат, часто с фестонами по подолу и рукавам.

Нижние юбки в 1870-х годах следовали форме верхней юбки и кроились с обручем по линии бедер для образования выпуклости, подобно второй или третьей юбке в последующие десятилетия.

Корсет в 1870-х становится более жестким, чем в середине века и немного длиннее, корректируя линию бедер. В это же время появились эластичные подвязки, прикрепленные к краю корсета для поддержания чулок, которые ранее поддерживались обычными завязками. 

Корсеты 1880-1890-х , хоть и были невидимы глазу, но были элегантными и украшены: по черному сатину вышивка желтым, голубым, розовым или зеленым; свадебный корсет мог быть из белого атласа, вышитого узором из цветков апельсинового дерева... Поверх корсета носили кофточки с короткими рукавами и без...

1870-ые годы были одним из самых сложных периодов женской моды. Стиль в этот период предполагал возрождение "полонеза", подобранного, собранного в складки и оттопыренного сзади поверх турнюра****. Имел облегающий лиф(верх) с завышенной талией, гладкие широкие рукава заканчивались воланами или манжетами с тенденцией небольшого расширения к запястью. Нижняя юбка украшалась плиссированными воланами, оборками, защипами и имела шлейф...

****Турнюр — изобретение французского модельера Чарльза Фредерика Уорта, законодателя парижской и мировой моды середины XIX века. По желанию основной заказчицы императрицы Евгении он пытался возродить пышную моду королевского двора времён Марии-Антуанетты и реконструировать кринолин. Силуэт с турнюром вошёл в моду по всей Европе к 1870 году, в дальнейшем развитии размеры турнюра увеличивались, его объём стал предметом многочисленных иронических высказываний, а к концу 1880-х годов с ним началась борьба, как некогда с кринолином.

К середине 1870-х в моду вошли гладкие жакеты в мужском стиле. Лиф напоминал панцирь: был очень прилегающим, с низкой талией, с косточками во множестве продольных швов. верх платья моделировал тело как корсет. 


Юбка сужалась, тесно прилегая почти до колен и туго стягивались назад лентами изнутри делая плоским перед, который драпировался и мог отделан быть бахромой, воланами и проч. Сзади юбка драпировалась и украшалась еще белее изысканно, заканчивалась, кроме юбок для спортивных занятий - шлейфом, напоминающим хвост павлина и волочащимся по земле.

Рукава по форме были облегающими и втачными в нормальную пройму длинными или до локтя. Бальные платья имели декольте и короткие рукава. Порой рукава и верхняя юбка были из оной ткани, а лиф гармонировал с нижней юбкой. 

В конце 1870-х комбинации цвета и ткани более гармонировали по цвету, а порой использовались ткани одного цвета разной фактуры: одна матовая, другая блестящая.

Где-то с 1882 года гладкие, без дополнительных отделок, глухие и тесно прилегающие лифы стали короче, они кроились со шнипом в центре переда и частенько и внизу в центре спинки. Все внимание дамского туалета было сосредоточено на юбке со складками, воланами, драпировкой, создающей эффект фартука или панье. Шлейфы носили уже чаще с вечерними платьями, а дневные были без них. Так же шлейфы стали шить и съемными. 


В Париже в 1880-ом году было уверенно объявлено о возвращении турнюра, но этому последовали не все...

Турнюр постепенно уменьшался, и к 1893 году превратился просто в небольшую подушечку. Силуэт изменился и стал напоминать песочные часы. Небольшой присборенный окат рукава, появившийся в конце 1880-х стал к 1892 году расти...

К концу 19 века можно было спокойно купить готовые блузки, и они были очень разнообразны: закрытые и похожие на мужские рубашки или достаточно нарядные, чтобы можно было их носить с гладкой юбкой на не очень торжественных вечерних мероприятиях.

Строгий костюм состоял из жакета длиной три четверти с широкими лацканами и огромными рукавами и гладкой юбкой длиной до подъема ноги или до земли, а так же возможно жилета. Этот стиль указывал на желание работающей женщины выглядеть привлекательно. Женщины к тому времени и работали, и занимались спортом, и учились. В обществе рос средний класс.



В 1870-1880 годах покрой жакетов и пальто должен был принимать во внимание турнюр. Доломан был любимой короткой верхней. В моде было много видов различных накидок, накидок-мантий. Названий верхний одежды у дам было множество, и частенько они перепутывались между собой.



Во второй половине 19 века желание быть хорошо одетым значительно усилилось среди всех слоев населения, за исключением беднейших, которые донашивали вышедшую из употребления одежду более состоятельных людей. 

Появления швейной машинки и внедрение коммерческих бумажных выкроек, который сначала предназначались только портным, но быстро стали достоянием любителей шитья, растущий рост печатной продукции на тему модных костюмов, позволяли даже служанкам выглядеть в свой выходной достаточно элегантной женщиной.

Однако индивидуальный пошив одежды именно по фигуре, на грани модных тенденций времени хоть и претерпевал спад на спрос, но оставался неизменным за богатой частью населения как в Европе, так и в Америке и России. Изготовление женской одежды становилось сложным делом из-за более сложных моделей, но это было шедевром портняжного ремесла того времени, что доказывают нам сегодня сохранившиеся подлинники.

-------------------------------------------------------

Одну из печатных продукций книгу-брошюру и представляю сейчас на ваш взор, уважаемый читатель. 

 "Hecklinger's ladies' garments", а по-русски: "Как раскроить и сшить женскую одежду".

Нью-Йорк, 1886 г.
книгу можно перевести на русский язык с помощью он-лайн переводчика.

ПРЕДИСЛОВИЕ из книги:

"Имея в прошлые годы очень обширный опыт обучения портных и портних, занимающихся кроем женской одежды, и наши студенты, добившись такого хорошего успеха, мы решили опубликовать нашу Систему в сокращенном виде и по доступной цене. для того, чтобы портные могли упростить свои методы кроя и пошива, и даже матери, желающие спроектировать и сшить собственные платья или одежду для своих детей, могут иметь руководство, с помощью которого они могут это сделать.

 Портнихе она предоставит способ изготовления выкройки платья или жакета, который намного превосходит любой известный метод, с которым она может быть знакома, поскольку это просто система портного, а также успех, которого портные добиваются при изготовлении одежды. современные платья, сшитые на заказ, с таким же успехом могут быть приобретены портнихой, приспособившись к их назначению.

 Правильные результаты, которые дает наша Система, ставят ее во главе всех без исключения Систем кроя женской одежды. Автор."


Повествование начинается со снятия мерок, затем идет построение и пошив-сборка женской одежды со всеми её мелочами: драпировками, отделками и проч.


В книге хорошо поясняется сборка драпировок.
Например:
"...Сложные драпировки губительны для большинства, поскольку, как бы хорошо ни была изготовлена ткань, плохо расположенные складки и драпировки испортят самую тщательную работу и «испортят весь эффект». Многие портные после многих лет труда и опыта все еще не могущий изящно драпировать юбку. 
Конечно, если у вас есть вешалка для одежды, после нескольких попыток вам, возможно, удастся заставить драпировку хорошо висеть, но большая ошибка неопытных состоит в том, чтобы драпировать слишком много или неизящно складывать складку за сгибом..."


-----------------------------------------------------------------

Дополнительно для особо любопытных книга 1892 года, где так же указаны и рассказано как рассчитать юбку с драпировкой на русском языке:

"МЕТОДА КРОЙКИ ДАМСКОГО И ДЕТСКОГО ПЛАТЬЯ"

так же в этой книге каждый сможет прочесть и как чистить одежду, и как правильно цвета подбирать и т.п...

Недостаток этой книги - в отсутствии самого альбома с чертежами.

Достоинство: подробное пояснение к построению чертежей, обучению рассчетам на ткани, и многому дополнительному, что будет интересно каждому , изучающему исторический костюм на этот период: конец 19 в.





-------------------------------------------------

Источники для статьи:
- Джоан Нанн "История костюма",2005 г
- сайт-аукцион Augusta Auctions
- Векипедия
- сайт Metropolitan Museum
- И.П. Горизонтова "Путевые очерки и картинки", 1890 г.
- сайт РГБ-онлайн
- библиотека-онлайн Internet Archive
- книга : "Hecklinger's ladies' garments",1886 г
- др. соц. сети в свободном доступе

---------------------------------------------

Читайте так же:

Обзор книг и журналов по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.
Крой женского костюма 1870-1895 гг. Подлинники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий