Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

31.3.23

Развитие моды в Москве 1850-1900 г. Часть 2. О городе, пошиве костюма...

 Чтобы иметь представление о чем далее пойдет речь, смотрите часть 1.

-----------------------------------------

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.
/А.С. Пушкин/

Из истории Москвы - кратко


Во вторую половину XIX века серьезных потрясений город не испытывал, по сравнению с первой. Москва продолжала активно развиваться, хотя статус столицы потеряла еще в начале XVIII века, когда Петр I перенес ее в строящийся Санкт-Петербург.

Именно в это время создаются лучшие архитектурные памятники Москвы 19 века, которые частично сохранились до наших дней. В 1851 году Москва была связана с Петербургом первой в России железной дорогой. В 1861 году численность населения Москвы заметно увеличилась. Сюда стекались освобожденные крестьяне из всех регионов страны, пытаясь найти себе хорошую работу. Поэтому город начал быстро расти…

Москва, Лубянка 19 в.

Москва в конце 19 века - это уже не просто провинциальный город, а крупный промышленный центр. Здесь проживали не только многочисленные рабочие, но и богатые купеческие и дворянские семьи…

В городе проживало все больше рабочих, мелких торговцев и промышленников, а также бывших солдат, оставивших службу. Начала развиваться не только текстильная, но и бумажная, деревообрабатывающая, пищевая и химическая отрасли промышленности…

В XIX в Москве открылось множество магазинов, но при этом почти всеми ими владели европейцы, а не русские. Во второй половине столетия торговля развивалась так быстро, что москвичи нередко отмечали, что весь город - это большая торговая площадь…

В. Маковский: Толкучий рынок, Москва , 19 в.

Активно развивалась культурная жизнь. Строились музеи, храмы, памятники, которые сразу же полюбились местным жителям.

Жизнь в Москве в 19 веке - это отображение русской культуры. В отличие от Петербурга, ориентированного на запад, дворяне и небогатые москвичи очень чтили народные традиции.
Дворяне и купцы постоянно организовывали балы, было модно посещать театры, выставки и модные магазины. После Пасхи Москва заметно пустела, потому что зажиточные жители переселялись в свои загородные поместья.


В итоге Москва из провинциального города превратилась в крупный центр промышленности и торговли. Это позволило городу в дальнейшем успешно оспорить право Петербурга на звание столицы России*…

*12 марта 1918 года решением советского правительства столица России снова была перенесена в Москву.
*****

Однако вернемся к главной теме нашего повествования -моде в Москве 


Критерии оценки красоты в прошлых веках в Москве

Для высшего света главным критерием оценки оставалась модная красота. Вещь выбиралась не как совокупность полезных свойств и качеств, но как образ, статус, набор виртуальных характеристик, определяющих социальное положение. Все неудобства компенсировались модностью и престижностью.

Тем не менее, в отношении костюма русской женщине повезло больше западной. Французская мода пришла сравнительно поздно, после реформ Петра I, а до того законодательницей русской моды была Византия с ее «постнической идеей» и свободной сорочкой до пят с широкими и длинными рукавами.

Литография из альбома "Живописный Кремль московский", 1865 год

Кроме того, после войны 1812 года на волне патриотического подъема в России возросла популярность различных стилизованных крестьянских форм одежды, и дамы высшего света появлялись на балах в свободных платьях-сарафанах. А к концу 19 века сами императоры решили "повернуть голову" к народному стилю в одежде.


Помимо модных западных тенденций, внешний облик аристократической Москвы зависел от объективных внешних условий московской среды, и в этой связи затрагиваются проблемы пореформенных изменений в благоустройстве города, в торговле и развитой легкой промышленности.
Увы, последнюю в императорские времена так развить и не удалось...


Торговля одеждой в Москве в прошлых веках

Главная «расхожая» торговля Москвы была сосредоточена в «городе», состоящем из трех улиц Никольской, Ильинки и Варварки.
Тут можно было приобрести все по более низкой цене Модные товары продавали на популярной Ножовой линии. Основными районами модной индустрии были Кузнецкий мост, Петровка, Столешников и Газетный переулки, Тверская.

В то время как большинство торговых лавок продолжало использовать вывески с неграмотными надписями и картинками, изображавшими сущность торгового предприятия, Светскость этих «районов» отражалась в использовании на вывесках галлицированных имен и названий зарубежных фирм.

 

Нерусское имя или возможность похвалиться близостью к императорскому двору («Поставщик Двора Его величества») повышали престижность заведения .
Стремясь привлечь посетителей, под французскими вывесками работали и русские мастера.

Хотя список магазинов Кузнецкого моста все время умножался, и в Москве быстро распространялись заведения, связанные с удовлетворением потребностей «шика», во второй половине XIX в готового платья фабричного пошива еще не существует.

Москва, Кремль, 1890 г

Первые фабрики по пошиву одежды

Первые фабрики появились только перед первой мировой войной, а до того готовое платье производилось кустарным способом в мастерских с невысоким техническим оснащением.
Например, в ателье , где наряду с заказами в витрины выставлялись уже готовые вещи.


В Европе в XIX в благодаря изобретениям французской жаккардовой машины 1808 г, американской швейной машинки Э Хоу 1845 г, предшественницы известной зингеровской машинки 1850 г, - стало возможным изготовление сложных тканей и появление промышленного производства готовой одежды.

 Постепенно и в портновском промысле Москвы из массы мелких заведений 
выделяются крупные швейные мастерские, налаживающие производство готового платья - конфекциона. Однако массового изготовления готовой одежды в Москве началось только в конце 19 в, а детского - чуть не в начале ХХ века.

Фабрика в Российской империи , 19 в

Стоимость женских нарядов в 19-начале 20 в

Заказывать одежду за границей или покупать готовые иностранные наряды в таких магазинах, как «Виль де Лион» на Кузнецком мосту, Ю. Шлезингера на Большой Дмитровке, было дешевле, чем шить в Москве.
Но когда в 80-х гг XIX в цены на заграничную одежду сильно выросли, иметь модельное дело стало выгодно и в Москве открылось множество швейных мастерских. Однако количество копируемых модных образцов было ограниченным.

Неповторимость костюма целиком зависела от мастерства портнихи, и платье создавалось как произведение искусства, подчеркивающее принадлежность к высшей «касте».


Новое модное платье стоило баснословных сумм. Поэтому даже среди московских барынь существовал обычай: за неимением собственных эксклюзивных вещей брать платья и украшения напрокат. Хотя некоторые наряды, появляясь по очереди то на той, то на другой особе, приобрели всеобщую известность, гости, одетые богаче других, пользовались знаками особого внимания и предпочтения.

Мода требовала постоянной смены нарядов, которые различались по назначению, и чтобы прилично выглядеть, даже богатые женщины старались сэкономить и по-новому переделать у модистки старое платье, как, например, жена статского советника Анна Каренина.


Оригинальность костюма московского дворянства определялась еще и тем, что помимо европейской моды на него оказывали влияние особенности быта русской провинции, поскольку московская аристократия была продолжением провинциального дворянства, проводившего все теплые месяцы в деревне и приезжавшего в Москву только на осенне-зимний сезон балов.


------------------------
Продолжение следует...
-----------------------------------------------------------------------------

Источники статьи:
- автореферат Ермаковой К. В. от 2008 г.
статья «Москва 19 в.»
- соц. сети в свободном доступе

---------------------------------------------------------------
Читайте так же:


4 комментария:

  1. Спасибо большое за ваши рассказы, читаю с большим удовольствием. Заинтересовала фотография швейной машинки с интересным приводом. У вас нет более подробной информации об этой машинке. Судя по прическе и одежде дамы это самый конец 19 века или начало 20, или я ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Это уже считалась шв. машинка с электродвигателем. И появилась она в конце 19 века.

      Удалить
    2. Не похоже на электродвигатель. Судя по фото она работала на газе. Ножная педаль снята, т.е. должно быть ручное управление, но его не видно. Возможно, это какая-то экспериментальная модель не получившая дальнейшего развития. А может фотография, вообще, современная подделка. Это фото в русскоязычном интернете единственное на Пинтерест и называют ее "Викторианскими технологиями". Будет время поищу еще, очень уж интересно.

      Удалить
    3. Дело в том, что в конце 19 века уже были вовсю стиральные машины и даже самокаты с моторчиками. Про машинки читала точно, что эелектропривод был. Кстати, электропривод изобрели в 1821 году.(Фарадей)..

      Удалить