Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

21.2.22

О МОДЕ - цитаты из публикаций XVII-XIX вв. Картинки и шаржи.

"Надлежит рассматривать выгоды и недостатки моды, прежде нежели оную примешь или отвергнешь." /А.П.Жакен, "Наставление...",1786 г /

"..Одна мода водит людьми с начала света, да без сомнения будет ими водить до окончание века." /У.Бьюкен, 1791г/

--------

На этой странице блога предлагаю, дорогие читатели, вместе с вами попутешествовать в прошлые века и узнать из разных источников про Её величество - МОДУ, выраженную "учеными мужами" и собранные мною из старинных фолиантов. 

------

Отношение к моде с древности и по наше время не было однозначным. Кто-то подражал ей слепо, а кто-то с умом и вкусом. В наше время и этому дано определение: вкус и стиль.

В старину же многие образованные люди старались приучить "щеголей и щеголих" вместо слепого подражания к моде во всех областях жизни - к чувству меры и хорошему вкусу. Ну хотя б ради своего здоровья... Увы, не смотря на все усилия предков, черты невежества к модным тенденциям до сих пор живы. Именно это и интригует в процессе знакомства с фолиантами прошлого. 

И конечно же, публикуемые мною выдержки знаменитостей - всего лишь капля в бушующем море человеческих страстей и судеб, однако - это интересно...😉😊



Например, в 1791 году вышла карманная книжка "Переписка Моды", где автор Н.И.Страхов с иронией публикует письма от имени Моды к разным чертам человека, так характеризуя свое произведение:  "Нравственное и критическое сочинение, в коем с истинной стороны открыты нравы, образ жизни и разныя смешныя и важныя сцены моднаго века". 

Затем автор в предисловии обращается к читателю:

 "Моду представил я властительницею и такою сильною особою, к покровительству коей имели прибежище и сами люди...Впрочем желаю, чтобы все те истины, которые здесь вынужденно смешным образом названы и наряжены, хотя мало могли научить юношество любить истину  собственном её виде. 

Желаю также, чтобы беспристрастное это начертание могло некоторым людям открыть глаза и удостоверить их о вреде, причиняемом Модою, роскошью, вертопрашеством и прочими пороками, которые являются повсюду и во многих сценах нынешней жизни."

--------

---------

"Одевайся так богато, как только позволит кошелек, но не причудливо, - богато, но не изыскано: платье часто определяет человека.

Мода более изнашивает нарядов, чем человек."
-/Шекспир/

-----------------------

--------------------------

"Бегание от моды представляет такую же слабость, как излишнее увлечение ею.

Покорность моде обнаруживает наше ничтожество, когда её простирают на то, что касается вкуса, здоровья и совести."

- /Жан де Лабрюйер, 1645-1696гг/

--------------------------

-------------------------

"Женщины всегда больны, но только нервами; чувствительнийшие страдают более; благоразумнейшие или более холодные всегда чувствуют себя лучше. Единственное лекарство, приносящее женщинам более пользы, нежели вреда, есть наряды. По утверждению многих естествоиспытателей, линяние птиц продолжает их жизнь; то же самое с женщинами, которые не перестают жаловаться до тех пор, пока не облекутся в новое перье. Трудно доказать это положение из терапевтики, но оно тем не менее справедливо. И чем выше поставлена женщина и, следовательно, чем она болезненнее, тем чаще должна она линять, как болотная саламандра, через каждые пять дней меняющая свою кожу.

Одежда есть оружие красоты, которая слагает её после сражения, как воин перед своим победителем."

-/Жан Поль (Jean Paul), (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер – Richter, 1763–1825)/

---------------

-------------------

"...Хамкина: - Иная мода выпущена на смех, чтоб одурачить тех, кто с жадностью и без разбору следует и подражают всему, что ни увидят.
Хамкин: - Для того-то и называется всякая мода модой...Иной ветрогон охотнее желает по моде слыть дураком, нежели по старине быть умным.
Хамкина: - Роскошь чего не выдумает! "

 - /"Российский театр", 1786-1794/

-------------------------

--------------------------------

"По совету моды, женщины, так дорожащие своей красотой, обезображивают сами себя.

Мода, порабощает общественное мнение по своей прихоти, делает его рабом или свободным, легковерным или скептом.

Не ждите хорошего приема от женщины, недовольной своим туалетом.

Мода, это - жесткосердное божество, которому матери приносят в жертву даже своих детей.

Мода есть тиран женщин и фатов."

- /П.Буаст, 1765-1824/

-----------------

-------------------

"У греков мода одевает, а роскошь выдумывает платья; всегда прежде советуются с обыкновением, нежели с натурою. Кроме туники, им нужна еще и верхняя мантия, головные уборы и сандалии."  

/цитата Пифагора из книги "Путешествие Пифагора",1806 г./

-----------------------------

"Одевайся по вкусу времени. Старомодное платье показывает педанта, возбраняет тебе доступ в благопристойные собрания и подвергает публичному осмеянию: а слишком жадное подражание новым модам обнаруживает детский ум, привязанный к безделкам, нрав петиметра*** и невольника женщин."

- /К.Эккартсгаузен, "Политика мудрого", 1795 г/

***ПЕТИМЕТР а, м. petit maître. устар.-  Молодой светский щеголь, франт, рабски подражающий французским модам и манерам поведения.***

-------------


-------------------

айте мне точку опоры, и я приподниму землю", говорил Архимед; "дайте мне в руки моду, и я при помощи её сделаю из женщин, что угодно", может к стыду своему, сказать современный мужчина о современной женщине в том запущенном её состоянии, в которое её окристализовали века.

Женщина, наблюдая новичка в своем обществе, наоборот мужчине, "провожает его по уму, а не по платью". Специалистка по нарядам, она внутренне лучше сознает их ничтожность и случайность, чем неспециалист по этой части, мужчина."

- /В.И.Классовский, 1815-1877/

------------------

---------------------

"Хотя одеяние определено человеку к покровению срама***, грехом ему навлеченного, однако ж это намерение многими столько позабыто, что одежды обращены в украшение, дабы телу своему, этому червивому гнезду, придать великолепие. С этим суетным намерением вскользнули многие погрешности, повреждающее человеческое здоровье. Предки наши уже очень много жаловались на худые следствия от корсетов и шнуровок с китовыми усами, ибо стягивания ими внутренние сгнетает, и питательный сок задерживает. Никто сего не заметит, что это составляет только от французов заимствованную моду." 

- /"Словарь натурального волшебства", перевод с немецкого, 1795 г./

***от себя добавлю: по стилю сразу понятно, что писал немецкий священник, причем явный католик...😉***

----------------

-----------------

"Берлинские женщины понимают, как возрастает цена женщины при помощи наряда: не даром же в Берлине у каждого танцкласса целая масса старух дает на прокат роскошные платья молодым, голодным нищим,  выходящим продавать себя и свое тело: сделка оказывается выгодною для обеих сторон".

- /А. К. Шеллер-Михайлов (1838–1900)/

-------------

-------------------

"В молодости женщины любят наряд для того, чтобы сохранить эти завоевания; а под старость они все еще любят наряды, потому что они сближают их с некоторыми воспоминаниями."

-/Ст.Проспер/

-----------------------


------------------


-------------------------

"Мы смеемся над китайцами, которые ради привычки, уродуют себе ноги; над индейцами, сплющивающими себе голову; но эти привычки не приносят такого существенного вреда, как наш общественный деспотизм. Мы презираем австралийских дикарей, которые татуируют себе лицо, а разве мы сами не повинуемся рабски моде на одежду и не носим платья, которое совершенно нас обезображивает."

- /Вильгельм Матью, 19 в/

-----------------------

Шарль Филипон (1806 – 1862). «Мода будущих лет» 
(Карикатура на дамскую и мужскую моду). 
Франция, Париж. 30-е гг. XIX в.

------------------------------------

"Можно еще добавить одно назначение одежды: это желание нравиться, и преимущественно людям другого пола. Конечно, в этом смысле мужчины грешат менее женщин, но все таки грешат. Когда любовь закрадется в сердце мужчины, то это сейчас же сказывается в его внешности, особенно если предмет его любви обращает известное внимание на эту сторону дела."

- /М.М.Волкова, "Гигиена и красота одежды..."  1899 г./

-----------


--------------------------

"Мне часто женщины представляются с их великою подражательностью, чем-то вроде держав, находящихся всегда в состоянии вооруженного нейтралитета. Женская мода.., обязана своим существованием столько женской стадности, сколько и соперничеству.
Мода возникает совершенно так же, как вооружение, и женщины следят друг за другом, как два вооруженных лагеря.

Одна украсила шляпу пером, тогда другая, не желая отставать, а наоборот, привыкши всегда первенствовать, украшает шляпу двумя перьями. Тогда, в свою очередь первая или третья, или какая там хотите, испрашивает усиленно кредиты у "делегаций", и к двум перам присоединяет бант. 
И так идет все crescendo до тех пор, пока женская шляпка не превратится не то в огород, не то в картину современного символиста."

- /А.Р. Кугель, конец XIX в./

-----------------


---------------------------

"Одним из лучших образцов того, каким образом очевидные для нас причины людских действий (для низ самих кажущихся таковыми) не суть причины, ибо не совпадают с последствиями, есть мода. Причина вечной перемены одежды для людей есть желание богатейших отличаться от беднейших. Но ясно, что цель бессмысленна, ибо отличий много, кроме моды, и цель не достигается, ибо тотчас все переменяют. 

Но цель, не видная для действующих, достигается: брошенные платья одевают все бедное население Лондона, Парижа - больших городов. - И это не случайно, очевидно из того, что там, где большое скопление народа, пролетариат, там и быстрые перемены мод, отдающие неизношенные материи дешево бедным. И где меньше пролетариата, там медленнее движение мод, где больше, там быстрее."

- /Л.Н.Толстой , 1870 г. - Записи на отдельных листах./

--------------------------------------------------


-----------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий