Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

16.8.20

Складка Ватто на платьях XVIII века- Часть 1:История, подлинники, крой.


Складка ВАТТО на платье XVIII столетия

современный термин, не использовавшийся в 18-м веке - характерные складки на спинке женского платья эпохи рококо. Названы так в честь художника Антуана Ватто, любившего изображать дам в подобных платьях на своих картинах.

 Во времена Регентства появились новые фасоны женского платья – кунтуш, или платье со складками на спине. Это свободное цельнокроеное платье или верх, узкое в плечах, мягко ниспадающее своей широтой по линии бедер. Особую красоту и прелесть представляла его спинка: по ширине плеч, ткань закладывали в продольные глубокие и широкие мягкие складки, которые имитировали плащ.

Спереди кунтуш низко открывал грудь и шею, мог быть накладным или распашным. В XVIII веке этот наряд называли «Адриена» или «Летящее платье». Сегодня мы называем его «Платье Ватто»..

Из истории женского костюма XVIII в. - период рококо про платья со складками Ватто.


Период с 1720 по 1780 г. во Франции - эпоха расцвета стиля рококо. Переходным этапом от барокко к рококо становится мода эпохи Регентства, относящиеся к 1715-1723 годам и получившая свое название в истории костюма по периоду правления герцога Филиппа Орлеанского при несовершеннолетнем короле Людовике XV.

Появление и последующий расцвет рококо происходили в период сильных общественных изменений в Европе. Королевскую власть уже нельзя назвать незыблемой: в экономике утверждается капиталистический способ производства.
В Англии и Франции перемены начинаются еще в XVII столетии.


К середине 18 -го столетия это государства с относительно стабильным экономическим и политическим  устройствами, что позволяет им оставаться центрами европейской культуры.
Пышность и роскошь барокко, символизирующие неограниченную королевскую власть становятся не  актуальными, и на смену им приходит чувственный и несколько высокомерный стиль рококо, отражающий последние попытки дворянской аристократии сохранить положение элиты общества.

Плавные и немного легкомысленные формы стиля регентства, предшественника рококо, получают свое развитие, приобретая некоторую внешнюю театральность.
Формирование костюма XVIII века происходит под влиянием художественных стилей этого периода.
Эволюционные изменения форм костюма в основном диктовались Францией и Англией, остальные страны -Индия, Испания, Китай и др.- вносили лишь некоторые штрихи в нему.


Наряды в стиле рококо выполняют основную функцию костюма - подчеркивают красоту человеческого тела. Наряду с этим одежду этого периода нельзя назвать удобной и практичной, поскольку в костюме создается фантастический сказочный образ, а в модном силуэте не соблюдаются естественные пропорции тела: маленькая головка, узкие плечи, тонкая гибкая талия и чрезмерно увеличенные бедра.

Мода перестает учитывать возраст, что особенно проявляется  в использовании косметики всеми поколениями в одинаковой степени. Белила и румяна так изменяют лица, что порой невозможно было узнать кто это: мужчина или женщина.

В период правления Людовика XV в крое верхнего платья происходит изменение: оно становится более коротким и не таким пышным, перенасыщенным украшениями, как и в стиле барокко. Рукава шьются узкими с расширением к локтю - пагоды. Передние полы иногда закругляются, а складки собираются сзади у спинных швов. Украшениями платьев являются цветные оборки по краям, лиф и манжеты в виде воронок отделываются кружевами и бантами.

Женский облик, создаваемый этим костюмом, был полон обаяния и едва уловимой интимности. Он был опоэтизирован в творчестве Антуана Ватто. Стараясь зафиксировать его характерные особенности, Ватто рисовал женщин в этом костюме в самых разнообразных позах, чаще всего со спины.

 Поэтому в XIX веке своеобразный покрой спинки женского платья 20-50-х годов 18 века получил название "складки Ватто".
Платье новой формы имело два варианта: спинку , заложенную складками, прикрепляли к узкому лифу, или складки спинки продолжались спереди, за ним сохранилось название "баттант" ("бьющийся, развевающийся").



Самым модным становится тип женского платья - кунтуш (или кунтуша от слова contouche) - новая пеньюарообразная форма платья появившаяся в 1710 году. Это была широкая одежда с декольте, без талии, падающая свободными складками до пола.
Кунтуша была открыта спереди во всю длину и завязывалась на талии шарфом. Рукава и вырез на груди остались теми же, что и раньше.


В 1730 годах кунтуша вытеснила почти все другие формы костюмов. Её делали из светлых шерстяных, шелковых или прозрачных тканей, сквозь которые было видно цветное шелковое нижнее платье.

Зимняя кунтуша шилась из бархата, тяжелого шелка или шерстяных материй и украшалась иногда меховыми полосами. В виде домашнего платья её носили собранной на талии или же спускали её до колен; в таком виде она называлась казакином и была излюбленной одеждой немецкой буржуазии.

****
Кстати, в некоторых источниках-книгах по истории костюма верхнюю женскую одежду свободного покроя называют сак, а не кунтуш/кунтуша. Т.е. широкое и длинное женское пальто, как сейчас бы сказали.

**********

Крой платьев со складками Ватто:











Кунтуша была сильно изменена в 1740-х годах:  к ней приделали лиф, который хотя и обрисовывал бюст, но только спереди, а сзади, начиная от горловины спины, кунтуша по-прежнему падала широкими свободными складками (так называемые складки Ватто); эти складки иногда подбирались сзади и с боков и прикреплялись у талии.


Таким образом, при сочетании фиксированной формы спереди и изломов складок сзади создаются свойственные стилю рококо выразительная ассиметрия и игра светотени.
С течением времени кунтушу разделили на корсаж и юбку; сзади осталась прежняя складка, а спереди она стала иметь вид робы в талию.

В середине 18 столетия юбка робы приобретает шлейф и делается спереди открытой настолько, что видны разукрашенные отделкой нижние юбки.
В 70-ые годы XVIII в. во Франции, хоть и носят еще платья со складками Ватто, но уже распространяется стиль классицизм, заимствованный из Англии.


С приходом на трон новых монархов  в Европе начинается другая эпоха и модные веяния...

------------------------------------------------------------

Подлинники платьев со складкой Ватто - XVIII век.








---------------------------------

Дневное платье 1740-1760 гг


Хлопок с набивным рисунком
Национальные музеи Шотландии


Очарование Запада одеждой восточных культур охватило искусство и текстиль Османской империи, Индии, Китая и других азиатских территорий. Лондон был одним из первых европейских городов, проявивших интерес к расписным и набивным ситцам в 1600-х годах. К середине 18 века платья из индийского хлопка с принтом были очень модными.

Ситцевая ткань - полотняная ткань из небеленого хлопка, которая чаще всего используется для изготовления одежды и мебели. Прочный и износостойкий, он дешев в производстве из-за незавершенного вида. Он возник в городе Кожикоде на юго-западе Индии (Каликут на английском языке) и был сделан кастой традиционных ткачей, известных как Салияр или Чалиян. Необработанная ткань была окрашена в яркие цвета.

Расписные и набивные ситцы поначалу не были встречены в Европе с энтузиазмом. Покупатели назвали ярко окрашенные мотивы чрезмерно «азиатскими». В 1640-х годах агентам Ост-Индской компании было поручено выбирать ткани, более соответствующие британским вкусам. В 1670-х и 1680-х годах британских мастеров отправляли в Индию для обучения местных ремесленников навыкам, которые лучше соответствовали ожиданиям британцев.

Экзотическая и легендарная роскошь восточной одежды особенно захватила европейское воображение в 18 веке, во многом благодаря введению в Италии бала-маскарада. До конца века индийский хлопок, хотя и был популярен, носили только в самых неформальных случаях. Именно Мария-Антуанетта популяризировала более простой женственный образ из муслина, ознаменовав переход к неоклассическому стилю.





------------------------------------------

Платье 1755-1760 годы


 из шелкового твила синего цвета с серпантинной вертикальной полосой из серебристо-серых цветов с вкраплениями из цветочных узоров, платье верхнее с рукавами до локтя с рюшами, перед жилетом, задняя часть со складками Ватто, оторочена сборкой и тесьмой, на синей подкладке шелк спереди юбки и коричневый шелк сзади, такая же нижняя юбка, отделанная складчатым воланом, обе обрамленные тесьмой, закрепленные на сине-белой домотканой ткани.








---------------------------------------------

Продолжение показа подлинников платьев XVIII века со складкой Ватто смотрите во второй части показа, тут:

Платья XVIII века со складкой Ватто - Часть 2 : Подлинники в деталях.

----------------------------------------------
Источники для статьи :
книги по истории костюма
 соц.сети, интернет-аукционы.

----------------------------------------
Читайте так же:

ТКАНИ и цвет в одежде XVIII-XIX вв.Часть 1: История.Подлинники
КОРСЕТЫ 1750- 1900гг: исторический крой по книге. Развитие корсета. Уход за корсетом. Подлинники.
История костюма XI-XIII вв. - кратко.
Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
Книга К.Холкебоер "Крой театральных костюмов...": Часть 7: XVIII век. Крой, вид одежды
Книга кроя женской одежды на XV-XIX вв  по системе Мюллер и сын.Подлинники
Название видов одежды XIII-XX вв.
История моды России XVI-XVIII в.Статьи,источники,интересное
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской(16 век).
Все о ФРАКАХ 18-20 в.история, крой,реконструкция,подлинники

Комментариев нет:

Отправить комментарий