" Настоящая женщина из ничего должна уметь сделать три вещи: салат, скандал и шляпку." - Коко Шанель.
Предлагаю поговорить о ...
головных уборах мужских и женских.
История шляпы
Как правило шляпа состоит из колпака и полей, а те, в свою очередь, из: донышка-круглая часть, поля, стойки/околыша, тулья - стоячая часть самого колпака.
Для создания головных уборов можно использовать различные материалы: соломку, фетр, шерсть-сукно, кожу, мех, ткани и другие.
Изменяя формы размеров тульи, поля и донышка, формы шляп различны. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской и наоборот.
Древний мир
Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который по легенде, изобрел бог Гермес.
Это был головной убор с тульей и обязательно с полями.
Головной убор хорошо защищал в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте.
От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света в Европе.
-------
Прародители шляп
Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей.
Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами.
Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.
------
Головные уборы на Руси:
Средневековые шляпы
Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.
Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон.
Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.
Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская.
Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см).
Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями.
С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль.
Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.
Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.
Капоты, капоры, цилиндры:
Капот и Ка́пор — женская шляпка с широкими полями только спереди, стянутыми с боков лентами, XIX век
крой капота
ХIХ век-шляпки
Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета.
Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.
--------------------
Мужские шляпы в разные эпохи
Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении.
Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу, закрепляясь в ней прочно.
Шляпки в начале XX века
Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках.
В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики.
Шляпки стали напоминать эдакие клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы.
Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях около городов.
Влияние Первой мировой войны
Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.
Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности.
Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины.
Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.
Шляпка - КЛОШ
Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них.
Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик.
Шляпки 1920-х были преимущественно небольшими, с маленькими полями или вовсе без них. Самым популярным женским головным убором была шляпка-клош(«колокол»).
Эту модель изобрела французская шляпница Каролина Ребу (франц. Karoline Reboux) в 1919 году.
Шляпка-клош плотно облегала голову женщины и удачно сочеталась с короткой стрижкой. Шляпки изготавливались чаще всего из фетра или соломки и украшались лентами, перьями,помпонами или искусственными цветами; встречались также вышивка и блестящие стразы.
Популярностью пользовались и однотонные, черные или белые, шляпки-клош без обильных украшений.
Например, лента в форме стрелы означала, что девушка не замужем, но её сердце занято; плотный узел — что дама замужем; а яркий бант — что незамужняя девица весьма заинтересована в общении с противоположным полом.
Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.
Возвращение женственности и вязанные шапочки
Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде.
Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье.
Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.
Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса.
Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны.
Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки – совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку.
Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями – одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».
Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день.
Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.
Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.
Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время
В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый».
Самым распространенным головным убором в это время стал платок.
В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными.
Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.
Модные шляпки конца XX века
В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям.
Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм.
От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.
И сейчас, в 21 веке шапки, шляпки, шапочки и вообще головные уборы остались в моде.
Они стали разнообразнее как в отделке, так и в создании из разных материалов и вида.
И далее:
ЦИЛИНДРЫ: крой,виды
Всяко-разно.....
панамы:
шляпка -таблетка: изготовление, крой
Феска-крой
Зимняя шапка-ушанка - крой
шапка(шляпка) с полями
Капор/капот: крой ,чертеж
КАПОР. ЧЕПЕЦ-крой
Шапочка моей работы:
МК этой шапочки можно посмотреть тут
ОДА ШЛЯПЕ И ТОЙ ДАМЕ, НА КОТОРОЙ ЭТА ШЛЯПА
Она
поэтами воспета
Последних десяти
веков,
Когда же на тебе
надета,
То просто — не хватает
слов…
Пусть
заедает суета,
И угрожает
стресс,
Но дама в шляпке,
господа,
Совсем не та, что без…
Чуть-чуть
кокетливей, смелей,
Увереннее
в жизни,
Глаза блестят, изгиб
бровей
Немножечко капризней.
Под
шляпкою -в любой сезон
Найдёте бездну
шарма,
Она всегда — хороший
тон,
Носите шляпки, дамы!
***
Пускай
проносятся года,
Я повторю
упрямо:
— Снимите шляпы, господа,
Пред
вами в шляпке — Дама…
/Ольга Лосицкая/
Читайте так же:
Шляпки женские своими руками .Книга.Крой, модели.
Винтажные/старинные открытки
ПУГОВИЦЫ. История, магия, интересное.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Изготовление одежды в древности.История кроя.
Журнал Мод 1950-х годов.Подлинники.
Стиль Арт-нуво,модерн,Подлинники.История
Светлана, здравствуйте. Случайно наткнулась на ваш сайт, с удовольствием посмотрела и надеюсь смогу использовать выкроки шляпок. Мы, участники группы "Серебрянные года" из Одинцово вместе с необычными детьми участвовали в демонстрации моделей разных эпох. Модели брали на прокат, но сейчас решили продолжить это интересное занятие и самим создать коллекцию. Ваши публикации надеюсь нам помогут
ОтветитьУдалитьДобрый день,Виолетта!
УдалитьОчень приятно,что есть люди,занимающиеся с детьми историческими изысканиями.
Удачи Вам и радости детям от творчества в создании головных уборов!
С уважением,
Светлана.
День добрый. Случайно наткнулась на ваш сайт. Вот где кладезь информации! И плане истории, и в плане самостоятельного пошива.... С огромным удовольствием почитаю и возможно, даже что-нибудь сошью)
ОтветитьУдалитьСпасибо,что заглянули.Рада,что нравится информация.Заходите еще!
УдалитьДобрый день! Очень интересно почитать и посмотреть. У меня большая просьба я ищу выкройку эннен для спектакля может у вас есть что-либо посмотреть на эту тему.Спасибо
ОтветитьУдалитьДобрый день,Unknown.
УдалитьСпасибо за отзыв...
Об эннене как крое так и самого изготовления есть много в соц. сетях с МК.Например тут:
https://erenis.livejournal.com/585826.html
Т.к. этот головной убор не пользуется спросом,то мню он не изучался.
Больше помочь ничем не могу, увы...(
С уважением,
Светлана.
Благодарю за очень интересную статью!
ОтветитьУдалитьДобрый день.
УдалитьИ Вам спасибо,что заглянули!
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, чем различаются шляпки боннет и капор? в интернете много картинок шляп, по фасону похожих на детский капор у Вас в статье. Но они подписаны как боннет. У Вас же я прочитала, что боннет - это колпак. Немного запуталась, буду благодарна за пояснения.
ОтветитьУдалитьДобрый день.
ОтветитьУдалитьКапор - это вид шляпки с основанием и "стойкой" обрамляющей его.Имеет определенную устойчивую форму. Был в моде до конца 19 века.В начале 19 века мог изготавливаться как на выход(прогулку) так и как вид ночного женского чепца, в котором основание капора шилось более жестким: или двойным или крахмалилось.
Боннет как название головного убора появился в 15 веке.И представлялась шляпой с плоским верхом и подогнутыми краями.Поля могли быть сплошными или разрезными и около ушей подворачивались вверх.Заднюю часть можно было опустить как щит от ветра или еще-чего-то.А передний подворот был декоративным.Можно сказать,что это чем-то напоминает нашу ушанку,только без завязывающихся "ушей".
В последствии боннет - стал в виде колпака с загнутыми или пришитыми краями.
В 19 веке так назывался головной убор во французской армии с видом колпака с отворотом, причем сам колпак мог быть с обрезным верхом.
В России 18-19 вв. такого вида головной убор назывался кольбак (от слова - колпак).
И боннет и кольбак - в армии были фуражирными шапками(от слова - фураж-корм для лошадей)
Что такм СЕЙЧАС называют боннетом - увы, ответить не смогу.Так как названия ,хоть и являются старыми,но уже с новыми понятиями и видами. И к старым историческим названиям порой никакого отношения не имеют.
Например: в нынешние моде сейчас укороченные женские брюки свободного покроя называют - кюлотами.На самом деле это не так.Кюлоты были узкими штанами,застегивающимися под коленом на пуговицы или манжету.
Я же в своем блоге отписываю ИСТИННЫЕ НАЗВАНИЕЯ ВЕЩЕЙ.
Большое спасибо за подробные объяснения!
УдалитьПожалуйста, заходите, всегда рада всем!
УдалитьСпасибо,спасибо огромное за вашу страницу! Получила огромное удоволствие и очень многое взяла на вооружение для себя (я валяю шляпы из шерсти). Столько интересных исторических фактов о шляпках! Какие вы молодцы, что провели самое настрящие исследование! Как много я узнала! Я влюбилась в вашу страничку!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв! Стараюсь для всех вас писать интересное в блоге. Ну,а как как это получается - судить только вам...
УдалитьМОЛОДЕЦ.ОГРОМНЫЙ ТРУД.СПАСИБО
ОтветитьУдалитьБлагодарю...
УдалитьСпасибо, очень интересно.
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо, что заглянули на огонек...
Удалить