Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

15.5.16

Старинное кружево,шитье, вышивка в одежде.Часть 1: Общее: История. Подлинники.

Страница создана в виде альбома и состоит из нескольких частей из-за большого объема информации.


Моя мама меня учила по старинке: женщина должна уметь все: вышивать, шить, вязать, готовить, убираться, на стол накрывать, гостей принимать, дом вести, выхаживать больных, и т.д...

Все это уходит глубоко корнями в прошлое, когда наши пра-прабабушки воспитывали и своих девочек так же...
На Руси всегда женщина умела шить и украшать одежду.

К сожалению, в наше быстротечное время лишь единицы занимаются чисто женскими ремеслами: шитье, вышивка, рукоделие, вязание...

Предлагаю на этой странице полюбоваться красотой таких видов рукоделия как кружево и шитье разными способами, в том числе и вышивкой
Так же ознакомиться с историей этих ремесел как в нашей стране, так и за рубежом.

Например, со второй половины 19 века шитье лентами и вышивка уже начала производиться не только на руках, но и на специальных машинках.
И именно тогда та же одежда стала входить во всеобщую моду, но и к концу 19 -началу 20 веков получила доступ и среднему классу Европы, Америки и России, что, кстати, очень раздражало высшие слои общества, т.к. визуальные границы статуса населения начинали стираться...
-----------------------------

КРУЖЕВО -

-ажурный рисунок, создаваемый переплетением нитей без тканной основы, служащий для украшения изделий из текстиля.

Вид народного и прикладного искусства.
Кружево известно с глубокой древности. Одежда Богов и царей на барельефах Древнего Вавилона, Ассирии, Египта украшена кружевом.

По технике изготовления кружево делится на виды: плетеные, шитые, вязаные.
Плетеное изготавливается с помощью коклюшек, по рисунку - "сколку". Шитое - изготавливается иглой, петельным швом по узору на бумаге.
 Вязаное - выполняется крючком и на спицах.

--------------------------------------

Подлинное кружево прошлых веков:


старинное кружево

------------------------------------

Кружевное шитье – 


это особая декоративная тесьма, в которой есть участки с вышитыми ажурными узорами разного вида: как одного шитья, так и с дополнениями прорезных отверстий. Появился этот вид декора очень давно, и был завезен в Россию из Западной Европы вместе с кружевом еще в 17 столетии.
До этого шитьё активно использовалось в разных европейских государствах, где с его помощью украшали как одежду и аксессуары, так и предметы быта: скатерти, салфетки и т.п.

Зародился такая отделка изделий еще в эпоху Возрождения, хотя прообразы шитья и кружев можно было найти еще в Древнем Египте – ажурные сеточки и ленты, которые украшали наряды фараонов, сохранились до сих пор.

Распространению шитья способствовала мода на европейский костюм, которая зародилась в России с легкой руки Петра I, и уже в его эпоху законодательницей мод на этот вид декора стала именно Российская империя.

Если ранее шитье изготавливали только в Европе (в 17 столетии декоративную тесьму активно делали в Италии, Фландрии, Германии и Франции, откуда она и завозилась в Российскую империю), то позднее – в конце 17 – начале 18 столетий – оно начало активно производиться и в России.

Изначально тесьму делали вручную, однако к концу 19 века с изобретением специальных машинок для вышивки, появились также машинные кружева, которые активно используются до настоящего времени и считаются одним из способов украшения любых вещей.

вышитые блузы начала 20 в.






Отделка в высокой моде, вышивальные машины


Искусное шитье и отделка, выполненная мастером, оценивались как показатели статуса, особенно в эпоху викторианской моды, когда человек должен был выглядеть так, чтобы другие могли сразу понять, что он принадлежит к высшему обществу того времени.

До изобретения специальных вышивальных машин все эти украшения к одежде выполнялись вручную.

*****
В 1829 г. известный французский изобретатель Joshua Heilmann изготовил первую ручную машину для вышивания гладью. Через год Franz Mange из Швейцарии приобрел две такие машины, но с условием: не продавать их больше никому в свой стране и поблизости без его согласия. Сам Mange, не смотря на договор, дал разрешение на массовое производство этих машин фирме Maschinen-Werkstätte und Eisengießerey. Несколько экземпляров были даже экспортированы, но на данном этапе машина, увы, успеха не имела.

В конце 30-х годов 19 века новый владелец фирмы Mange совместно с механиком Anton Saurer усовершенствовали конструкцию машины, благодаря чему качество вышивки на ней вплотную приблизилось к ручной.
В 1840 году была построена первая достаточно крупная фабрика по производству вышивальных машин в небольшом городке Сент-Галлен.

В 1855 году вышивальная машина была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже, где вызвала ажиотаж. С этого времени машинная вышивка получила уже широкое распространение.
К 1875 году в кантоне Сент-Галлена насчитывалось более 2000 швейных машин, принцип изготовления которой визуально повторял ручное вышивание.
*****
 
старинное кружево

При изготовлении шитья, людям приходилось платить по часам за работу швеи-вышивальщицы, чтобы закончить вовремя все заказы.
Шитье и отделка для каждого предмета одежды были доступны только богатому сословию, т.к."вставали" заказчику в очень крупную сумму денег.

Результат этого экономического эффекта состоял в том, что платье с большим количеством добавленных украшений стало символом особого статуса в обществе, так как оно представляло человека, имеющего финансовые средства, позволявшие ему иметь такую одежду.

------------------------------------

Вышивка и кружево 18 век:


старинное кружево

Расцвет кружевного художественного ремесла в странах Западной Европы (16-17вв) связан с развитием мужского костюма.
Кружево входило в состав одежды кардиналов, придворных, придворных, офицеров.
Им украшались воротники, шарфы, отвороты перчаток.
Кружевом так же украшались алтари, балдахины тронов, царские облачения.

Высоким художественным качеством отличались ручные кружева: итальянский гипюр 16-17 в.(состоящее из узоров, соединенных тонкими связками); фламандское тонкое плетеное плоское кружево с особым узором сетки фона - "снежный фон".



старинное кружево

старинная вышивка

старинное кружево

----------------------------------------------------

Из истории ирландского кружева

Ведя рассказ о кружеве невозможно не остановится на Ирландии - стране этого вида рукоделия.

Предысторию возникновения ирландского кружева можно со всей уверенностью назвать трагической.
В средине XIX века на Ирландию обрушился разрушительный голод.
Известный исторический факт, который поглотил миллионы человеческих жизней, – Ирландский картофельный голод, пришелся на 1845-1849 годы.

 Картофель являлся основным сельскохозяйственным продуктом для Ирландии, особенно для малоземельной части ее жителей.
И появление картофельного грибка, который являлся возбудителем фитофтороза, привел страну к катастрофе.

Значительно вырос процент эмиграции населения в США, что по сей день является постоянной исторической особенностью развития страны.
В итоге в 1851 году население Ирландии уменьшилось на 30%, и страна оказалась на грани выживания.

-----------------

Ирландское кружево в одежде 1890-1915 год:




Для того чтобы выжить, людям был необходим дополнительный заработок. И этим заработком стало производство кружев. Торговля кружевами была выгодной. 

Однако производство кружев традиционными способами, плетением на коклюшках и шитьем иглой, было долгими и трудоемким процессом. А люди нуждались в средствах, и чем больших, тем лучше. 
В итоге мастера Ирландии изобрели новый вид кружев: имитацию популярного кружева «Розалина», которое когда-то являлось модификацией Венецианских кружев. 
Новый вид кружева выполнялся плетением крючком.


старинное кружево
 
Изобретательницей способа плетения кружев крючком стала мадемуазель Риего де Бланкардье, отцом которой был франко-испанский дворянин, а мать – ирландка. 
Мадемуазель де Бланкардье придумала способ вязания кружев, напоминающих Венецианские кружева. 

Их можно было выполнить крючком, тем самым значительно сократить время производства.
Например, на производство иглой некоторого отрезка кружева уходило порядка 200 часов, тогда как такой же отрезок кружева, но при помощи крючка, можно было создать всего лишь за 20 часов работы. 

В 1846 году была издана первая книга образцов ирландских кружев, выполненных крючком, и подробного описания к ним под авторством Риего де Бланкардье.


Новая технология производства кружев была относительно проста в исполнении и быстро популяризовалась среди населения. 
Порой плетением ирландских кружев занимались целые семьи. 
Отличительной чертой ирландского кружева является то, что оно не плетется единым полотном. 
Крючком вывязываются отдельные мотивы (цветы, розетки, листья, завитки и т. д.), которые затем соединяются в едином узоре на сетке.


Такой способ производства позволил разделить труд, в соответствии со способностями. 
Так, каждому вязальщику отводилась своя работа: кто-то вывязывал листики разной формы, кто-то занимался цветами и розетками, у кого-то прекрасно получались завитки или другие элементы узора. 

А кому-то в конечном итоге нужно было создать неповторимый общий рисунок узора. Изготовление кружев было под силу любому члену семьи. 
Новую работу с удовольствием осваивали не только женщины, но и мужчины, дети, а также старшее поколение.




В бедных крестьянских избах идеальной чистоты никогда не было. Кружева часто пачкались, а перед продажей их неоднократно простирывали. Кто мог, тот незаконченную работу заворачивал в кусок чистого холста и убирал под кровать.

Это способствовало появлению почти профессионального термина «положить работу спать». Уже на заре производства ирландского кружева каждая семья имела свои неповторимые приемы и особенности создания узоров.

Традиции мастерства ревностно охранялись членами семьи. И если кто-то чужой захаживал в гости, работу немедленно прятали, чтобы гость не видел будущее кружево - жесткие законы конкуренции!


В крестьянских семьях редко присутствовало умение собирать из отдельных мотивов готовые вещи. Поэтому вывязав определенное количество разных мотивов, семьи отправляли их в города, где в кружевных центрах работали мастера с большим опытом и талантом. 

Там, в мастерских, из умелых рук талантливых мастеров выходили готовые манжеты и воротники, платья, пальто и пляжные зонтики под заказ.

Изделия из ирландского кружева пользовались большой популярностью в ряде стран Европы и Америке. Дублин, Лондон, Рим, Париж, Нью-Йорк и Сан-Франциско были центрами торговли ирландским кружевом.

На популярность кружева влияла мода, но спрос на него никогда не падал.
Ирландское кружево пользовалось невероятной популярностью, вплоть до Второй мировой войны.
А после нее предметы роскоши, в том числе и ирландское кружево, перестали пользоваться широким спросом.


изделия из кружева




Интерес к рукоделию никогда не угасал, и в наше время оно на пике популярности, и в частности, к производству ирландского кружева. Стимулом к действию стали не только новые дизайнерские разработки модельеров, но и красота и неповторимость старинных узоров.
 
Например: невеста Крон-принца Дании на бракосочетании в 2004 году была облачена в платье нежного цвета слоновой кости, вуаль которого выполнена из ирландских кружев 100-летней давности...


Если во всем мире ирландское кружево считается элементом роскоши, то у себя на родине ирландцы называют его «кружевом помощи», поскольку благодаря его производству многие семьи смогли выжить. И именно под таким названием ирландское кружево вписано в историю Ирландии.

Основная ценность ирландских кружев в том, что они до сих пор остаются уникальной ручной работой. В мире давно существуют машины, которые вяжут трикотажное полотно, ткут ковры и вышивают гобелены. Однако, чтобы вязаное кружево увидело свет, нужен крючок и умелые руки мастера...

-------------------------------------------------------

Ирландское кружево и вышивка.

 Юбка и блуза конец 19 в:






------------------------

Период 1890-1914 годов - период модерна


стал временем возрождения кружева.
Благодаря моде воспроизводились практически все виды старинного заподноевропейского кружева по образцам и сколкам из Италии, Фландрии и Франции.

Мастерицы, художники и торговцы кружевом пытались вдохнуть жизнь в эту старую отрасль.
Для создания новых произведений с небывалым прежде рвением отыскивались вес более и более оригинальные приемы давно ушедших стилей.

Наибольшим спросом в это время пользовались все виды венецианских гипюров и их стилизации в виде венецианского ришелье и филе-гипюра; миланское ленточное кружево и относительно близкие к нему технологически сорта баттенберг и пуан-ляс, а так же имитации шитых "королевских" кружев аласон и аратан и стилизация этих двух сортов под названием аржантеллла.
/Б.Шапиро"История кружева"/

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Юбка расшитая вышивкой 1902-1905 гг:




В эпоху модерна изготавливали одежду уже по моде того времени, которая была уже не только для красования, но и  более пригодна к носке и не копировала слепо воротники и манжеты прошлых XVII-XVIII веков.

В конце 19-начале 20 веков с развитием промышленности, науки и техники уже начала входить практика - больше сделать - больше продать. Выгода и обогащение становилось на первое место в обществе. 

В итоге стала характерна стратегия продажи кружева как заурядного товара, для чего его старались изготовить как можно дешевле, часто применяя одновременно простой рисунок и упрощенную технологию изготовления.
Все больше и больше  в продажу входили подделки кружев...

-----------------

1900 год расшивка шнуром и вышивка на куртке(жакете)






Шитье-узор из тесьмы


Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева.

Таким узором можно отделать многие вещи как в одежде, так и в быту: воротник, манжеты, вставку, рукав, салфетку и проч. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка».
Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой как вручную, так и на машинке, соединяя их между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Сначала узор наносят на кальку. Затем по линиям выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку».

В местах пересечения тесьму скрепляют опять же - вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. После наносят украшающие швы.
----------------------

накидка с кружевом расшитая тесьмой конец 19 в. Лондон.





-------------------------------

Вышивка -

вид прикладного искусства, украшение одежды и бытовых предметов из ткани, на которой вышивается ручным или машинным способом орнамент или изобразительный мотив.
Вышивка широко распространена у большинства народов мира. 
Украшение тканного полотна с помощью иглы было известно уже в Древнем Вавилоне и в Египте (3-2 тыс. до НЭ)
Работа вышивальщиц неоднократно упоминается в древне-греческих поэмах.

В качестве дополнительного материала для украшения одежды в древности так же использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток. Вплетая эти "мелочи" в искусные стежки орнамента - это так же называлось вышивкой. 

Технические приемы вышивки очень разнообразны: вышивки гладью, строчкой-перевитью, мережкой, тамбурным, стебельчатым швами и т.д.
Различается белая (одноцветная) и многоцветная вышивки.
Расцвет искусства вышивки в средние века проявился в вышитых картинах (Англия) и пейзажах панно (Китай), на церковных облачениях и пеленах (византийское и русское шитье).

В 17-18 вв расцветает искусство сложного, изысканного шитья на парадных костюмах.
С 18 века большое богатство обнаруживает народная вышивка многих стран.
С конца 19 века вышивка вместе с ручной работой становится и машинной.

В наши дни ручная вышивка уже редкое проявление этого рукоделия и ценится так же дорого, как и в древние времена.

-------------------------------------------------------------

Расшивка платья"Жозефина" стеклярусом и бусинами 1890-1910 гг:





---------------------------------------------------------------------------------- 

ПОДЛИННИКИ:

платье 1902 год с французским кружевом "шантильи":





кружевная накидка 1905-10 года .Ирландское вязание.





Юбка и жакет начало 20 века:






Платье 1905 год. Вышивка кусочками бархата, блестками и синелью:





 Вышитая пара туфель вторая половина 19 в:





Туфельки расшитые бисером конец 19 в:






свадебное платье и фата для невесты начало 20 в:



 Начало 20 века в платьях с мантиями с шитьем и вышивкой:





такую вышивку еще можно назвать: вышивка на сетке шнуром или тюль...




--------------------------------------------------------

Вышивка на пальто гладью по тюли начало 20 века:



вышивка по льну




Кружево шантилье и вышивка гладью начала 20 в(1910 год):






-------------------------------------------------------------

Кружевная юбка 1900 год:





-------






Жакет вышитый+кружево 1908 год:






--------

Ирландское кружево и вышивка гладью начало 20 века:






--------------

Продолжу показывать ретро - одежду, или, как еще называют её - винтаж, бывшую особенно на пике моды конца 19-начала 20 в.  далее на странице:

Кружево и вышивка.Часть 5: Женское платье-подлинники конца 19-нач. 20 вв.

----------------------------------------------------------
-------------------------

Продолжение страниц с показом на тему: кружева , вышивки 

Старинные: кружево,шитье, вышивка на аксессуарах: шалях, платочках и проч. Часть 2.

Старинное кружево на Руси прошлых веков. Часть 3.

Старинные кружево и вышивка на домашнем текстиле. Часть 4.

-------------------------------------------

Читайте так же :


Стиль Арт-нуво,модерн,Подлинники.История.
Эпоха МОДЕРН в одежде 1887-1914 гг.
Шали XIX - XX веков. Подлинники.
Подлинники платьев 19 века с подробностями.
Вышивка на одежде 1890-1915 гг. Книга. Подлинники.
Отделка платьев 19 века. Подлинники в деталях.
Шитье и расшивка на мундирах Европы и России 18-20 вв.

7 комментариев:

  1. Светлана, большое спасибо за красоту. Прекрасные образцы. Сочетание ирландского кружева с вышивкой по гипюру, смотрится сказочно. По этим работам стало понятнее, что ирландское вязание выглядит кружевом, только когда оно связано тончайшей нитью. Современные изделия в этой технике выглядят грубо и вульгарно. Да и советские фильмы, например, по рассказам Чехова, где дамы щеголяли в псевдо-ирландских кружевах, только дискредитировали это искусство. А где мы еще раньше могли увидеть образцы рукоделия, кроме кино. Извините я многословна, но я больна этим кружевом, а повторить не могу, глаза и руки уже не смогут, жаль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, согласна с Вами. Многое из рукоделий сейчас утрачено. А кино..ну что их винить...Я,например, не могу смотреть сегодняшние сериалы в историческом ключе.Ужас...а не костюмы. Женщины еще куда ни шло, а вот мужчины...((
      насчет многословности: пишите сколько хотите! мне всегда приятно читать мнения Мастеров.
      И...заходите потом еще на эту старничку.Она будет продолжаться.Просто сейчас у меня мало времени на блог.Работа в реале зашкаливает.
      Кстати, эту страничку открыла еще и для Вас. Мне самой давно хотелось что-то опубликовать в этом ключе,да все никак...А сайт, с которого качаю картинки тоже не вечен.Как и изделия там. Это же аукцион.Хочется мне оставить для потомков что-то в памяти.

      С уважением и благодарностью,
      Светлана.

      Удалить
  2. Жив ли еще этот блог?
    Очень хочется узнать о том, куда надевали (и как точно называется) вещь на первом фото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Чтобы узнать "жив ли этот блог", достаточно посмотреть на дату публикации верхней страницы+ заходить почаще. И если Вы с компьютера, то можете заметить,что та же картинка Дня меняется каждый день...
      Насчет первого фото: Вы имеете ввиду кружевную платье-накидку? так и одевали - сверху на платье как накидку-украшение костюма, т.е. для красоты. Могли одеть и на утреннее платье, и летом на дневное в доме.

      Удалить
  3. Светлана, добрый день. Я ищу знатока женской моды. У меня есть старинное кружевное платье-накидка. Предполагаю, что ему около 100 лет) Я бы хотела узнать, что это за кружево, и какова ценность этой вещи. Не поможете ли вы мне в этом? Спасибо. С уважением, Юлия.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана, добрый день. Увидела вашу статью о кружеве и решила написать. У меня есть старинное кружевное платье-накидка. По моим предположениям ему около 100 лет. Не могли бы вы помочь мне определить вид кружева и ценность вещи? Спасибо. С уважением, Юлия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Юлия.
      Давайте попробую, присылайте фото с нескольких ракурсов и в большом разрешении мне на почту VetaG2009@ya.ru . Попытаюсь,чем смогу помочь...

      Удалить