Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

23.4.22

Пошив дамского платья в фотографиях из книги за 1895 год. Подлинники в деталях.

 Женщина бывает красива, если она этого хочет. /Банвиль/

"Изучив искусство одевать, каждый может придать себе приятную внешность, вовсе не зависящую от материальных средств. Мы уже говорили, что вкус и утонченность превращают дешевые материи и уборы в художественные произведения, между тем как самые драгоценные вещи обесцениваются вульгарностью. Главное в костюме - гармония, и кто умеет создавать ее, тот будет всегда красив и изящен. 

Женщина, слепо повинующаяся господствующей моде, не соображаясь с своею наружностью, почти всегда безобразит себя; но умеющая выбирать только то, что ей к лицу, хотя для этого пришлось бы делать разные изменения в фасоне и виде модной вещи, есть истинная художница и каждый костюм на ней будет торжеством искусства." - писалось в книге 1892 г. выпуска -"Искусство одеваться".

Однако хороший костюм всегда был дорог по изготовлению, а тем более до начала ХХ века.

В той же книге 1892 г. озвучивалось о скромных туалетах:

"...художественная сдержанность в уличных туалетах вовсе не ведет к уничтожению их богатства, как могут предположить наши читательницы. Напротив того, такие скромные, но утонченные костюмы стоят иногда гораздо дороже бьющей в глаза, безвкускной роскоши, и разница между этими двумя типами костюмов будет так же велика, как между картиной Рембрандта и лавочной вывеской".


И хотя к концу XIX века изготовление одежды становилось на массовый поток в 80%, индивидуальный пошив был очень сильно развит. Мало того, был поощряем для женщины в силах экономии во всех развитых странах, и выпуск специальной литературы этому был в помощь.

Вот что пишет Шишмарева В.В. в своей книге по шитью и крою дамской одежды в 1890-х годах:

"Знакомство с правилами кройки и шитья дамских и детских нарядов полезно для всякой женщины, - не только профессиональной портнихи, но и для всякой особы, понимающей и охраняющей интересы семьи..."

---------

Представляю вашему вниманию картинки из книги 1895 года по шитью женского платья, а чтобы все воссоздать вам было легче, то советую к этому дополнительно ознакомиться  с книгой построения кроя 1895 г. парижского портного




-----------------------

Технология пошива дамского платья в фотографиях из книги за 1895 год.

На страницах показаны основы сборки операций. До середины 19 века подробных учебников для начинающих учиться шить не было. Сначала надо было проходить азы на практике - учеником, причем 1-2 года, и только потом Мастера-портные могли позволить ученикам по их возможности выполнять уже серьезные операции по технологии сборки изделий. Причем Мастер уже на практике видел способности каждого к шитью.

В соответствии с этим и книги выпускались уже дял умеющих шить, чтобы они набирались большого опыта в этом ремесле.









----------------------------------------------

ПОДЛИННИКИ ПЛАТЬЕВ в деталях 1894-1895 гг.












----------------------------------------------------

Читайте так же:

Книга «Век женской моды, 1794-1894 гг.», 1896 г. Часть 5 : 1850-1870 гг.

8 комментариев:

  1. Спасибо, прочла с удовольствием. Очень интересно, но последнее время мучает одна мысль: дамы выходили на улицу только в сухую погоду? Про ленту пришиваемую с изнанки по низу платья читала. Т.е. возможно было отпороть и постирать, но в дождь и грязь как? На тканях ведь остаются следы и платье будет испорчено. Может быть юбки были немного короче? Извините, если вопрос дурацкий, но любопытно же :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Татьяна. Дамы выходили, если надо , то в любую погоду из дома. И ,если позволяли средства, то пешком не ходили ,а пользовались экипажами или наемными кучерами с экипажем. И да, низки юбок были очень грязными. Где-то на своих страницах этого блога писала воспоминания одной парижанки, которая ,пройдясь по улице, приносила на шлейфе низа своего платья и грязь и окурки и всякие нечистоты. Для удобства в грязную погоду надевали специальные приспособления на ноги, которые как бы приподнимали дам. Ну и куча советов по стирке белья были в те времена очень в ходу.Кстати и сами дамы очень страдали от длинных платьев. Не даром с середины 19 века стали возникать то тут то там в странах реформы одежды. Особенно в Америке. Та же Блумер призывала дам смело носить штаны(брбки, юбки -брюки и т.п.), или укороченные юбки.

      Удалить
  2. А как вы считаете, не могло быть несколько видов одежды, для разных случаев? Если брать народный костюм, то там длина по щиколотку. С аристократией, судя по живописи и фотографиям ситуация другая. Но гулять, то они ходили, а многие были вынуждены следить за хозяйством. Могла ли быть одежда другой длины, обусловленная образом жизни. Смешно, конечно, но я считаю, что можно сравнивать и с современностью. Возьмем, к примеру, мусульманскую моду с платьем метущим пол и собирающим грязь с тротуара. Так ходят только в городах, поднимись выше в горные аулы, и длина юбки по щиколотку, и выше. Обобщать не возьмусь, но по Дагестану такие выводы сделала. Там нужно работать и одежда соответствует образу жизни. В хиджабе сложно полоть огород и ухаживать за животными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, не путайте быт 19 века с бытом современным, плииззз... Как правило сами состоятельные дамы ничего не далали по дому. Мало того, они одеться-то сами не могли, помогала прислуга. Дамы среднего достатка если и имели дом, то так же в домне убирались, был прислуга, а если не было дома,то была съемная квартира: это комната и кухня. А вот уже бедные сословия, те и дома то свои не имели, если только квартирку, а то и просто - койку за ширмой для ночлега, или ту же ночлежку. Если бать народный костюм, то да, были юбки и чуть короче, хотя и они так же были все-таки длинными. А когда крестьянки работали,то подол заправляли под пояс. Кстати, крестьяне нижних панталон не носили...

      Удалить
  3. Давайте рассмотрим дам среднего сословия. К примеру, помещиков средней руки. Т.е. по статусу они вполне себе аристократы, а по факту, живя в имении вынуждены были вести натуральное хозяйство. Что я имею в виду, они не все делали руками, но были вынуждены приглядывать и распоряжаться. Чем занимались: варили мыло, делали сыры, и прочие домашние заготовки, колбасы, копчености, наливки и настойки. Многое из перечисленного в своем составе имело дорогостоящие ингредиенты. И чтобы проследить за поварихой и прочим рабочим людом приходилось посещать и кухню, и мыловарню, и другие хозяйственные помещения, отнюдь не блистающие чистотой. А еще детская, с малышами, которые писают, какают, срыгивают молочко и хватают все грязными руками. И везде, в платье в пол и со шлейфом. А одежда стоила дорого и очень дорого, что-то у меня в голове это не складывается. А ведь еще купчихи, мещанки, гувернантки возящиеся с сопливыми ребятишками и все они работали, пусть и не руками. Не будешь за всем приглядывать, останешься без штанов и без детей. И чем это отличается от современности? Люди не изменились, увеличилось количество бытовой и прочей техники. Очень хочется узнать о другой одежде, не той которая предназначена для прогулок (по тротуару, заваленному конским навозом и мочой) и приема гостей. Должна была быть одежда для дома, с одной стороны практичная, с другой статусная. К сожалению, я такой в интернете не встречала, потому и задаю глупые вопросы профессионалу.

    ОтветитьУдалить
  4. Татьяна, Вы смешали все в кучу. Во-первых: понятие помещик и аристократ - это РАЗНЫЕ вещи. И их связывать нельзя.Можно быть помещиком и не быть аристократом,а можно быть крепостным и быть аристократом. Во-вторых : платья со шлейфами - это костюм для выхода в свет: на балы и торжественные мероприятия. В остальные же дни и часы ( т.к. платья порой менялись несколько раз в день) платья были просто длинными и из-под чуть-чуть могли показываться туфельки. В- третьих, умейте разделять времена(!!). Даже люди стали сильно другие, чем в том же 19 веке. Изменилось все: от строения человека, его ментальности, внутренней сути, до одежды. И отношения к одежде - РАЗНОЕ у нас и у наших предков 19 века. Например: Вы можете сейчас надеть длинную юбку на длинную сороку и ...снять трусы и так пойти на улицу по делам. Нет?? А тогда так ходили. И считалось это нормальным. В одном Вы правы: у состоятельных людей было несколько видов в день(!!) одежды. Т.е. : была на выход, на утреннее время, на выезд, на бал, на вечер к ужину и т.п. Ну прочтите в блоге страницу:" Один день из жизни модной парижской кокетки 1830-х годов."

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за ответ. Соберусь с силами, напишу в своем блоге мысли об одежде с разбивкой по векам и примерами из литературных произведений ( к примеру о графине Ростовой). Давно собираюсь. И мы еще с вами поболтаем, если захотите.
    А по поводу белья, да ходили мы без него, было время. Вспомните 80-90 годы 20 века. А моя, бабушка когда ездила к родственникам в село не одевала трусы. И сильно радовалась свободе. Поскольку трусы - это для городских. И было-то не так давно, конец 60-х годов. Сложно все, а люди... Еда, секс, доминанта, три кита, они не изменились.

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна, ели что, прочтите книги "Русский костюм 1750- 1917 в пяти выпусках", всеросийского театрального общества, 1960-1963 гг., например тут у меня в т. 2 написано( адрес: https://disk.yandex.ru/i/OePRGiK5kOfBfQ , страницы 5-8). Там очень хорошо описывается жизнь женщин дома. Если не найдете книги в соцсетях, дам ссылку на свой ресурс.

    ОтветитьУдалить