Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

11.12.21

Собрание мундиров 1-го кадетского корпуса 1730-1833 гг. Военно-учебные заведения: начало. - кратко.

 Казалось бы я затронула много граней исторического костюма, однако еще осталось не мало. Один из не тронутых мною видов, причем как оказалось так же интересных более узкой публики - это форма различных учебных российских заведений в прошлые века. Т.к. я начинала с практики по реконструкции военной униформы, то и в этот раз начну с кадетских военных учебных учреждений.

На странице привожу текст из сборника 1855-1860 гг о военно-учебных заведениях, с показом иллюстраций из 

"Собрания мундиров 1-го Кадетского корпуса с 1730 по 1833 годы".

***Кстати, вся форма шилась по европейским правилам и образцам, т.е. они были ЕДИНЫ по всему миру.***

-------------------------------


НАЧАЛО УЧРЕЖЕНИЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ - кратко...

Начало учреждения Военно-Учебных Заведений в России относится в эпохе царствования Петра I. Он стремился к образованию своих подданных, ибо вполне постигал все выгоды просвещения в благоустроенном государстве. Однако его соотечественники упорно этому сопротивлялись, отстаивая старинные устои.


Учреждая новое регулярное войско, в котором начальствовали, большей частью, иностранцы, Петр предвидел однако необходимость иметь, со временем, опытных офицеров собственно русских, - как по чувству народного достоинства, так и для введения в воске дисциплины на прочных основаниях, ибо солдаты не охотно повиновались иноземцам. Внимание Петра обратилось первоначально на инженеров и артиллерию.

Собственноручным Указом, данным 16-го января 1712 года, государь повелел учредить в Москве Инженерную школу, которую и можно считать первым Воено-Учебным Заведением в России. В школе положено было содержать от 100 до 150 учеников, из которых две трети дворянских детей. Для обучения математики и фортификации, они обязаны были посещать математическую и навигационную школу, находившуюся так же в Москве, на Сухаревой башне, а для преподавания арифметики был к ним определен мастер из русских.

Вслед за Инженерною школою, основана была и школа Артиллерийская. Указами Сенату от 6-го и 9-го марта того же года, Петр Великий повелел дать артиллерии генерал-майору Гинтеру 20 молодых дворян , с тем, чтобы он "в пушкари на убылыя места принимал в службу охочих людей".


Видя уже от школы через несколько лет некоторую пользу и чувствуя потребность увеличить число русских инженеров, Петр основал еще одну - в С.-Петербурге (16 марта 1719 года), в которую повелел перевести 74 ученика из московской школы, а в последнюю, взамен их, вновь набрать 100 человек. Командиром С-Петербургской Инженерной школы был назначен инженер-полковник Декулон.

В 1721 году внимание Петра Первого обратилось и на Артиллерийскую школу. Именным Указом от 13-го марта, он повелел:"чтоб находящиеся в службе Артиллеристы могли честь выше стяжать и скорее сделаться достойными повышения, выбрать из Артиллерии учеников и обучать их при С.-Петербургском лабораторном доме всему, касающемуся до Артиллерии, а также: арифметике, геометрии и тригонометрии". 


Из архива 2-го Кадетского Корпуса с 1722 года видно, что обеими школами заведовал в то время генерал-майор Декулон, под ведением Канцелярии главной артиллерии и фортификации; непосредственным же командиром школ до 1730 года был инженер-капитан Гольцман.

В это время в артиллерийскую школу принимались, кроме дворян, сыновья артиллерийских служителей и арсенальных мастеровых, под названием: "пушкарских детей". Они жили постоянно в школе и по выпуске из нее, назначались в мастеровые, или в полковые писари, но на службу в артиллерию ни в коем случае не выпускались. В инженерную школу же школу поступали преимущественно дети знатнейших фамилий. 

В 1724 году все оставшиеся ученики московской инженерной школы были переведены в С.-Петербург, и по этому эту школу стали называть просто - Инженерной. Из этой школы в 1725 году, для укомплектования инженерной и минерной рот были выпущены: Матвей Вельяминов, князь Матвей Голицин, Данила Ахматов, Протасов и др. 

В 1726 году Инженерная школа поступила в ведение вновь учрежденной в то время Конторы Инженерного правления, а в 1727 году вместе с Артиллерийскою, под главное начальство графа Миниха, назначенного генерал-фельдцейхмейстером и над фортификациями обер-директором. Во время управления Миниха, положение школ значительно улучшилось, благодаря его неусыпной деятельности и заботливости.

К 1730-му году Миних заметил, что все высшие должности по военному ведомству опять заняты иностранцами, он решил осуществить проект графа Ягужинского об основании специального училища, которое бы могло готовить знающих офицеров не только инженерных и артиллерийских, но и вообще для службы в армии.


Императрица Анна Иоанновна, во второй год своего царствования, с особенною благосклонностью приняла предложение о том графа Миниха и Указом от 29-го июля 1731 года повелела: учредить в С.-Петербурге "Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от тринадцати до осьмнадцати лет, как Российских, таки Эстландских и Лифляндских провинций, которых обучать Арифметике, Геометрии, Рисованию, Фортификации, Артиллерии, шпажному действию, на лошадях ездить и прочим к воинскому искуству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, тако ж и в Государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, Истории, Географии, Юриспруденции, танцевания, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, потому б и к учению определять".

18-го ноября того же года утвержден был регламент Корпуса, по которому воспитанники разделялись на две роты по 100 человек. Главное начальство над Корпусом императрица возложила на графа Миниха.


Кадеты должны были помещаться в одном доме, "дабы они толь меньше гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили, но во всем как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении над ними непрестанно иметь надзирание". Каждый класс, при своих офицерах и надзирателях помещался в особых комнатах и надзирателях, помещался в особых комнатах по 6 или 7 человек в каждой. Один из кадет назначался "уставщиком, который прочим еству разделяет" и такое "камрадство" имело право держать на свой счет двоих служителй, с тем, чтоб при русских были иностранцы, а при эстляндцах и финляндцах русские служители, "дабы тем способом всякий наилучше другим языкам обучаться и к оным привыкать мог". В том же доме должны были жить: священник, некоторые офицеры, учителя, надзиратели и собственно для недельного безотлучного дежурства один капитан с поручиком.

Принимать в кадеты положено было тех из грамотных дворян, разделяя их по познаниям ("по диспозиции и по понятию всякого"), на четыре класса.

Сверх помянутых предметов положено было преподавать во всех классах: немецкий и французский языки, а так же "чрез искусных мастеров показывать всякие молодому человеку пристойные экзерциции, яко рисование, танцование, на шпагах биться, на лошадях ездить, волтижирование, солдатския экзерциции и прочая, как кто к чему диспозицию, склонность и охоту имеет". На этом основании 50 кадет (в числе их один офицер), обучались верховой езде и назывались конными кадетами.


Для помещения Корпуса граф Миних исходайствовал у Императрицы большой каменный дом с садом и службами на Васильевском острове, принадлежавший некогда знаменитому любимцу и сподвижнику Петра Великого князю Меньшикову. В то время владел этим домом вице-канцлер граф Остерман, но он не жил в нем, и поэтому охотно уступил его Корпусу, получив взамен значительный участок земли с постройками на Адмиралтейской стороне...



------------------------------

СОБРАНИЕ МУНДИРОВ 1-го КАДЕТСКОГО КОРПУСА ОТ ЕГО ОСНОВАНИЯ (1830) до 1833 года.














------------------------------------------------------

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: 

Полное собрание сведений о военно-учебных заведениях сухопутного ведомства в России с 1712 года по 1860 годы можно прочесть в он-лайн библиотеке РГБ:


автор: Мельницкой, Николай Николаевич (1817-1890).

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полк. Н. Мельницкой. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. Глав. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1857-1860. - 6 т.; 24.
Т. 1. Ч. 2. - 1857. - 128, II с

 Читать

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полк. Н. Мельницкой. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. Глав. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1857-1860. - 6 т.; 24.
Т. 1. Ч. 1. - 1857. - [6], 140, III с

 Читать

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полк. Н. Мельницкой. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. Глав. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1857-1860. - 6 т.; 24.
Т. 2. Ч. 3. - 1857. - 222, III с

 Читать

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полк. Н. Мельницкой. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. Глав. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1857-1860. - 6 т.; 24.
Т. 2. Ч. 4. - 1857. - 266, IV с

 Читать

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полк. Н. Мельницкой. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. Глав. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1857-1860. - 6 т.; 24.
Т. 3. Ч. 5. - 1858. - 326, IV с.  

 Читать

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / Сост. полк. Н. Мельницкой. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. Глав. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1857-1860. - 6 т.; 24.
Т. 4. Ч. 6. - 1860. - 442, IV, 17 с

 Читать


------------------------------------------------------------------------

Читайте так же в блоге:

Комментариев нет:

Отправить комментарий