Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

28.7.20

ТКАНИ и способы их обработки в 17-19 веках.


О тканях и материалах для изготовления одежды много уже было сказано в блоге.
Если учесть все многообразие этой темы, то еще одна страничка, полагаю, будет не лишней.

Мне недавно задали вопрос:
Цитирую:
- ...Мне вообще интересно, как подбирают ткани на реконструкторские вещи. Ведь ткань должна быть аутентичной, наверное сложно находить такие среди современных тканей...

Мой ОТВЕТ:
- Ткани вот так и подбираются...*...улыбаюсь...*... молча...))) и ...мотаясь по магазинам и складам, а то и по странам ( тут не сама, а мои заказчики или знакомые).

Чтобы подобрать ткань провожу личные скурпулезные исследования: изучается вид изделия на определенный период, потом вид тканей в те времена, потом применяется опыт многих лет+знание материаловедения при обучении в свое время, потом делаются выводы и...покупается ткань. 
Все. 
В общем-то ..ничего сложного...*..подмигиваю..*)) ..однако порой приходится повозиться, и времени это занимает гораздо больше, чем просто пойти в магазин и купить нужную ткань...

Если подробнее, то помогает мне в этом опыт и еще раз опыт и навык+чутье портнихи.
Дело все в том, что знание исторических тканей - это хорошо, конечно же, но учитывая, что за 100-200 и более веков названия, выработка (производство) материала для пошива одежды сильно изменились, нужно понимать ЧТО ищешь.

Так же изменились и сами названия тканей. А сейчас вообще в магазинах не пишут название ткани, а только состав: т.е под шерстью, например, может быть и драп, и сукно тонкое, и пальтовая ткань...

 Или, например, если в начала 19 века была модна очень ткань нанка с различной выработкой и без, то теперь эту ткань может заменить х/б жакард...
Главное для исследователя увидеть, хотя бы, по фото саму ткань, её переплетение,помнить и знать какие цвета были в тот или иной период времени.


Однако, повторяю, знание выработки старинных тканей и их названия никогда лишними не будут.


************
Например,
Ко  мне как-то один начинающий реконструктор по 14 веку приехал и заявил, что бархат появился только в 16 веке. 
Я была в шоке, подумала: - а может я чего упустила?-, и схватилась за источники (благо библиотека в реале у меня тоже большая), и уже доказывала ,что это не так (а реконструкторам нужно именно ДОКАЗАТЬ!)), и что бархат начали выделывать еще в конце 11-начале 12 века из шелка...
****************


-----------------------------------------------------------------------


Материалы и способы их обработки.


Аппликация - 

создает узор путем накладывания вырезанных кусков материи на текстильную основу другого вида. Была модна в эпоху Ренессанса и предназначалась, прежде всего, для церковных облачений.

Атлас - 

шелковая, шерстяная или льняная ткань из блестящей пряжи, тканая атласным переплетением, делающим возможным сложный образец. В местах, где нити утка свободно лежат над основными, возникают блестящие поверхности, там где они сплетаются, возникают матовые поверхности. Атласные ткани, известные со времени средневековья, использовали преимущественно в качестве декоративных, а также для парадных церемониальных туалетов.




Бархат - 

шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с тянутым или нарезным ворсом. Начало берет, по-видимому, в Италии. В 1247 году венецианские ткачи бархата получили разрешение учредить собственную гильдию. К этому привело стремление еще более увеличить великолепие шелковых тканей. 
Типичным орнаментом в эпоху поздней готики и Ренессанса стал мотив граната с большим раппортом, большей частью тёмно-красного и золотого цвета, иногда с золотыми петлями. В эпоху Ренессанса рисунок часто создавался известными художниками (А. Поллайуоло).
В эпоху барокко бархат становится многоцветным, в XVIII веке рисунок на бархате делается мельче. В начале XVII века в центральной Европе шерстяной бархат заменяет недоступный по цене шелковый. Используется он в основном для декоративных тканей и для одежды.

Батист - 

очень тонкая льняная ткань, родина которой Индия. Она использовалась для тонкого белья, летней и парадной одежды.
Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач – Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного назначения.

Брокатель. 

Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.

Блестки - 

блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с дыркой для пришивания, использовались для украшения.


Вышивка -

 техника украшения готового текстильного изделия с помощью различного вида стежков из цветных или металлических нитей была известна уже в древнее время. Некоторые эпохи, напр., поздняя готика, давали ей предпочтение перед вытканным узором. 
С помощью вышивки декорировались, в первую очередь, церковные облачения, но также и светская одежда, использовались орнаменты с фигурами и растительными мотивами. 
Пышность вышитых одеяний достигает вершины в эпоху барокко, когда текстильные изделия утрачивают свою естественность и превращаются в жесткую декорацию с богатыми, зачастую золотыми рельефными украшениями.

Дамаск - 

шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканая полотняным или копровым переплетением, иногда в комбинации с атласным. Шелковый Дамаск восточного происхождения, это тяжелая, густотканая материя, предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, а некоторые более легкие виды - и для одежды. 
Хлопчатобумажной и льняной Дамаск в новое время используется и для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVII веке были модны, особенно в Испании, большие шпалеры из этой ткани с раппортом рисунка до 2 м. В XVIII в. эта ткань часто имитирует кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.

Диаспер - 

двухутковая шелковая материя с тонкой золотой ниткой, тканая полотняным переплетением с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в средние века.

Кашемир -

 ткань копрового-???*** переплетения из шерсти кашмирских коз. Шерсть этих коз славится тонкостью и длиной. Кашемир используется для дамской одежды, а набивной - на набивные платки.

*******
В книге "Иллюстрированная энциклопедия моды" 1987 г. очень много ошибок и опечаток.

В данном разделе о тканях написано, что кашемир - ткань кЕпрового переплетения.Увы, такого переплетения нет в природе. Есть - креповое ( хаотичное ) или копровое. Копровое переплетение чаще всего использовали на Востоке.
Однако ткань кашемир очень тонкая, мягкая ткань чаще всего саржевого переплетения, выделанная из пуха (подшерстка) кашемировых горных коз. Само переплетение еще называют  по рисунку-"елочка".
-Где я смогла - исправила все опечатки.-

********


Кмент (батистовое полотно) - 

более грубая ткань такого же вида и применения, как батист. Упоминается уже в Ветхом завете.

Кожа - 

искусство выделки кожи было известно уже в древние времена. В исторические эпохи кожа использовалась в основном для обуви, а также для некоторых видов одежды (головные уборы, кожаные штаны в XVIII веке). 
Только в новое время стало возможным широко использовать кожу не только для спортивных целей, но и для выходной мужской и дамской одежды.

Креп —

 тонкая редкая ткань, шелковая или хлопчатобумажная с волнообразно прогнутыми волокнами после соткания. Предназначалась преимущественно для вуалей.






Кружево-полоска или кусок текстиля, 


получаемого или путем шитья или плетения. Основное развитие кружевного дела падает на XVII век, когда распространилось использование кружев для украшения светской и церковной одежды. Основными центрами по производству кружев были Венеция и Брюссель.

Появление кружев машинной выработки в XIX веке сделало это дорогое украшение из предмета роскоши обычным дополнением одежды, прежде всего белья.

Лен —

 растительное волокно, об использовании которого для производства тканей упоминается уже в древности. О льняных тканях дошли сведения из Древнего Египта, античного мира, от германцев, славян и кельтов. 
Льняные ткани различной плотности, беленые и суровые, повседневно применялись в Египте в средние века для одежды и постельного белья, для домашней и рабочей одежды, для подкладки.


Лента - 

полоска ткани, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка. С XVII века ленты использовались для украшения одежды как мужской, так и женской, а также причесок и шляп. 
Рафинированное использование лент, особенно в эпоху рококо, вылилось в сложную игру символических аллегорий.


Мех - 

выделанная шкура животных с густой и прочной шерстью. Примитивно обработанные меха были, по всей вероятности, первым материалом, который человек применил для своего ложа и одежды. Мех использовался для одежды во все исторические эпохи, но долгое время он служил только в качестве подкладки или отделки.
 Некоторые виды редких мехов стали символом высокого светского или духовного сана (горностай). К самым дорогим мехам относится соболь, горностай, норка, сибирская куница, чернобурая и рыжая лисица, шиншила, каракуль.

Мохер - 

ткань из шерсти ангорской козы, очень тонкой и длинной, с шелковистым блеском. В Европу была завезена из Малой Азии.


Муар -

 блеск на ткани, возникающий при сдавливании и сплющивании нитей утка. Так делаются ткани из блестящей пряжи, все шелковые.

Муслин - 

легкая прозрачная ткань, шелковая или шерстяная. Родиной ее является Индия. В Европе была особенно модна в эпоху ампир.


Набивка -

 на тканях возникла гораздо раньше, чем печать на бумаге. На Востоке, по видимому, уже в древнее время была известна техника ручной раскраски тканей (покрытие материи слоем воска или связывание определенных мест, которые должны остаться неокрашенными). Техника непосредственной набивки происходит, вероятно, из Египта, от коптов.
 Долгое время существовала набивка одноцветная, чаще всего синяя (народная набивка краской индиго). На протяжении всего средневековья появляются набивные ткани, которые используются для практических целей - на рабочие одежды, подкладки и т. д., а также имитируют более дорогие парчовые и бархатные материалы. 
Набивка производилась с помощью деревянных форм, в которые позднее вбивали металлические наконечники, чтобы рисунок узора был более тонким. 
В новое время в Европе отказались от набивки с помощью деревянных форм, а стали применять шаблонный, так наз. пленочный способ, который позволяет создавать орнамент сложной окраски и даже репродуцировать очень сложные с художественной точки зрения образцы. Тем самым набивная ткань достигает одного уровня с материалом, тканым орнаментом. Она используется для одежды, шпалер и обивки. 
Одновременно, однако, снова возобновляется ручная набивка из деревянных форм, и снова входят в моду народные или сделанные по народным мотивам набивные синие ткани с использованием краски индиго.


Набивная ткань —

 шелковая ткань для дамских платьев с набивным цветным рисунком.

Парча - 

тяжелая шелковая ткань с узором, вытканным золотыми или серебряными нитями (т. е. обычно это льняные нити, обвитые тонкой золотой или позолоченной нитью).
Парча использовалась для парадной дворцовой и церковной одежды.

Плиссе - 

мелкие не застроченные складки на ткани, были известны уже в древнее время (Египет). В новое время плиссе делается с помощью специальной машины.

Полотно - 

ткань полотняного переплетения изо льна, конопли или хлопка, была хорошо известна уже в древнее время. Используется для одежды и постельного белья.




Пурпур - 

очень дорогой краситель, известный с древних времен. Краску получали из сока моллюсков (murex, buccinum, purpura) и она давала целую гамму оттенков от темно фиолетового до красного и коричневого. 
Окраска пурпуром была очень дорогой, позднее начали его заменять пурпуром растительным. Плащ пурпурного цвета был символом высокого сана.


Резина. 

С открытием вулканического каучука в середине XIX века резина становится широко применяемым материалом. В одежде имеет значение исключительно практическое, а не эстетическое.


Тафта - 

материя, тканая полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одноцветная. Предназначалась для женской одежды.
Тесьма — текстиль в виде полоски, служащий для каймы на декоративных и одежных тканях. Происходит, по видимому, из Германии (кёльнская тесьма XV века). С этого времени тесьма вошла в моду, часто она делается с пышным орнаментом.

Тюль - 

редкая, тонкая ткань из хлопка, шелка или льна. 
Шестигранная повторяющаяся петля не возникает путем ткачества, а путем вплетания нити утка в основу. Ткань предназначена для легких декоративных занавесей и вечерних туалетов.

Фетр - 

нетканая материя, изготовляемая из отходов шерсти, меха на упаривающих машинах путем прессования и валяния. Используется преимущественно для производства шляп и обуви.

Фру-фру (frou-frou) -

 шелест женского нижнего белья, достигаемый с помощью тафтовых материалов. Был моден на рубеже столетий, около 1900 года, его предшественником были брюки-плундры в XVI веке, имевшие специальные прорези, которые «шуршали».




Хлопчатобумажная ткань (х/б)- 

делается из хлопка — растительного волокна, получаемого из хлопковых семян. Самые древние находки свидетельствуют о том, что хлопок был известен в VII веке до н. э. в Индии. Через арабов он попадает в Палестину, Египет, Андалусию, Сицилию. До конца XVIII столетия в Европу ввозятся только готовые изделия из хлопка.
 В 1772 году в Англии возникает производство хлопчатобумажных тканей, и вскоре за этим начинается эпоха развития хлопчатобумажной промышленности во всей Европе.



платья 1890-1900 гг - хлопок

Шарлах - 

название ткани и краски ярко красного цвета. В средние века эту краску получали из насекомых (cocus illisis), или краппа (корень марены), или сандалового дерева. Ткань применялась для парадной одежды светских и церковных сановников.

Шерсть - 

натуральное волокно из шерсти овец, коз, верблюдов. Обработка шерсти была известна уже самым древним цивилизациям в Передней Азии. Отсюда это искусство проникло в Грецию и остальную Европу. В новое время первенство в производстве шерсти принадлежит Англии. 
Уже в античное время производились шерстяные ткани, служившие в качестве одежды (коптские ткани), в средние века уже во всей Европе было широко развито производство сукна в широком ассортименте как по качеству, так и по расцветке.




Шелк - 

натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда. На протяжении истории высоко ценились мягкость, блеск, упругость и приятный шелест шелковых тканей. Родиной шеководства был Китай, где с III тысячелетия до н. э. и до VI века сохранялся в тайне секрет его производства. До этого времени он попадал в Европу только в виде готовых тканей. 
При Александре Великом он становится известным в Риме, где за него платят золотом. При императоре Юстиниане производство шелка начинается в Византии с центром в Царьграде, дальнейший расцвет наблюдается в арабских областях (сев. Африка, Сицилия, юж. Испания), затем в Италии в эпоху средневековья и во Франции в эпоху барокко.
Шелковые ткани во все времена предназначались для торжественных случаев, это касается как одежды, так и декоративных тканей для интерьера. Для обеих целей рисунок шелковых тканей долгое время оставался одинаковым. Только в начале эпохи Ренессанса, когда все больше распространяется раппорт для декоративных тканей, появляется другой, более мелкий рисунок для тканей, предназначенных для одежды. Только в XVII веке начинает отличаться рисунок тканей для мужской и женской одежды.
/Ист:"Иллюстрированная энциклопедия моды" 1987 г/


-----------------------------------------

Разновидности тканей с применением шелковых нитей:


Ала-бахмаль –

 сотканная в ручную ткань с шелковым ворсом. В основе – шелк и хлопок, ворс шелковый. Ала-бахмаль обычно с рисунком. Ткань самая сложная по изготовлению, с самым большим расходом шелка, самая дорогая, и самая статусная. 
Из нее шили одежду исключительно для правителей государств. Ширина 35-45 см. Годится на дорогие клатчи и сумочки, головные уборы, современную одежду. Требует бережного обращения.

Жанда –

 ткань с небольшим количеством шелка, около 15-20%, имеет сложное переплетение. Ткань мягкая, приятная на ощупь.


Газ. 

Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион – самый тонкий;
Газ-кристалл – самый блестящий и яркий;
Газ-марабу – самый жесткий;
Газ-рис – самый мягкий.


Грезет или гризет.

 Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.

Грогрон. 

Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. 
Одна часть слова – «гро» – означает шелк, другая – название места. Потому гродешин – из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин – из Берлина, гродефлоранс – из Флоренции, гродетуар – из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.

Дама- 

Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение.

 Дамассе – 

атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. 
Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.

Диаспер. 

Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.

Дымка. 

Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит – каждый цветок изяществом дышит.

Дюшес. 

Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.


Жаккард. 

Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.

Репс. 

Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковый репс был дорогим и водился только в городах.

Ри. 

Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки – шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.

Сканый шелк.

 Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.




Тафта. 

Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое – уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта – самая старая шелковая ткань, известная человеку.

Твил. 

Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.

Флоранс. 

Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная – забава для богачей.

Фуляр. 

Тонкая ткань из не крученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.

Чанча.

 Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы – в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка – тусора
/Ист: соцсети./

--------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Занавеси для обустройство домашнего быта в начале XX вв.Часть 1: Вступление. Фабрика материй.
ТКАНИ и цвет в одежде XVIII-XIX вв.Часть 1: История.Подлинники
ЦВЕТ и ткани в одежде 19 в. Часть 2. История. Подлинники.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Агитационный текстиль
Старинное кружево,шитье,вышивка.История.
Шали XIX - XX веков. Подлинники.
 МОМЕНТ ИСТОРИИ: цвет и одежда.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Вечернее платье и придворный шлейф - ампир- 1815 год-подлинник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий