Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

19.10.20

Занавеси для домашнего интерьера начала XX вв.Часть 2: Драпировка помещения.


"...- Темная портьера падала с потолка к изголовью железной кушетки. Кушетка была прислонена к стене, разделяющей обе синие комнаты, и почти ничем не прикрыта, доска вместо матраца и подголовник - больше ничего. Широкая, длинная портьера мешала видеть то, что находилось по другую сторону; но оттуда шла какая-то толстая печная труба, совершенно новая и блестящая. Эта труба шла над кушеткой, образуя как бы продолговатую опрокинутую воронку..."                                                                                                                                             - Р.Морис,Альбер-Жан, "Обезьяна"-фантастика, нач. 20 в.


В 19 веке не было ни компьютеров, ни даже радио, и все новости и советы общество узнавало и изучало из печатных изданий: брошюр, журналов, книг и газет, особенно для женщин. С начала столетия социум стал постепенно переходить на промышленные рельсы, где все крутилось вокруг женской половины. 

К концу 19 века печатные издания наперебой уже выпускали различные обучающие пособия для домохозяек, ведь женщина среднего и более высокого достатка сидела дома и не работала, а значит должна была уметь и вести хозяйство, и делать обстановку в доме, шить, рукодельничать и смотреть за детьми.

"...Обязанность позаботится о том, чтобы квартира была обставлена со вкусом, всецело лежит на хозяйке дома. - писали составители Юрьев и Владимирский в "Правилах светской жизни и этикета" за 1901 г ,- Молодая хозяйка никогда не должна упускать из виду, что элегантность женщин уже проявляется во всем и прежде всего в том, что окружает женщину: в обстановке и в устройстве комнат. Какой смысл в дорогой мебели, в тяжелых штофных портьерах, в ценных обоях, если все это не соответствует размерам комнаты и не гармонирует одно с другим, расставлено и расположено безвкусно, шаблонно и по большой части неудобно, и если при всем том содержится не в достаточной чистоте? Отвечать на это мы думаем излишне.                                                                                                                                            Главное условие не только порядка, но элегантности в обстановке и устройстве комнат заключается  в том, чтобы каждая поставленная вещь соответствовала своему назначению и была удобна для тех, кто ею пользуется..."

***********                                                                                                                                                                  Весь сборник правил писать не буду - там более 240-а страниц мелким шрифтом, да и тема сейчас о другом...Затрону текст, относящийся именно к портьерам. Тем более, что это не только интересно, но , полагаю, может помочь многим в обустройстве помещений и в наши дни.                                                              *****


"...Драпировка дверей также может совершенно изменять впечатление: как часто спускающаяся с самого потолка портьера из материй с вертикальными полосами неожиданно придает вид величия приземистой и неуклюжей двери. Разумеется. окраска дверей не остается без важного значения...


                                                                              Интерьер русских аристократов до 1917 года

"... Перейдем теперь к драпировке комнат. В широком смысле под этим разумеется на окнах, портьеры и ковры на стенах и полках. Занавески на окнах имеют назначение скрыть под складками материи холодную угловатость оконных косяков и рам. Какова бы ни была взятая для этой цели материя, она в большей или меньшей степени лишает комнату части входящего извне света. По этой причине, в небольших комнатах могут быть допущены только занавески из самых легких и прозрачных белых тканей, каковы кисея, тюль и проч. Преимущество белого цвета заключается  в том, что к нему идут все цвета: следовательно, белая занавес никогда не может стать в противоречье с окраской обоев или цветом мебельной обивки.

Если занавес сделана из цветной материи, то, конечно, она должна сообразоваться с цветом остальных аксессуаров комнаты чем, длиннее занавес, тем впечатление, ею приводимое, величественнее; то же самое относится к дверным портьерам, которые в невысоких комнатах должны начинаться от потолка. Но при всей красоте портьер и драпировок, они все же имеют одну не выгодную сторону, заставляющую избегать их в небольших комнатах; это - свойство задерживать течение и, следовательно, обновление воздуха. Здесь уже нельзя помочь горю, делая дверную драпи из легких материй, потому что такая портьера некрасива и не исполняет своего главного назначения - скрыть угловатость дверных косяков и придать величественность двери. 



Гардеробная и гостиная артистки Михайловой Санкт-Петербург

В очень высоких и просторных комнатах портьеры почти необходимы. Например, производимый ими эффект незаменим в обширной солидной библиотеке, причем цвет должен сообразоваться с цветом материи, которую закрыты внутри стеклянные створки книжных шкафов. Вообще, в комнате строгого стиля, портьеры из одинаковой с мебелью материи заменяют двери из палисандрового или темного орехового дерева. Карнизы занавесей и портьер могут быть деревянные или бронзовые, но должны сообразоваться с цветом и материалом деревянных частей остальной мебели комнат. Обхватывающая половинки занавесей и портьер бра могут быть из подходящих к цвету занавес материи, если карниз деревянный, но должны быть бронзовые, если карниз бронзовый. Занавеси еще могут не доходить до полу; но не доходящая до самого пола портьера есть резкое безобразие.                                                                                               В европейской мебелировке ковры были еще, не очень давно предметом роскоши, доступным немногим..."

Интерьер аристократов российской империи начала ХХ века
------------------------------------------------------------
***
"Який швейцар!" воскликнул про себя Венедикт Венедиктович, поглядывая на статного швейцара в темно-гороховой ливрее, с такими баками, каких вы не увидите нигде, кроме петербургских барских домов, да разве на уланских эскадронах прусского ландвера.
Венедикт Венедиктович подал ему карточку.
- Вы к самой барыне, к Раисе Сергеевне-с? - как бы с недоверием осведомился швейцар.
- К её превосходительству,- отвечал Венедикт Венедиктович и не мог сдержать улыбки: очень он уж чисто выговори по русски слово: "пре-вос-хо-дитель-ству", только дробью, а не так, чтобы вышло "пшесству"...

...Венедикт Венедиктович стоял внизу, у богатого ясеневого подзеркальника и любовно оглядывал сени и лестницу. Так ему привольно и тепло было тут в коротком драповом пальтеце, больше для приличия снабженному барашковой опушкой. И в самом деле все тешило его зрение, и не столько щекотало его фибры его художественности, сколько отзывалось ан другие влечения его натуры. Просторно, светло, налощено натертно и устлано было в обозреваемых им "пропилеях". Сообщу по секрету, что это именно греческое слово употребил мысленно Венедикт Венедиктович, хотя дело происходило в одной из Конюшенных и прямо против него, у подъема на лестницу, стояли таких два пузатых и большущих чана с растениями "в русском вкусе", от которых каждый Эллин пришел бы в священных ужас...

...На лице Венедикта Венедиктовича можно было читать внутреннюю работу его благоустроенной головы. Глядя на вазы он мог думать так и на таком, приблизительно языке: "сии русские вазы...не суть предметом вдохновительного умельца; но что сие перед тем добробытом..."
"Добробыт" обдавал его со всех сторон: свет сеней и лестницы, ковры и белоснежные половики,бронза и чугун, зеркальные стекла и газовые жирандоли - вот что искушало, примиряло, влекло и тешило.
"Сколько грошей, сколько грошей!" - воскликнул бы, наверное, Венедикт Венедиктович, если бы считал себя в одиночестве, и еще раз почувствовал, как тепло и привольно даже тут, даже в этом лакейском предверии, когда на улице все коченеет от злодейского мороза. Вот как живут на святой Руси, а стало и наживают, и стоит ли возмущаться хоть бы этими самыми чанами: ведь никто не заставит их ставить, когда все остальное будет доступно...
Венедикт Венедиктович даже зажмурил глаза и не то чтобы млел, а как-то вздрагивал под своим пальтецом, не от холода, конечно, а от особого сладостного чувства..."
/Боборыкин П.Д. "Доктор Цыбулька", 1875 год/

-----------------------
ВСЕ ЧАСТИ ТЕМЫ:

Занавеси для интерьера дома в начале XX вв.Часть 1: Вступление. Фабрика материй.
Занавеси для домашнего интерьера в начале XX вв.Часть 3: Виды портьер по источникам.

Виды и чертежи драпировок штор/занавесей конца XIX века. Часть 4.

-----------------------
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий