"История костюма - это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, чего смогло достичь человечество в разных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях"
/Кирсанова Р М "Русский костюм и быт ХѴІІІ-ХІХ веков"/
Хочу Вас познакомить с авторефератом Ермаковой К. В. от 2008 г. , на основе которого написана эта статья. Работа была выполнена на кафедре этнологии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Автор поясняет:
"... цель данной работы - исследовать повседневный московский костюм как средство выражения социально-культурной идентичности, как источник информации о свойствах характера, привычках и образе жизни различных социальных слоев населения Москвы второй половины XIX в.В этой связи предполагается решить следующие задачи:- показать на примерах воздействие на костюм и внешние формы быта москвичей с одной стороны моды, с другой обычая.
- рассмотреть бытовые стороны взаимодействия человека и одежды в условиях городской среды. выделить наиболее характерные социально-групповые особенности в костюмах, связанные с соответствующими групповыми ценностями.
- проанализировать роль и значимость одежды в повседневной жизни представителей различных социальных слоев Москвы...
- рассмотреть бытовые стороны взаимодействия человека и одежды в условиях городской среды. выделить наиболее характерные социально-групповые особенности в костюмах, связанные с соответствующими групповыми ценностями.
- проанализировать роль и значимость одежды в повседневной жизни представителей различных социальных слоев Москвы...
Хронологические рамки исследования охватывают период 1850 – 1900-е гг."
Ермакова К.В. проделала огромную работу, ну, а я лишь для вас, дорогие читатели, в статье постаралась на основе этой диссертации кратко выложить его содержание, которое составляет 195 страниц текста в реальности.
-------------------
Костюм в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.
Роль и значимость одежды 19-20 в
Остановимся на одном из аспектов культурной биографии вещей - роли и значимости одежды в московском обществе второй половины XIX - начала XX ввИзменение форм костюма ассоциируется со словом «мода». Исторически в разных языках слова «обычай» и «мода» были взаимосвязаны, но с течением времени превратились в противоположные понятия.
Из
истории моды, все знают, что ее первые
ростки появились в эпоху Возрождения,
затем в XVIII в она стала влиять на поведение
узких кругов знати.
----------
И только в XIX в сформировались необходимые социальные факторы, которые определили распространение моды в масштабе массовой культуры.
Среди них главные: промышленная революция с ее техническими нововведениями, политические перестановки, ломка сословий,
----------
Факторы распространения моды 19-20 вв
И только в XIX в сформировались необходимые социальные факторы, которые определили распространение моды в масштабе массовой культуры.
Среди них главные: промышленная революция с ее техническими нововведениями, политические перестановки, ломка сословий,
изменение
межнациональных и межрегиональных
границ, трансформация
социально-экономической и общественной
жизни.
Таким образом, с этого времени мода превращается в одну из важных форм социальной регуляции поведения различных слоев населения. По мнению французского философа Ж Бодрийяра,мода, изменяющаяся каждыйсезон, развитием массового производства, возрастающая скорость товарообмена в индустриальной культуре изменят биографии вещей, сократив продолжительность их жизни. Это оказалось верным по отношению к западной культуре, где вещи, одежда обувь, бытовая утварь уже давно действуют в рамках концепции новизны.
Таким образом, с этого времени мода превращается в одну из важных форм социальной регуляции поведения различных слоев населения. По мнению французского философа Ж Бодрийяра,мода, изменяющаяся каждыйсезон, развитием массового производства, возрастающая скорость товарообмена в индустриальной культуре изменят биографии вещей, сократив продолжительность их жизни. Это оказалось верным по отношению к западной культуре, где вещи, одежда обувь, бытовая утварь уже давно действуют в рамках концепции новизны.
-----
Народная одежда и мода 19-20 в
Развитие русской культуры потребления отличалось от этой модели. Вплоть до середины XIX в устройство русского общества было сословным, с жесткими регламентами и четкими предписаниями в отношении элементов быта.
Николай I* постоянно уточнял классификацию подданных, вводя дополнения в существующие униформы.
Таким образом, общество разделялось на отдельные социальные среды , где вопросы моды были предопределены: она оставалась прерогативой узкого слоя населения.
------
*Николай I (1796–1855) - русский император, правивший с 1825 по 1855 годы. Единственный польский монарх из российских самодержцев. Он не относится к любимым героям русской истории. Об этом этом императоре говорили: «В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого»…-----------------
С
приходом к власти императора Александра
II** начался период
реформ и преобразований всех сторон
государственной и общественной
жизни. После крестьянской реформы 1861 г
вместе с социальным
освобождением пришло духовное
раскрепощение народа, усилился
процесс демократизации культуры.
------------------
**Александр II. Годы жизни: 1818 – 1881. Годы правления: 1855 – 1881. Император Александр II (1818–1881) вошел в российскую историю как проводник широкомасштабных реформ, как царь-Освободитель.---------------------------
Однако
сближение и взаимовлияние русской и
западной культур
остро поставили вопрос о сущности
русской национальной и культурной
идентичности.
В этих условиях вопросы одежды, пищи, стиля языка приобрели особый смысл, став фактором самоутверждения и самоидентификации.
В этих условиях вопросы одежды, пищи, стиля языка приобрели особый смысл, став фактором самоутверждения и самоидентификации.
-----
Социум в XIX-XX вв
На языке предметов противостояние моды и обычая, отразило ключевую проблему русской истории XIX в - схватку двух различных миров западноевропейской культуры высших классов и культуры русского крестьянства, соперничество Петербурга и Москвы.
Комплексное взаимодействие между этими социальными средами имело значительное влияние на национальное самосознание, все виды искусства и костюм XIX в.
Со
второй половины XIX в Москва, издавна
считавшаяся средоточием
традиционных русских начал и кардинально отличавшаяся
от Запада, начинает превращаться в один
из наиболее быстро
развивающихся капиталистических городов
мира.
В то же время европейские новшества попадали в общество с традиционной религией и сложившимися обычаями, а потому неизбежно подвергались изменениям, адаптируясь к определенной психологии и внутренним стандартам города.
В то же время европейские новшества попадали в общество с традиционной религией и сложившимися обычаями, а потому неизбежно подвергались изменениям, адаптируясь к определенной психологии и внутренним стандартам города.
------
Творческие люди о моде конца 19-нач 20 в
Все ниженаписанное затрагивает период 1850 - 1900-е гг и проанализировано на основании: произведений: М Н Загоскина «Москва и москвичи», «Купеческая свадьба»,роман П Д Боборыкина «Китай-город», тема романа - оскудение дворянства и зарождение русской буржуазии в 70-х гг XIX ,так же общественный образ купечества ярко отображен в пьесах АН Островского.
Среди авторов, в творчестве которых особое место занимает «московская тема», следует назвать А П Чехова ,а так же Л Н Толстого «Анна Каренина» и др.
+мемуарная
литература.
В
очерках В. А. Гиляровского «Москва и
москвичи», где автор рассказывает про Москву 1870-х годов, можно найти
описания студентов из «Латинского
квартала», банщиков, трактирщиков,
парикмахеров и обитателей московских
трущоб.
Так же источником стало творчество художников-передвижников 70-90-х гг И.М. Прянишникова, А. Е. Архипова, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина, и особенно В. Е .Маковского.
Так же источником стало творчество художников-передвижников 70-90-х гг И.М. Прянишникова, А. Е. Архипова, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина, и особенно В. Е .Маковского.
-------
Модные журналы конца 19 - начала 20 в
В конце XIX в в модных журналах стали появляться фотографии. В отличие от картинок фотоматериалы более реалистичны Костюмы на них имеют более простой крой и сшиты из обычных материалов.
В целом анализ литературы показывает, что сведения об одежде москвичей второй половины XIX в отрывочны и беспорядочно разбросаны по массиву изданий.
В
истории русского костюма имело место
уникальное явление, когда
запрет на национальный костюм исходил
не от завоевателя, навязывающего
свою бытовую культуру побежденному
народу, а от законного
государя. Достаточно вспомнить начало этого веяния : когда Петр I отрекся от всего русского...
Со
времен Петра I аристократия вынуждена
была изучать
иностранные манеры, как иностранный
язык, при помощи постоянной
имитации и подражания западным образцам.
Модный внешний вид был залогом успеха и «кодексом чести». Согласно европейской моде мужской костюм должен был быть деловым, практичным, удобным, но строгим и солидным, соответствующим положению. Мужская одежда становится однообразной.
Модный внешний вид был залогом успеха и «кодексом чести». Согласно европейской моде мужской костюм должен был быть деловым, практичным, удобным, но строгим и солидным, соответствующим положению. Мужская одежда становится однообразной.
---
Мужской костюм XIX в
В 50-х гг создается стандарт мужского делового и повседневного костюма, впоследствии незначительно меняющегося за счет мелких деталей. Основным становится костюм с сюртуком или пиджаком, жилетом и брюками, фасоны, цвета и отделка которых задаются модой .
Строгий по цвету и фасону мужской костюм разнообразили только мелочи галстуки, драгоценные булавки, запонки, часовые цепочки, головные уборы, трости, зонтики и др.
Главные
перемены измерялись сантиметрами,
сменой положения плечевого
шва, количеством пуговиц и т. д .
В целом мужской костюм второй половины XIX в мало подвергался изменениям.
Единообразие форм оставляло ограниченные возможности для индивидуализации костюма, но принцип иерархии проявлялся в покрое, качестве материала, в мастерстве пошива.
Отличия могли сказаться в чудачестве или в проявлении консервативного вкуса.
В целом мужской костюм второй половины XIX в мало подвергался изменениям.
Единообразие форм оставляло ограниченные возможности для индивидуализации костюма, но принцип иерархии проявлялся в покрое, качестве материала, в мастерстве пошива.
Отличия могли сказаться в чудачестве или в проявлении консервативного вкуса.
Женский костюм второй половины 19 века
Для
женщин успех в жизни означал удачное
замужество. Поэтому
главной целью женского наряда было
привлечь внимание. Вся
светская жизнь держалась на женской
красоте, уме и обаянии.
Умение разбираться в тканях, цветах, фасонах, парфюме и косметике, кроме того, начитанность, знание языков, навыки игры на музыкальных инструментах становились нормой для дамы высшего общества.
Умение разбираться в тканях, цветах, фасонах, парфюме и косметике, кроме того, начитанность, знание языков, навыки игры на музыкальных инструментах становились нормой для дамы высшего общества.
Модные формы женского платья, далекие от какой-либо практичности отличались чрезмерной декоративностью, рассчитанной на броский эффект. При всей разностильности женских нарядов XIX в их неизменный атрибут - широкие длинные юбки.
Главной темой моды была декорация. Юбки покрывались рисунками цветочных гирлянд и букетов, расшивались тесьмой, галуном, кружевом, узорными лентами, бархатными отделками, воланами и драпировками.
На пошив платья расходовалось не меньше
десятка аршин
материи, что требовало значительных
денежных затрат. Кутюрье
Парижа - лидера в индустрии моды,
изобретали бесконечное количество
форм одежды, разграничивая ее не только
по сезонам и назначению,
но и по часам дня.
На
смену огромным кринолинам в 70-х гг пришла
мода на громоздкие
турнюры и драпировки, которые, меняя
местоположение, оставались
в моде на протяжении всего XIX в.
Другим постоянным элементом был корсет, менявший форму от десятилетия к десятилетию и, наконец, пришедший к причудливой форме буквы S
Подлинный идеал силуэта модерна остался только на рисунках художников, поскольку женщины не пошли на сознательный перелом спины.
Другим постоянным элементом был корсет, менявший форму от десятилетия к десятилетию и, наконец, пришедший к причудливой форме буквы S
Подлинный идеал силуэта модерна остался только на рисунках художников, поскольку женщины не пошли на сознательный перелом спины.
----
Соответствие одежды второй половины 19 в. с гигиеной человека
С конца XIX в одежда стала анализироваться на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Начинается движение за функциональность. Медики критиковали многие элементы женского туалета.
Среди них - длинные, пышные юбки с
кринолинами и шлейфами,
обременяющие тело большим весом,
собирающие грязь с улиц
и служащие переносчиками болезней.
Но более всего осуждались корсеты, деформирующие спину и внутренние органы,
препятствующие
нормальному дыханию, и как следствие вызывающие
малокровие, чахотку, неврастении и
нервные болезни, которыми
так знаменит XIX в.
Женская
обувь с высокими каблуками и
узкими носками, шившаяся долгое время
одинаковой для левой и правой
ног, добавляла неустойчивости и
деформировала ноги.
Мода начала ХХ в в Москве
Мода начала XX в также пропагандировала нездоровую худобу и бледность.
Мотивы манерной усталости,
изящной немощи, медленного
умирания и хрупкости стиля модерн в
продолжение XIX в
сделали «популярными» характерные
болезни - нервные расстройства,
головные боли.
Художники
в тесном сотрудничестве с медиками
старались проектировать
удобные платья и даже спортивные костюмы,
но красотой
и изысканностью они не отличались.
Поэтому основными пользователями
реформированных платьев стали гувернантки
и передовые
женщины.
---
Критерии оценки красоты в прошлых веках в Москве
Для
высшего света главным критерием оценки
оставалась модная
красота. Вещь выбиралась не как
совокупность полезных свойств
и качеств, но как образ, статус, набор
виртуальных характеристик,
определяющих социальное положение. Все
неудобства компенсировались
модностью и престижностью.
....
Продолжение темы :
---------------------------------------------------
---------
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:1 Ермакова К.В. Мода и костюм как социокультурный феномен в традиционном образе жизни Москвы второй половины XIX в. (рукопись деп. В ИНИОН РАН 17.12.05 №59561).
2 Ермакова К.В. Костюм и социальные группы Москвы второй половины XIX в. (рукопись деп. В ИНИОН РАН 22.12.05 №59588).
3 Ермакова К.В. Мир вещей в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.
// Вестник Московского университета. История. 2008 №3. С.62-73.
-----------------------------------------------------------
Читайте так же:
Мужской халат 19 в.Или: домашняя одежда мужчин 19 в.Крой,Подлинники.История.
Возвращение к национальному костюму в армии и моде в России в конце XIX в. История, фото.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
К истории производства одежды 19-20 в .Алешина Т.С.
Подборка статей о русской народной одежде до ХХ в.
Разбор пошива верха платья 1870 г. Подлинники с изнанки конца 19 в.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
История Российской гвардии со времен Петра и далее
История моды России с 17 в.Статьи,источники,интересное
Кутузов.История.Высказывания.
Разбор пошива верха платья 1870 г. Подлинники с изнанки конца 19 в.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
История Российской гвардии со времен Петра и далее
История моды России с 17 в.Статьи,источники,интересное
Кутузов.История.Высказывания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий