Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

16.7.18

Развитие моды в Москве 1850-1900 г. Часть 1: История: общее кратко; фото, картины.

"История костюма - это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, чего смогло достичь человечество в разных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях"
/Кирсанова Р М "Русский костюм и быт ХѴІІІ-ХІХ веков"/

Хочу Вас познакомить с авторефератом Ермаковой К. В. от 2008 г. , на основе которого написана эта статья. Работа была выполнена на кафедре этнологии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Автор поясняет:
"... цель данной работы - исследовать повседневный московский костюм как средство выражения социально-культурной идентичности, как источник информации о свойствах характера, привычках и образе жизни различных социальных слоев населения Москвы второй половины XIX в.
В этой связи предполагается решить следующие задачи:- показать на примерах воздействие на костюм и внешние формы быта москвичей с одной стороны моды, с другой обычая.
-  рассмотреть бытовые стороны взаимодействия человека и одежды в условиях городской среды. выделить наиболее характерные социально-групповые особенности в костюмах, связанные с соответствующими групповыми ценностями.
-  проанализировать роль и значимость одежды в повседневной жизни представителей различных социальных слоев Москвы
...
Хронологические рамки исследования охватывают период 1850 – 1900-е гг."

Ермакова К.В. проделала огромную работу, ну, а я лишь для вас, дорогие читатели, в статье постаралась на основе этой диссертации кратко выложить его содержание, которое составляет 195 страниц текста в реальности.
-------------------

Костюм в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.



Роль и значимость одежды 19-20 в

Остановимся на одном из аспектов культурной биографии вещей - роли и значимости одежды в московском обществе второй половины XIX - начала XX вв


С костюмом тесно взаимосвязаны понятия «мода» и «обычай» От слова «обычай» (лат «consuetude», француз «costum», итал «costume», англ «custom») происходит само слово «костюм», включающий в себя как сам комплекс одежды, так и прическу, грим, обувь, аксессуары. 
Изменение форм костюма ассоциируется со словом «мода». Исторически в разных языках слова «обычай» и «мода» были взаимосвязаны, но с течением времени превратились в противоположные понятия.


Из истории моды, все знают, что ее первые ростки появились в эпоху Возрождения, затем в XVIII в она стала влиять на поведение узких кругов знати. 

----------

Факторы распространения моды 19-20 вв


И только в XIX в сформировались необходимые социальные факторы, которые определили распространение моды в масштабе массовой культуры.

Среди них главные: промышленная революция с ее техническими нововведениями, политические перестановки, ломка сословий,
изменение межнациональных и межрегиональных границ, трансформация социально-экономической и общественной жизни. 

Таким образом, с этого времени мода превращается в одну из важных форм социальной регуляции поведения различных слоев населения. По мнению французского философа Ж Бодрийяра,мода, изменяющаяся каждыйсезон, развитием массового производства, возрастающая скорость товарообмена в индустриальной культуре изменят биографии вещей, сократив продолжительность их жизни. Это оказалось верным по отношению к западной культуре, где вещи, 
одежда обувь, бытовая утварь уже давно действуют в рамках концепции новизны.


-----

Народная одежда и мода 19-20 в


Развитие русской культуры потребления отличалось от этой модели. Вплоть до середины XIX в устройство русского общества было сословным, с жесткими регламентами и четкими предписаниями в отношении элементов быта.

Николай I* постоянно уточнял классификацию подданных, вводя дополнения в существующие униформы.
Таким образом, общество разделялось на отдельные социальные среды , где вопросы моды были предопределены: она оставалась прерогативой узкого слоя населения.

------
*Николай I (1796–1855) - русский император, правивший с 1825 по 1855 годы. Единственный польский монарх из российских самодержцев. Он не относится к любимым героям русской истории. Об этом этом императоре говорили: «В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого»…
-----------------



С приходом к власти императора Александра II** начался период реформ и преобразований всех сторон государственной и общественной жизни. После крестьянской реформы 1861 г вместе с социальным освобождением пришло духовное раскрепощение народа, усилился процесс демократизации культуры. 
------------------
**Александр II. Годы жизни: 1818 – 1881. Годы правления: 1855 – 1881. Император Александр II (1818–1881) вошел в российскую историю как проводник широкомасштабных реформ, как царь-Освободитель.
---------------------------

Огромное значение имел научно-технический прогресс, ускорился процесс вхождения русской культуры в общемировую.
Однако сближение и взаимовлияние русской и западной культур остро поставили вопрос о сущности русской национальной и культурной идентичности.
 В этих условиях вопросы одежды, пищи, стиля языка приобрели особый смысл, став фактором самоутверждения и самоидентификации.


-----

Социум в XIX-XX вв


На языке предметов противостояние моды и обычая, отразило ключевую проблему русской истории XIX в - схватку двух различных миров западноевропейской культуры высших классов и культуры русского крестьянства, соперничество Петербурга и Москвы.
 Комплексное взаимодействие между этими социальными средами имело значительное влияние на национальное самосознание, все виды искусства и костюм XIX в.


Со второй половины XIX в Москва, издавна считавшаяся средоточием традиционных русских начал и кардинально отличавшаяся от Запада, начинает превращаться в один из наиболее быстро развивающихся капиталистических городов мира.
 В то же время европейские новшества попадали в общество с традиционной религией и сложившимися обычаями, а потому неизбежно подвергались изменениям, адаптируясь к определенной психологии и внутренним стандартам города.



------

Творческие люди о моде конца 19-нач 20 в


Все ниженаписанное затрагивает период 1850 - 1900-е гг и проанализировано на основании: произведений: М Н Загоскина «Москва и москвичи», «Купеческая свадьба»,роман П Д Боборыкина «Китай-город», тема романа - оскудение дворянства и зарождение русской буржуазии в 70-х гг XIX ,так же общественный образ купечества ярко отображен в пьесах АН Островского. 

Среди авторов, в творчестве которых особое место занимает «московская тема», следует назвать А П Чехова ,а так же Л Н Толстого «Анна Каренина» и др.
+мемуарная литература.



В очерках В. А. Гиляровского «Москва и москвичи», где автор рассказывает про Москву 1870-х годов, можно найти описания студентов из «Латинского квартала», банщиков, трактирщиков, парикмахеров и обитателей московских трущоб. 
Так же источником стало творчество художников-передвижников 70-90-х гг И.М. Прянишникова, А. Е. Архипова, 
Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина, и особенно В. Е .Маковского.



-------

Модные журналы конца 19 - начала 20 в


В конце XIX в в модных журналах стали появляться фотографии. В отличие от картинок фотоматериалы более реалистичны Костюмы на них имеют более простой крой и сшиты из обычных материалов.
В целом анализ литературы показывает, что сведения об одежде москвичей второй половины XIX в отрывочны и беспорядочно разбросаны по массиву изданий.


В истории русского костюма имело место уникальное явление, когда запрет на национальный костюм исходил не от завоевателя, навязывающего свою бытовую культуру побежденному народу, а от законного государя. Достаточно вспомнить начало этого веяния : когда Петр I отрекся от всего русского...



Со времен Петра I аристократия вынуждена была изучать иностранные манеры, как иностранный язык, при помощи постоянной имитации и подражания западным образцам. 
Модный внешний вид был залогом успеха и «кодексом чести». Согласно европейской моде мужской костюм должен был 
быть деловым, практичным, удобным, но строгим и солидным, соответствующим положению. Мужская одежда становится однообразной.



---

Мужской костюм XIX в


В 50-х гг создается стандарт мужского делового и повседневного костюма, впоследствии незначительно меняющегося за счет мелких деталей. Основным становится костюм с сюртуком или пиджаком, жилетом и брюками, фасоны, цвета и отделка которых задаются модой . 

Строгий по цвету и фасону мужской костюм разнообразили только мелочи галстуки, драгоценные булавки, запонки, часовые цепочки, головные уборы, трости, зонтики и др.
Главные перемены измерялись сантиметрами, сменой положения плечевого шва, количеством пуговиц и т. д . 

В целом мужской костюм второй половины XIX в мало подвергался изменениям. 
Единообразие форм оставляло ограниченные возможности для индивидуализации костюма, но принцип иерархии проявлялся в покрое, качестве материала, в мастерстве пошива. 
Отличия могли сказаться в чудачестве или в проявлении консервативного вкуса.



Женский костюм второй половины 19 века


Для женщин успех в жизни означал удачное замужество. Поэтому главной целью женского наряда было привлечь внимание. Вся светская жизнь держалась на женской красоте, уме и обаянии.
Умение разбираться в тканях, цветах, фасонах, парфюме и косметике, кроме того, начитанность, знание языков, навыки игры на музыкальных инструментах становились нормой для дамы высшего общества.



Модные формы женского платья, далекие от какой-либо практичности отличались чрезмерной декоративностью, рассчитанной на броский эффект. При всей разностильности женских нарядов XIX в их неизменный атрибут - широкие длинные юбки. 

Главной темой моды была декорация. Юбки покрывались рисунками цветочных гирлянд и букетов, расшивались тесьмой, галуном, кружевом, узорными лентами, бархатными отделками, воланами и 
драпировками. 
На пошив платья расходовалось не меньше десятка аршин материи, что требовало значительных денежных затрат. Кутюрье Парижа - лидера в индустрии моды, изобретали бесконечное количество форм одежды, разграничивая ее не только по сезонам и назначению, но и по часам дня.


На смену огромным кринолинам в 70-х гг пришла мода на громоздкие турнюры и драпировки, которые, меняя местоположение, оставались в моде на протяжении всего XIX в. 
Другим постоянным элементом был корсет, менявший форму от десятилетия к десятилетию и, наконец, пришедший к причудливой форме буквы S 
Подлинный идеал силуэта модерна остался только на рисунках 
художников, поскольку женщины не пошли на сознательный перелом спины.


----

Соответствие одежды второй половины 19 в. с гигиеной человека


С конца XIX в одежда стала анализироваться на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Начинается движение за функциональность. Медики критиковали многие элементы женского туалета. 
Среди них - длинные, пышные юбки с кринолинами и шлейфами, обременяющие тело большим весом, собирающие грязь с улиц и служащие переносчиками болезней. 

Но более всего 
осуждались корсеты, деформирующие спину и внутренние органы,
препятствующие нормальному дыханию, и как следствие вызывающие малокровие, чахотку, неврастении и нервные болезни, которыми так знаменит XIX в.
Женская обувь с высокими каблуками и узкими носками, шившаяся долгое время одинаковой для левой и правой ног, добавляла неустойчивости и деформировала ноги.



Мода начала ХХ в в Москве


Мода начала XX в также пропагандировала нездоровую худобу и бледность. 
Мотивы манерной усталости, изящной немощи, медленного умирания и хрупкости стиля модерн в продолжение XIX в сделали «популярными» характерные болезни - нервные расстройства, головные боли.

Художники в тесном сотрудничестве с медиками старались проектировать удобные платья и даже спортивные костюмы, но красотой и изысканностью они не отличались. 
Поэтому основными пользователями реформированных платьев стали гувернантки и передовые женщины.


---

Критерии оценки красоты в прошлых веках в Москве

Для высшего света главным критерием оценки оставалась модная красота. Вещь выбиралась не как совокупность полезных свойств и качеств, но как образ, статус, набор виртуальных характеристик, определяющих социальное положение. Все неудобства компенсировались модностью и престижностью.

....

Продолжение темы :


---------------------------------------------------
---------
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1 Ермакова К.В. Мода и костюм как социокультурный феномен в традиционном образе жизни Москвы второй половины XIX в. (рукопись деп. В ИНИОН РАН 17.12.05 №59561).
2 Ермакова К.В. Костюм и социальные группы Москвы второй половины XIX в. (рукопись деп. В ИНИОН РАН 22.12.05 №59588).
3 Ермакова К.В. Мир вещей в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.
// Вестник Московского университета. История. 2008 №3. С.62-73
.


Подборка статей о русской народной одежде до ХХ в.
Разбор пошива верха платья 1870 г. Подлинники с изнанки конца 19 в.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
История Российской гвардии со времен Петра и далее
История моды России с 17 в.Статьи,источники,интересное
Кутузов.История.Высказывания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий