Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

22.12.22

Название видов одежды городского костюма 19 века.

Многие века существовало многообразие стилей одежды, которые варьировались в зависимости от страны или социального положения. При дворе одевались иначе, чем в буржуазных кругах, а во Франции - не так, как на Британских островах, в Италии или Германии...

К началу 19 века модные тенденции в историческом костюме приходят из Парижа. Одна из её оличительных особенностей - изменчивость. Не успевает что-то "войти в моду", как уже "выходит из моды"...

Однако не только мода не стояла на месте, но и само общество менялось как и виды одежды и их названия...

На страницах этого блога мною уже был выложен Список наименований одежды с 10 по 20 вв. На этот раз мне хочется заострить внимание названий именно на 19 веке.



Название видов одежды городского костюма 19 века. 

Мужской выходной костюм:

Фрак - мужской парадный вечерний костюм особого покроя: короткий спереди с длинными узкими фалдами (полами) сзади. Сначала фраки были цветными (фрак "брусничного цвета с искрой" Чичикова), впоследствии стали только черными. Черный фрак - выходной костюм для визитов, посещения клуба и театра. Прийти в гости не во фраке значило оскорбить хозяев.

Вицмундир - форменный фрак чиновников гражданского ведомства.

Сюртук - одежда без выема спереди и длинных фалд сзади, стал вытеснять фрак в середине 19 века в качестве повседневной одежды.

Пиджак - приходит на смену сюртуку в конце 19 века, появился еще в середине века, но считался одеждой не вполне солидной и более приличествующей молодому человеку.
Если полы сюртука иногда опускались ниже колен, то пиджак, по объяснению Даля - "долгая куртку, коротенький сюртучок, по бедра".

Пожилых людей пиджак шокировал, казался чем-то легкомысленным. В пиджак был одет князь Мышкин, приехавший из-за границы.

Визитка - разновидность сюртука, некий гибрид сюртука и фрака, однобортный, с круглыми фалдами, черного или, во всяком случае, темного цвета. Иногда визитку называли жакеткой - в ней ходят Райский ("Обрыв" Тургенева), Свидригайлов.

Панталоны - то, что мы сейчас называем брюками. Поначалу были уже брюк, но постепенно эти два понятия смешиваются, к концу 19 века, слово "брюки" вытесняет слово "панталоны". Герои Тургенева и Гончарова носят панталоны, а чеховские персонажи обычно ходят в брюках. Также панталоны - предмет нижнего белья у женщин.

Штрипки, или стремешки, - тесемки на брюках, охватывающие ступню под обувью.

Верхняя одежда:


Венгерка - расшитая спереди шнурами, зауженная в талии и отделанная мехом куртка, заимствованная у венгерских гусар. Новую венгерку "со снурками" надевает Николай Ростов, приехав в Москву в отпуск из армии.

Казакин - одеяние, напоминающее казачье: сшитое в талию, со сборками сзади, однобортное, на крючках. Нередко казакины носили женщины и дети.

Чекмень - одежда, схожая с казакином, заимствована у кавказских народов. Удобна для всадника и конного охотника. Чекмень служил формой донским казакам.



Тужурка - домашняя или форменная куртка, застегивающаяся до самого ворота, вошла в моду во второй половине 19 века. С 1860-х годов в тужурки облачились студенты и офицеры. Неформенная тужурка считалась костюмом демократическим.

Шинель - уличная одежда, как форменное пальто, так и обычная суконная верхняя одежда. Часто снабжалась одной или несколькими пелеринами для тепла. Постепенно слово вытесняется обычным "пальто", но, в то же время, пальто - это и вид домашней одежды, нечто вроже простенького сюртука.

Плащ - верхняя широкая одежда, обычно без рукавов, надеваемая внакидку. Широкий плащ, закрывающий почти все туловище, - альмавива (по имени героя комедии Бомарше "Севильский цирюльник" ). Просторный безрукавный плащ, носимый в России с давних времен - епанча.

Крылатка - разновидность мужского плаща с пелериной. Чаще всего мы видим ее на героях Чехова и Горького. Пожилые люди иронически называли это одеяние размахайкой или разлетайкой из-за его длинных, развевающихся по сторонам "крыльев".


Макинтош - прорезиненное пальто, появилось в России в 1830-х годах. Упоминается, например, в "Записках охотника" Тургенева.

Бекеша - верхняя мужская одежда, шилась на меху или на вате, имела меховую оторочку, сборы и разрез сзади, теплый воротник. Длинную бекешу носил отец Николеньки Иртеньева в"Детстве" Толстого.

Редингот - длинное пальто в талию, как мужское, так и женское, снабженное пелеринами. В "Невском проспекте" Гоголя девы прогуливаются "в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах".


Домашняя мужская одежда:


Архалук - одежда восточного происхождения, нечто вроде полухалата, сшитого в талию, из цветной или полосатой ткани, с застежками на крючках.
В архалук одет гоголевский Ноздрев.
Разновидность архалука - бешмет.

Шлафрок - первоначально спальное одеяние, потом то же, что халат. Хотя в гости и на улицу в шлафроках не ходили, они могли выглядеть весьма нарядно.
Шлафрок, или шлафор, мог быть и женской домашней одеждой (мать Татьяны Лариной, осев в деревне, "обновила, наконец, на вате шлафор и чепец"

Халат - символ домашнего уюта и обывательской самоуспокоенности. В халате постоянно пребывает Обломов.

Как уличную одежду халаты носили в городах только торговцы-разносчики да мальчишки, работавшие на побегушках, выходить в халате "на люди" считалось признаком пренебрежения (некую персону, явившуюся на день рождения к Мармеладовым в халате, попросту выгоняют).

Ермолка - домашняя круглая шапочка, иногда с кисточкой. Иногда называлась скуфьей.

--------


Женская одежда:


Капот - широкая распашная одежда с рукавами, без перехвата в талии. Были домашние и уличные, теплые капоты. К концу 19 века капоты носить перестали.

Душегрейка - короткая, по пояс, теплая кофта, обычно без рукавов. В "Капитанской дочке" душегрейка и на комендантше, матери Маши Мироновой, и на императрице Екатерине в Царском Селе. Другое название - телогрейка.

Кацавейка - короткая распашная кофта без сборов и перехвата, с рукавами, подбитая мехом или ватой.

Салоп - верхняя женская одежда, длинная широкая накидка с прорезами для рук или небольшими рукавами. Долгое время салоп считался признаком особого достатка, но постепенно носить его становится признаком дурного тона, бедности и мещанства. К концу 19 века салопы выходят из моды.

Бурнус - короткая верхняя женская одежда, гораздо короче платья. Он заканчивался немного ниже талии, обычно имел ватную подкладку и рукава. Вошел в моду в середине 19 века. В бурнусах ходят многие героини Островского и Достоевского.
 К концу 19 века бурнус выходит из моды.

Роброн - выходной парадный костюм, широкое платье с округленным шлейфом.

Ватерпруф - английское летнее женское пальто, ненадолго входит в моду в конце 19 века.

Мантилька - короткая накидка без рукавов, накидываемая на открытые плечи для тепла или красоты.

Канза - легкая кофточка без рукавов, обшитая оборкой.


Тальма - длинная безрукавная накидка. Чаще всего появляются в тальмах чеховские героини - Нина Заречная в "Чайке", Маша в "Трех сестрах".

Плерезы - особые легко отпарываемые нашивки, непременно белые, которые подшивались к рукавам и воротничку женского платья в случае траура, похорон. Иногда плерезы нашивали на свою одежду и мужчины.

Эшарп - нарядный шарф в начале 19 века ("Горе от ума").

Чепец, чепчик - женский головной убор. Показываться посторонним людям без головного убора считалось неприличным для замужних женщин. Особенно часто носили чепец пожилые дамы.

 При выезде могли надевать также шляпу или мягкий широкий берет (Татьяна в "Евгении Онегине" появляется на великосветском балу "в малиновом берете"


----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Краткий словарь обмундирования русских войск 18-20 вв по книге Глинка:"Русский мундир"

НАКИДКИ:тальма,салоп,мантилья и др.История.Подлинники.
Шемизетки, манишки, косынки, пришивные рукава и др. на 19 в.
Штаны-брюки мужские на начало 19 в. шьем сами
Книга К.Холкебоер:"Выкройки театральных костюмов..." : Часть 5: крой на XVI век.
Все о КАПОТе 18-19 в.
Подъюбники, подушечки, кринолин 19 в.
Женская народная нательная рубаха.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Подлинники мужской одежды 18-20 века в деталях часть 1.
Подлинники мужской одежды.Часть 2. Штаны
Плащи с пелериной, пальто с пелериной и др,история,крой, реконструкция
Все о ФРАКАХ 18-20 в.история, крой,реконструкция,подлинники

Комментариев нет:

Отправить комментарий