Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

12.11.20

Козьма Прутков - по книге за 1883 год.

 

 Козьма Петрович Прутков - литературный герой середины XIX века. 


"...Провел всю свою жизнь, кроме детства и раннего отрочества на государственной службе: сначала по военному ведомству,  а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года и скончался - 13-го января 1863 года.

В "Некрологе" и других статьях о нем было обращено внимание на следующие два факта: во-первых, что он отмечал все свои печатные прозаические статьи 11-м числом апреля, или иного месяца; и во -вторых, что он писал свое имя: Козьма, а не Кузьма. Оба эти факта верны...

В 1820 г. он поступил на военную службу, только для мундира, и пробыл в этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время ему и привиделся странный сон, после которого, " В то же утро, - как он сам любил рассказывать,- едва проснувшись, я решил оставить полк, и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов в Пробирную Палатку ( палатка для испытания и клеймления золота и серебра  в 19 в - мое прим.), где и останусь навсегда!"- Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался  в ней до смерти, когда внезапный нервный удар пронзил его прямо на службе - в директорском кабинете Пробирной палатки...

...Козьма Прутков пробыл на государственной службе более сорока лет, на литературном поприще действовал гласно пять лет (в 1853-54 и 1860-х годах).

...До 1850 г., именно до случайного своего знакомства с небольшим кружком молодых людей, состоявших из нескольких братьев Жемчужниковых и двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого, - Козьма Петрович Прутков и не думал никогда ни о литературной, ни о какой-либо другой публичной деятельности. Он понимал себя только усердным чиновником Пробирной палатки, и далее служебных успехов не мечтал ни о чем. В 1850 г. граф А.К.Толстой и Алексей М.Жемчужников, не предвидя серьезных последствий от своей затеи, вздумали уверить его, что видят в нем замечательные дарования драматического творчества. Он, поверив им, написал под их руководством комедию "Фантазия", которая была поставлена на сцене Петербургского Александрийского театра, но после была изъята.

Эта первая неудача не охладила начинающего писателя ни к его новым приятелям, ни к литературному поприщу, да еще Братья Жемчужниковы ободрили его, склонив заняться сочинением басен...

Делая первые шаги в литературе, Козьма Петрович Прутков не думал, однако, предаться ей. Он только подчинился уговариваниям своих новых знакомых. Ему было приятно убеждаться в своих новых дарованиях, но он боялся и не желала прослыть литератором; по-этому он скрывал свое имя перед публикою, так было до 1852 года.

Лица из упомянутого кружка: графа А.К. Толстого, Алексея и Владимира Жемчужниковых взяли его под свою опеку и развили в нем те типичные качества, которые сделали его известным под именем Козьмы Пруткова. Он стал самоуверен, самодоволен, резок; начал обращаться  к публике "как власть имущий"; и в этом своем новом и окончательном образе он беседовал с публикой в течении пяти лет, помещая свои произведения в журнал "Современник", в отделе "Ералаш", под общим заглавием: "Досуги Козьмы Пруткова" , так же печатался  в журналах "Искра" и "Развлечение" 1861 г. №18.

Козьма Прутков был, очевидно, жертвою трех упомянутых лиц. Они поступили с ним как "ложные друзья", выставляемые в трагедиях и драмах. Они, под личиною дружбы, развили в нем такие качества, которые желали осмеять публично. Под их влиянием, он перенял от других людей, имевших успех: смелость, самодовольство, самоуверенность, даже наглость, и стал считать каждую свою мысль, каждое свое писание и изречение - истиною, достойной оглашения. Он вдруг счел себя сановником в области мысли, и стал самодовольно выставлять свою ограниченность и свое невежество, которые иначе бы остались неизвестными вне стен Пробирной палатки.

И этого видно, впрочем, что его опекуны, или "ложные друзья", не придали ему никаких новых дурных качеств: они только ободрили его и тем самым вызвали наружу такие его свойства, которые таились до случая.Ободренный своими клевретами, он уже сам стал требовать, чтобы его слушали, а когда его слушали, он высказал самоуверенное непонимание действительности, как будто над каждым его словом и произведением стоит ярлык" все человеческое мне чуждо".

Самоуверенность, самодовольство и умственная ограниченность Козьмы Пруткова выразились особенно ярко в его "Плодах раздумья", т.е. в его "Мыслях и афоризмах". - Обыкновенно форму афоризма употребляют для передачи выводов житейской мудрости; но Козьма Прутков воспользовался ею иначе. Он, в большей части своих афоризмов, или говорит с важностью "казенной" пошлости, или вламывается с усилием в открытые двери. При этом в его афоризмах часто слышится не совет,а команда. Его знаменитое "Бди!", звучит как "пли". Да и вообще Козьма Прутков высказывался так самодовольно, смело и настойчиво, что заставил уверовать в свою мудрость...

Будучи умственно ограниченным, он давал советы мудрости; не будучи поэтом, он писал стихи и драматические сочинения; полагая быть историком, он рассказывал анекдоты; не имея ни образования, ни хотя бы малейшего понимания потребности отечества, он сочинял для него проекты управления...- "Усердие все превозмогает!"...

Упомянутые трое опекунов Козьмы Пруткова заботливо развили в нем такие качество, при которых он оказывался вполне ненужным для своей страны; и, рядом с этим, они безжалостно обобрали у него все такие, которые могли бы сделать его хотя немного полезным. Присутствие первых и отсутствие вторых равно комичны,и при всем этом в Козьме Пруткове сохранялось глубокое, прирожденное добродушие, делающее его невинным во всех выходках...

Слава Козьмы Пруткова установилась так быстро, что в первый же год своей гласной литературной деятельности (с 1853 г.) он уже занялся приготовлением отдельного издания своих сочинений , с портретом.

Дорожа памятью о Козьме Пруткове, нельзя не указать и тех подробностей его наружности и одежды, коих передачу в портрете он вменял художникам в особую заслугу; именно: искусно подвитые и всклокоченные каштановые с проседью волосы, две бородавочки: одна наверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы; кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов; длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом на плечо; кисть левой руки, плотно обтянутая замшевой перчаткою особого покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти перстни были ему пожалованы при разных случаях).

Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи.  Художники удовлетворили это его желание, насколько это было возможно в оконченном уже портрете; но в уменьшенной копии с портрета, приложенной к настоящему изданию, эти поэтические лучи, к сожалению, едва заметны...

Так описывали своего придуманного героя его создатели и разработчики: граф Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович и Владимир Михайлович Жемчужниковы. Сотрудничество в этом деле было оказано двумя лицами, в определенном здесь размере, именно:

1. Александром Михайловичем Жемчужниковым, принимавшим весьма значительное участие в сочинении не только басен, но так же комедий. 2. Петром Павловичем Ершовым, известным сочинителем сказки "Конек-горбунок", которым было доставлено несколько куплетов в оперетту "Черепослов, сиречь Френолог"..."

- писали в биографии Козьмы Пруткова в "Полном издании сочинений " авторы этого острослова-писателя в 1870-х годах, как бы оправдывая себя за всю ту смелость в суждениях о миропонимании в те времена. 

Создатели Козьмы Пруткова опередили свое время в литературном и психологическом подходе к произведениям и к обществу в целом. То ,что было написано их героем почти 170 лет назад стало актуально сейчас как никогда. В самом предисловии полного собрания сочинений Козьмы Пруткова "Биографических сведений" между строк заложен смысл бытия социума как такового и в то же время показано как можно защититься от нападок откровенно смелые высказывания самого человека.

Выбор имени своего героя-писателя объяснял позже Алексей Жемчужников в разговоре с И.А.Буниным:      " Мы - я и Алексей Константинович Толстой - были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе ( в одной квартире - мое прим.) и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали,и что вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки о самой смерти."

В 1863 году кружок авторов Козмы Пруткова решился на смерть своего героя:

Любя публику, свою страну, этот кружок литераторов старался донести до каждого читателя завуалированно от имени своего героя более важные вещи внутреннего содержания ума и души самого человека. В середине 19 века не было еще не психологов, не понятия "аффирмаций, мотиваций, успеха". Само общество как социальная культура просвящения и научного движения только создавалась.И это начало - фундамент всего нынешнего современного общества 21 века очень интересно узнавать...Хотя..кому как..., конечно же...Ни в коем случае не настаиваю на своем мнении, а лишь выражаю его...

Я не публикую полностью весь текст, предоставляя читателю возможность самому выразить желание найти эту книгу в свободном доступе в соц.сетях и прочесть именно оригинал, а не современные переводы, где все сглажено для обычного обывателя, где отсутствует острота понимания и глубинный смысл всего написанного.

Понимаю, что читать с "ъ" (ять-ами) сложно, но можно, уверяю вас. Стоит только начать изучение текста, как через пару страниц уже привыкаешь к самому слогу, как будто бы оказываешься  в том времени, соприкасаясь в еще русским малоискаженным иностранными словами языком той России, которую еще не отшлифовали для нас те же СССР-овские инквизиторы, хотя цензура была во все времена...

Переписывая текст из "Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова" за 1883 год (источник- РГБ), я постаралась сам текст не изменять, только лишь убрать те знаки, которые сейчас мы не употребляем в русском языке. Многие слова неискушенным историей читателям будут непонятны, тогда спрашивайте, допишу ответы с их пояснениями тут же, на странице.

А пока...предлагаю  часть из главы книги:

Афоризмы Козьмы Пруткова.

Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.

- Жизнь нашу можно удобно сравнивать с своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый челн, на рынке скоропроходящего времени, есть никто иной, как сам человек?

- Никто не обнимет необъятного.

- Смотри в корень!

- Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не поместилась бы еще меньшая.

Лучше скажи мало, но хорошо.

- Наука изощряет ум, ученье вострит память.

- Что скажут о тебе другие, коль сам ты ничего о себе сказать не можешь?

- Самопожертвование  есть цель для пули каждого стрелка.

- Память человека есть лист белой бумаги; иногда напишется хорошо, а иногда дурно.

- Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую только по расчету.

Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Если хочешь быть счастливым, будь им!


Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.

- Смотри в даль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо. Но, взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

- Пища столь же необходима человеку, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

- Ничего не доводи до крайности; человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру.

- Пояснительные выражения объясняют темные мысли.

- "Зачем - говорит эгоист: - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?" - Несправедлив ты , безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты можешь, сближая прошедшее в настоящим и будущим, по произволу считать себя младенцем, юношей и старцем.

Вытапливай воск, но сохраняй мед!

- Бди!

- Здоровье без силы - то же что твердость без упругости.

- Принимаясь за дело, соберись с духом.

- Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося  иностранца.

- Не робей перед врагом, - лютейший враг человека он сам!

- На дне каждого сердца есть осадок.

- Болтун подобен маятнику : того и другой надо остановить.

- Продолжать смеяться легче, чем окончить смех.

- Не все стриги, что растет.

- Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

- Не шути с женщинами; - эти шутки глупы и неприличны.

- Специалист подобен флюсу- полнота его односторонняя.

- Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.

...

-------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------

Полностью собрание сочинений Козьмы Пруткова за 1883 год можно найти на сайте  РГБ в свободном доступе. Читайте саму книгу, уверяю - это очень интересно и занимательно.

---------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Какие костюм носили действующие лица Н.В. Гоголя в комедии "Ревизор". Часть 1:история создания.

О Мастерах и ремесле.Выдержки из книг и др.
Об учениках и педагогах...

Мудрые мысли великих людей:Эмирсон Ралф Уолдо

Цепкие четверостишия - "гарики" Игоря Губермана.

Конфуций - изречения.

Мудрые высказывания

1822 г.Книга для детей о благочестии и добродетели

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Прейскурант склада оружия, дорожных, спортивных вещей.1912/13 года.

Высказывания и афоризмы портнихи-реконструктора: ИМХО.

Кутузов.История.Высказывания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий