Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

6.4.19

МОМЕНТ ИСТОРИИ: цвет и одежда знати в древности.

Начинаю новую серию страничек под названием "Момент истории" .

Хочу крАтенько запечатлеть интересные факты по тому или иному времени в истории человечества, связанные с одеждой и полагаю,что это будет интересно как самим реконструкторам,так и другим людям.

На туниках античных римлян присутствовали клави - пурпурные полосы 

различно длины и ширины.
Они служили знаками отличий - императоров, полководцев, судей.

Так, одежда сенаторов имела широкую полосу римские полководцы носили тунику с узкой полосой.
В торжественных случаях военачальники и консулы носили туники, украшенные по низу полосой с растительным орнаментом.

Право носить пурпурные одежды либо использовать в одеянии пурпурный цвет имели только граждане высокого ранга.

В значительной степени на такую градацию влияла стоимость изготовления пурпурных тканей. Ведь окрашивали их при помощи красящего вещества, добытого из особого рода  моллюсков. Такая технология была достаточно дорогостоящая.

В Византии вместо полос использовались круги, четырехугольники, различные каймы и т.д. Будущий император должен был появиться на свет в комнате, стены которой драпировались пурпурными тканями.


Самой знаменитой синей вещью в истории моды является коронационный плащ-мантия германского императора Генриха II.
Плащ-шап имел форму полукруга и был выкроен из атласа сине-яркого цвета.

Очень интересно, что шап представляет собой звездную карту неба, на которой в виде знаков зодиака вышиты золотом созвездия.
Украшенная сверкающими золотыми созвездиями мантия был как-бы вещественным подтверждением неземной власти императора.

Образец средневекового прикладного искусства такой превосходной работы сохранился и до наших дней. Сегодня он бережно хранится  в музее германского города Бамберга.

"...При вскрытии гробницы короля Италии Бернара (797-818 гг) был обнаружен огромный, длиной в тридцать локтей, плащ из белого дамасского атласа с золотыми бордюрами, вышитый по углам золотом и цветным шелком".
(Л.М.Горбачева, костюм средневекового Запада

Есть упоминания о том, что при поздних Каролинах (до 987 г.) некоторые детали облачения для литургии ( в особенности головные уборы) шились из малинового атласа.



В средневековой Венеции серебристые брачные одежды могли носить исключительно самые знатные барышни.
Только девушки из лучших венецианских семей, а именно из домов - членов Большого совета Десяти, выходили замуж в одеждах из белого атласа и серебряной парчи.

Кроме них в таком наряде выходили замуж только дочери самого дожа. Все остальные девушки к венцу шли в платьях из ярко-красной , пунцовой или алой ткани.

----------------------

В праздники, на пирах и перед лицом иностранных послов даже те из королей, кто стремился к простоте в повседневном быту, надевали одежды, богато переливающиеся золотом.

чень похоже на нынешних толстосумов, которые заливают золотом свои унитазы, не правда ли? - прим.автора).

Таким образом подчеркивалось могущество и богатство государства и сила власти правителя.
Блестящий металл был повсюду: обувь, оружие, сбруя, шарфы, плащ и даже чулки вышивались золотом.
От обилия золота в вышивках ткани казались как будто литые.

В некоторые ткани тонкие золотые пластины действительно вплавлялись под воздействием высокой температуры.

Двор Людовика Благочестивого (778 - 840 гг) в праздничные дни буквально переливался золотом: золотые корона и скипетр короля, покрытые золотыми узорами королевское платье соседствовали с не менее роскошными одеяниями членов королевской семьи, а так же знатный свиты короля.

 Золотые короны и венцы украшали графские и герцогские головы даже в церкви. Двор Каролингов сиял, поражая своим великолепием и современников, и потомков.

---------------------------------------------------------------------------


Желтый цвет, цвет шафрана, в Китае считается цветом императора.

Императорские одежды всегда создавались строго по определенным канонам.
Все в них имело большое значение: форма, цвет, вышивка, символы.

Таким образом император,  облачаясь в официальный парадный костюм включался в космологическую систему и становился связующей Осью мира между Небом и Землей.

Эта идея центра подчеркивалась цветом: только император мог носить желтые одежды.

 Как вспоминал последний император Пу И:
 "Каждый раз при воспоминаниях о детстве перед моими глазами всплывает сплошной желтый туман: глазурованная черепица на крыше желтая, паланкин - желтый, подстилки на стульях - желтые, подкладки на одежде и шапке, кушак, фарфоровая посуда, ватные чехлы для кастрюль, обертка для них, занавески, стекла - все желтого цвета.

 Этот существующий на правах личной собственности так называемый "блестящий желтый" цвет с детства заронил в мою душу чувство собственной исключительности."

--------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий