Книги, Журналы

Ответы на вопросы:

31.5.12

Ткачество в прошлые века...



Проштудировав множество литературы, вот что у меня получилось:

Основные приемы ткачества

переплетение нитей утка и основы -известны с доисторических времен.

Важнейшим новшеством было изобретение челнока, позволяющего быстро пропускать намотанный на шпульку уток через основу.

В ходе веков разрабатывалось множество механических приспособлений, облегчающих процесс.
Вид платья зависел от ширины ткани,т.е. станка.

Ткацкие станки были в каждом поселении,деревне.
ширина ткацкого станка, в принципе, ограничивается размахом рук ткачихи

5000 г. до н.э.: в Месопотамии и Египте изготавливают первые ткани из шерсти и льна.

Около 1000 г. до н.э.: появился первый ткацкий станок с жесткой рамой.

1580 г.: мастер из Данцига Антон Мюллер Старший построил первый лентоткацкий станок

В 1728 г. французский ткач Фал кон изобрел ткацкий станок управлявшийся своеобразными перфокартами, направлявшими нити в зависимости от заданного узора.

В 1733 г. английский часовщик Джон Кей изобрел самолетный челнок благодаря которому ткачу уже не нужно было пробрасывать уток между нитей основы руками

В 1785 г. англичанин Эдмунд Картрайт сконструировал первый механический ткацкий станок, способный самостоятельно выполнять все основные операции.

Но окончательную победу машинное ткачество одержало с изобретением сельфактора, или автоматической мюль-машины.
Эта конструкция, целиком изготовленная из металла, была запатентована в 1825 г. английским инженером Ричардом Робертсом.

Следующей вехой стал 1950 г.. когда появился бесчелночный станок с сопловым устройством

В 1805 г. француз Жозеф-Мари Жаккар усовершенствовал станок с перфокартами, создав машину, автоматически ткущую заданный узор

В 1879 г. Вернер фон Сименс сконструировал первую электрическую ткацкую машину.

Сейчас ручное ткачество применяется только в художественных промыслах.
Точную ширину ткани с 5 по 18 веках можно предположить от 50 до 80 см.
Это для льна.

/Из источника: Мода в средние века/

В V-VIII веках Ткани изготавливались в домашних условиях. Только в XI веке с развитием городов появляются цехи, изготовляющие одежду.
 Ширина полотна не превышала 80 см. Крой одежды диктовался шириной ткацкого станка . Ткани были из льна, крапивы, конопли, шерсти.

 Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у Византийских купцов. Помимо этого шили одежу из меха и кожи....

В ХIIIв. были заложены основы кроя, особенно повлиявшие на изменение формы женского костюма.
Умение кроить ткани освободило фасон одежды от ширины ткацкого станка крой, требовавший определенных профессиональных навыков, повлек, за собой дальнейшее развитие портновского искусства.

Портные объединяются в профессиональные цехи, которые изготовляют одежду в основном по заказам знати. В этот период усовершенствуется сама техника шитья....."
---

Ширина сукна в 19 веке была 120-130 см
 В 20 веке уже 125-140 см
Сейчас ширина сукна и шерстяных тканей варьируется от 140 до 180 см
----
*
К сожалению ,применение после 5 века станков Древнего мира шириной до 2-х метров нигде не нашла.

......................................


Вот что написано о ширине ткацких станков :
(соц.сети)

"....В последующие века в ткацкий станок вносились различные усовершенствования (например, движением ремезов стали управлять с помощью педали ногами, оставляя руки ткача свободными), однако принципиально техника тканья не менялась вплоть до XVIII века. Важным недостатком описываемых станков было то, что, продергивая уток то вправо, то влево, мастер был ограничен длиной своей руки.
Обычно ширина полотна не превышала полуметра, и для того чтобы получить более широкие полосы, их приходилось сшивать."

Это до усовершенствования станков,т.е. до конца 18 века.

Читаем дальше:

История ткацкого станка.

(соц.сети)

"... И лишь в 1733 году молодой английский суконщик Джон Кей сделал первый механический (он же самолетный) челнок для ручного ткацкого станка.
Изобретение исключило необходимости вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним человеком (раньше требовались два).

Позже, дело Джона Кея продолжил самый успешный реформатор ткачества Эдмунд Картрайт. Любопытно, что он был по образованию чистым гуманитарием, выпускником Оксфорда со степенью магистра гуманитарных наук.

В 1785 году Картрайт получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 таких устройств.
 Но на этом не остановился: в 1789 году запатентовал гребнечесальную машину для шерсти, а в 1792-м – станок для витья веревок и канатов.

Уже к 30-м годам в станок Картрайта добавили массу технических усовершенствований. В итоге таких машин на фабриках становилось все больше, а обслуживало их все меньшее число работников.

На пути неуклонного повышения производительности труда стояли новые препятствия. Наиболее трудоемкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Например, при изготовлении самого простого ситца на станке фирмы Platt ткач тратил на эти операции до 30% времени.

Более того, он должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков.
..."
по источнику

....................................

Тканый текстиль: портьеры, покрывала, Греция 1910-1920 гг

Бахрома - плетение макраме








----------------------------

В первой половине XIX в. ткацкое производство в России

 превращалось из кустарного в ремесленное. Создавались мануфактуры с разделением пока еще ручного труда по операциям. Отечественные механики и новаторы в этой области, как и в технике прядения, сделали серьезные технические усовершенствования.

Весьма важным шагом в развитии техники ткачества была замена ручных деревянных станков механическими. Начавшись в России в первой половине XIX в., она продолжалась в течение всей его второй половины и закончилась лишь в советское время.

Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался развитием техники приготовления пряжи к ткачеству. Трудоемкие ручные работы - проборка крючком каждой нити основы в отверстие ламели, глазок ремиза и между зубьев берда, подвязка концов каждой сработанной основы с концами вновь заправляемой основы, связывание оборвавшейся нити при мотке - были механизированы.

Развитие техники ткачества расширило во второй половине XIX в. выработку тканей разнообразных и сложных конструкций, как, например, плательные и сорочечные ткани фасонного переплетения ("газовые"), в котором основная нить переходит через соседнюю то вправо, то влево, образуя рисунок.

Стало возможным вырабатывать ткани еще более сложных переплетений под названием "лапетиновые", когда основные нити с другого навоя с помощью прибора, состоящего из ложного берда и игольной рамы, раскладывались поперек основы, образуя рисунок накладной структуры даже разноцветным утком.

Открылась возможность выработки очень сложных тканей, например "броше" или "плиссе" с поперечными складками, а также лент по 90 концов на одном станке с двухрядным расположением челноков на батане.

Ткачество, будучи исконным русским промыслом, выдвинуло своих умельцев. Ими создавалась и совершенствовалась техника кустарного и ремесленного производства. К механическому ткачеству они подошли вполне подготовленными.

 Выработкой сложных и художественных тканей овладели в совершенстве. Ткацкое машиностроение в стране росло и развивалось.
 Создавалась вполне благоприятная обстановка для перехода на высшую, по тому времени, ступень ткацкой техники - на автоматическое ткачество.


.......................................


...Древний ткацкий станок


И венец всего процесса - работа ткача.
Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа.

Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком.
Например, жившее на берегах Нила в IV тысячелетии до н.э. древнее племя бакаири научилось изготовлять ткани, используя вертикальную ткацкую раму.
Это были два столба, врытые в землю.

 От одного к другому протягивали нити - основу. Уток был намотан на палочку и при ее помощи продевался через основу.
 Получалась ткань, похожая на циновку.

Ткацкая рама такого типа существовала и в Древней Мексике. Техника этого примитивного изготовления тканей была распространена в различных частях земного шара: в Азии, Африке, Америке и, конечно, Европе. У аборигенов Австралии она существует и по сей день.

Свое дальнейшее развитие технологии и формы одежды получили в одежде древних цивилизаций.

Древний Египет и ткачество


Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения.
Египетские ткани были широко известны и экспортировались в Сирию и Месопотамию. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства.

О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. ткач ощущал такую нить только пальцами.

По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Все это стало возможным благодаря усовершенствованию ручного ткацкого станка , которое значительно ускорило темп работы ткача и позволило намного повысить качество ткани по сравнению с первобытными временами.

 Были созданы основные элементы ручного ткачества - рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок.

--------------------------------------------------------------------

Древняя Греция и ткачество


Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные ткани из шерсти, а с IV века до н.э. льняные ткани.
К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского, они называли его "шерстью дерева".

До VII-VI веков до н.э. ткачество носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей.

При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение приписывали богине Афине Палладе. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.

Ткали же ткани ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. В Древней Греции появились многоремизные ткацкие станки для выработки узорчатых тканей.

В Древней Греции были распространены ткани с рисунком, которые в классический период (V-IV вв. до н.э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями.
....

................................................................................

Комментариев нет:

Отправить комментарий